Языковой портрет современного телеведущего

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – определить особенности языковой личности современной телеведущей на примере Тины Канделаки.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
– систематизировать основные теоретические положения, связанные с рассмотрением понятий «языковая личность», «структура языковой личности», «лингвокогнитивный уровень языковой личности», «прагматический уровень языковой личности», «речевой портрет», «речевой имидж» и др.;
– выявить особенности языковой личности современного телеведущего (на примере Тины Канделаки).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретическое обоснование «языковой личности» в лингвистических исследованиях…………………………………………………5
Понятие «языковая личность»……………………………………..5
Структура «языковой личности»: лингвокогнитивный и прагматический уровни……………………………………………….…..8
Понятия «речевого портрета», «языкового портрета» в современной лингвистике…..……………………………………………12
Речевой имидж как языковая категория ……………………………………………………………………………15
Глава 2. Анализ языкового портрета телеведущего (на примере Тины Канделаки)…………………………………………….…..…21
2.1. Лексические особенности языкового портрета ведущей………..22
2.2. Тропы в речи ведущей…………………………………………….28
2.3. Синтаксические особенности речи ведущей.……………………..33
2.4. Особенности языкового портрета телеведущей…………………41
Заключение……………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………………47
Приложение...................................................................................................50

Работа содержит 1 файл

Языковая личность современного телеведущего.docx

— 107.34 Кб (Скачать)

     Красочность изображения видна в образах описываемых Тиной Канделаки, мы видим все ситуации, слышим новые придуманные ею слова:

     «В  Тбилиси работала такая воровская  схема: воры заходили в толпу и  кричали «Держи вора!». И когда  люди на этот крик оборачивались, они  чистили их карманы. Любое обвинение  и троллинг вызывают больше симпатии, чем конструктивный диалог при наличии  противоположной позиции».60

     «Еще  хуже: я даже не играю на пианино! Вся моя родня пела и играла на музыкальных инструментах, как  это принято в грузинских семьях. У меня же не было ни одного из этих талантов, и, чтобы хоть как-то пристроиться, я на семейных вечерах объявляла номера. Наверное, это тоже оказало влияние на мою последующую профессию. (Смеется.)»61

     «Посмотрела на выходных и «Джона Картера», и  «Голодные игры». Если бы мне кто-то сказал, что «Картер» будет таким  «Недоаватаром», то …»62 

     2.2. Тропы в речи  ведущей 

     Неотъемлемый  признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического  идеала, образность  речи  - частное ее проявление. Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропами (гр. tropos - поворот, оборот, образ). Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений. Юмористы и сатирики телеведущие любят тропы, которые «снижают» предмет описания, придавая речи комическое звучание».

        Метафора. Традиционное определение метафоры связано с этимологическим объяснением самого термина:  метафора (гр. metaphorá - перенос) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора. Метафоры в речи Тины Канделаки:

       «Мы пытаемся догнать ракету, которая улетает на космической скорости». Мы же не реально пытаемся догнать ракету, эта фраза понимается Тиной в переносном значении: мы пытаемся догнать упущенную возможность.63

     «Когда  ты оказываешь поддержку каналу, ты ждешь не подножки, ты ждешь как минимум того, что тебе подставят плечо, наверное, это мое субъективное мнение». 64

       «Я привела с собой некоторые  интересные проекты, а кроме  того, стала пропускать через фильтр «Апостол Медиа» все поступающие МНЕ предложения». 65

     «Для  того, чтобы возглавить партию и  не дать новым людям полюбить эту  партию. Замкнуть зло на себе. Посмотрите, и вы поймете мою метафору, что люди, которые это делают, полное ощущение, что это люди, которые прикладывают максимум усилий, чтобы уровень недоверия к «Единой России» как можно быстрее и регулярнее возрастал». 66

     «Оскорбления  в свой адрес, градус которых повышается от безнаказанности».67

     Олицетворение. Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицитворение в речи телеведущей:

     «Мне  не интересно зарабатывать кон в длинную игру и видеть, как меняется мир от того, что у меня получается реализовывать задуманные проекты.68

     Аллегории (гр. allēgoria - иносказание, из allos - иной, agoreúo - говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла. Образ депутатов, партий воплощается в образе кукол у Тины Канделаки – наигранный, искусственный, марионеточный: «Депутаты – куклы. Эти все партии – они кукольные! Они, как в футболе команды-дубля». 69

     Метонимии (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: фарфор и бронза на столе. Особый вид метонимии - антономасия (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Этот троп состоит в замене множественного числа единственным.70 Так, например, в речи ведущей встречается: «По домам идет Европа». 71

     Эпитеты (от гр. epitheton - приложение) называется  образное  определение предмета или действия.72 Эпитеты в речи телеведущей:

     «Телевидение  - это поистине королевское красивое  медиа, оно дает больше пространства для экспериментов». 73

     «Меня волнуют социальные проблемы, в первую очередь - тонкие места реформы образования. Как следствие, и тон публикаций обо мне изменился. Пикантных сочных поводов я не даю, и папарацци остались без свежих сплетен».74

     «А  кто-то говорит, что он, наоборот, блестящий министр, какого у России не было и в ближайшее время не будет». 75

     «Понимаете, деньги – вещь не только материальная, но и энергетическая». 76

     Сравнение. К лексическим  образным   средствам  примыкает сравнение. Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого77:

     «Сейчас один из главных моих «маяков» в жизни — мой партнер по бизнесу Василий Бровко».78

     «Жизнь  - это дорога, и на ней всегда есть повороты».79

     «Ведь телевидение – это в первую очередь коллективная игра».80

     «Еще  есть лидеры оппозиции, которые в  эту власть не встроены и нуждаются  в сторонниках, которых потом  будут, как фишки в казино, разменивать на свои кусочки власти».81

     Гипербола. Гиперболой (от гр. gyperbolē - преувеличение, излишек) называется  образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого82:

     «И  это очень серьезный сигнал власти. Они вышли не потому, что им не хватает еды, они недовольны тем, что их конкретно коварно обманули».83

     Лексическим  образным   средством является перифраза (перифраз), которая как составная речевая единица тяготеет к фразеологии. Перифразой (от periphrasis - пересказ) называется описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания (Не раз сгорая дотла и восставая из пепла, Москва, - даже оставшись после Петра Великого «порфироносной вдовой», - не утратила своего значения, она продолжала быть сердцем русской национальности, сокровищницей русского языка и искусства, источником просвещения и свободомыслия даже в самые мрачные времена).

     Тина  Канделаки:

     «На телевидении пробиваться пришлось с самых низов, и я проделала  весь классический пусть от «принеси-подай» до появления в кадре».84

     «У  нас выросло первое по-настоящему свободное поколение. Я его назвала  путинским поколением, за что, как вы знаете, меня подвергли жесткой критике, хотя и взяли этот термин».85

     Образность  речи,   это и экспрессивная лексика:

     « - Нет, я тебе скажу! Та встреча – она была до митинга. На ней подводили итоги». 86

     «О, у меня еще очень много не взятых вершин! К примеру, в первой десятке списка Forbes не хватает женщин. (Улыбается.)» 87

     К эмоциональным средствам выразительности  языка могут быть отнесены риторические, каверзные, неоднозначные вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

     «- А что остается-то? (Корр.)

     - Ничего. Остается говорить о том, что нужна другая партия. (Т.К.)

     - Да, но проблема в том, что сейчас невозможно создать партию. (Корр.)

     - Почему? (Т.К.)»88

     Таким образом, проанализировав образные средства в речи телеведущей мы составили  диаграмму 1 «Особенности лексики Тины Канделаки».

     Диаграмма 1. «Особенности лексики  Тины Канделаки» (в %) 

     

     Условные  обозначения:

     Ряд 1 – фразеологизмы (10,5%).

     Ряд 2 – метафоры (9,09 %).

     Ряд 3 – цитаты, живость речи, эпитеты, сравнения (по 7,3 % каждая).

     Ряд 4 – поговорки, разговорные обороты  речи, красочность речи, ирония (по 5,5 % каждая).

     Ряд 5 – просторечия, наглядность речи, перифразы, образная и экспрессивная  лексика (по 3,7% каждая).

     Ряд 6 – пословицы, языковые средства юмора, сатира, олицетворения, аллегории, метонимии, гиперболы, обращения (по 1,8 % каждая). 
 

     2.3. Синтаксические особенности речи ведущей 

     В стиле речи  телеведущей Тины Канделаки используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа: «голос мира», «страны ближнего зарубежья».

     Характерно, что в предложениях в роли сказуемого телеведущей как журналиста часто выступают глаголы в условной (сослагательной) форме. Связано это с тем, что Тина Канделаки часто рассказывает о своей жизни, своем профессиональном опыте, высказывает свои мнения на ситуации и т.п. (думаю, считаю, жила, считала, ушла, пр.):

     «Мое  субъективное мнение - я его никому не навязываю»89, «Я сказала, что это было последней точкой»90, «Мы стояли с Венедиктовым в толпе и со всеми людьми разговаривали»91, «Я везде в разных местах говорю одно и то же, что невозможно на телевидении говорить другим языком, замалчивая действительность»92, «Я вот читаю интервью Кудрина в «Ведомостях», и я понимаю, что он предлагает»93, «Я считаю, что обижаться на удачные пародии довольно глупо»94, «Сегодня с утра я прочитала новость и очень расстроилась»95, «Преподавателем я стала, как и многие вчерашние выпускники, благодаря аспирантуре: пишу диссертацию в Гуманитарном университете»96.

     Как для журналиста-публициста Тине Канделаки  свойственно в речи употреблять  большое количество  глаголов начальной формы — инфинитивы и возвратные формы глаголов:

     Инфинитивы:

     «Но нужно понимать, что образовательную  революцию могут сделать только революционно мыслящие преподаватели  и управленцы от образования»97.

     «Сегодня  наша промышленность готова обеспечить выпускникам интересную высокооплачиваемую работу»98.

     «Российское государство больше не может наращивать госрасходы, особенно в условиях, когда 31% расходов приходится на социалку»99.

     «Таким  образом, для привлечения дополнительного  финансирования необходимо создать  условия для прихода частного капитала». 100

     Возвратная  форма глаголов:

     «Сейчас, я думаю, актуальнее уже готовиться к президентским выборам, нужно  провести их так, чтобы результаты не вызвали никаких сомнений».101

     «Обращайтесь, если понадобится».102

     «Меняется и сама оппозиция».103

     «Так  как в силу размеров они являются главными работодателями и налогоплательщиками, то считаю, что они имеют право  голоса. Все мы хотим, чтобы Россия превратилась из сырьевой в процветающую высокотехнологичную державу».104

     «Вскрылось  то, что функция наблюдателя не понятна, он не может просто взять  и заставить пересчитать бюллетени».105

     «Выяснилось, что люди, оказывается, хотят участвовать  в этом процессе, а не быть мертвыми душами».106

     «Чтобы  в очередной раз не казаться чересчур эмоциональной, пытаюсь связаться  с министром образования Грузии Дмитрием Шашкиным, который сможет подтвердить или опровергнуть данную информацию».107

     Для синтаксиса этого стиля  речи  телеведущей характерно использование:

     - Однородных членов:

     «Бойкой и самостоятельной я была с  детства, не боялась бороться за лидерство с одноклассницами и даже побила нескольких мальчишек. Меня всегда считали заводилой и душой компании».108

     - Вводных слов и  предложений: 

     «Мне кажется, эти навыки — ключевые. Их вполне достаточно для интересного знакомства. Видимо, так заложено в моем эмоциональном типе».109

     «Я, кстати, с удовольствием озвучила бы саму себя в «Мульте»».110

Информация о работе Языковой портрет современного телеведущего