Журналистика как компонент СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка и анализ механизмов журналистики в системе средств массовой информации.
При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач:
отразить понятие журналистики;
охарактеризовать основные тенденций формирования и функционирования средств массовой информации;
оценить роль СМИ и журналистики в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современная система СМИ
1.1 Общая теория журналистики как компонента СМИ…………………… 6
1.2 Типологическая палитра СМИ…………………………………………… 11
1.3 Инфраструктура СМИ…………………………………………………… 16
1.4 Роль СМИ………………………………………………………………….. 20

Глава 2. Журналистика как компонент СМИ
2.1 Этапы массово-информационного процесса ……………………………
2.2 История развития российской журналистики как компонента СМИ ……….
2.3 Журналистика как «четвертая власть». СМИ сегодня …………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ журналистика.docx

— 79.60 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Современная система  СМИ

1.1 Общая теория журналистики  как компонента СМИ…………………… 6

1.2 Типологическая палитра  СМИ…………………………………………… 11

1.3  Инфраструктура СМИ…………………………………………………… 16

1.4 Роль СМИ………………………………………………………………….. 20

 

Глава 2. Журналистика как  компонент СМИ

2.1 Этапы массово-информационного  процесса ……………………………

2.2  История развития российской журналистики как компонента СМИ ……….

2.3 Журналистика как «четвертая  власть». СМИ сегодня …………………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……

 

 

Введение

Средства  массовой информации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо  или косвенно оказывают влияние  на жизни людей. Вопросы собственности  на СМИ и контроля над ними также  всегда в центре внимания тех, кого интересует эта область. Влияние, которое  СМИ оказывают на общество, тоже порождает множественные дискуссии. СМИ уже по определению находятся  на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми для всесторонних нападок. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так  или иначе, затрагивает интересы многих.

Система средств массовой информации России представлена сегодня  гигантской индустрией новостей, анализа  современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан.

Широкие возможности средств  массовой информации вызывают необходимость  изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.

Деятельность СМИ оказывает  исключительно большое влияние  на жизнь общества в целом, на социально-психологический  и нравственный облик каждого  из членов этого общества, потому что  всякая новая информация, поступающая  по каналам СМИ, соответствующим  образом стереотипна и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

Информационная сфера - сфера  общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и общественных отношений  в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества. Информационная сфера оказывает  огромное влияние на социальную и  политическую составляющие.

Актуальность курсовой работы связанна с тем, что полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвленной системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. В современный период развития общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный  рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Для более полного освещения  данной работы необходимо рассмотреть  инфраструктуру средств массовой информации и журналистики, а также историю ее развития.  

Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений  ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.

Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного  движения. Это также феномен творчества и политики. В совокупности это одно из важнейших явлений современной цивилизации. Исторический опыт развития журналистики не так уж велик: зародилась она в начале XVII столетия в Европе. В России это произошло на век позже, в других странах и регионах мира – в различные исторические сроки.

От века в век значение журналистики неуклонно возрастало. Сегодня она является мощной идеологической силой. Журналистика создает президентов, влияет на эволюцию общественной мысли, организации общества, на развитие экономики. Являясь одним из феноменов культуры, она сама активно воздействует на духовную и материальную культуру, на ее развитие.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения  информации с помощью печатного  воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с  помощью электромагнитных волн) и  телевидения (передачи звуковой и видеоинформации  также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения  обязательно использование соответствующего приемника).

Целью данной работы является оценка и анализ механизмов журналистики в системе средств массовой информации.

При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач:

  • отразить понятие журналистики;
  • охарактеризовать основные тенденций формирования и функционирования средств массовой информации;
  • оценить роль СМИ и журналистики в современном обществе.

Данная курсовая работа состоит  из двух глав: первая глава содержит основные понятия и составляющие современной системы средств  массовой информации. Во второй главе  речь идет об истории развития российской журналистики, ее влиянии на общество, и массово-информационном процессе.

При написании курсовой работы был использован материал журнальных статей, учебная литература,  федеральные  законы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современная  система СМИ

    1. Общая теория журналистики как компонента СМИ

 

Журналистика (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

Синонимы к слову “журналистика” – словосочетания “средства массовой коммуникации” (СМК) и “средства  массовой информации” (СМИ).

Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения  с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо – делаю общим, связываю, общаюсь) акт.

Журналистская информация имеет  характерные особенности.

  • Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни в политике, экономике, науке, культуре, спорте главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.
  • Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.
  • В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека это не сенсация; сенсация если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками В конце номера, Заметки на полях”, Забавная смесьи т.д.

Информация о работе Журналистика как компонент СМИ