Журналистика как компонент СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка и анализ механизмов журналистики в системе средств массовой информации.
При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач:
отразить понятие журналистики;
охарактеризовать основные тенденций формирования и функционирования средств массовой информации;
оценить роль СМИ и журналистики в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современная система СМИ
1.1 Общая теория журналистики как компонента СМИ…………………… 6
1.2 Типологическая палитра СМИ…………………………………………… 11
1.3 Инфраструктура СМИ…………………………………………………… 16
1.4 Роль СМИ………………………………………………………………….. 20

Глава 2. Журналистика как компонент СМИ
2.1 Этапы массово-информационного процесса ……………………………
2.2 История развития российской журналистики как компонента СМИ ……….
2.3 Журналистика как «четвертая власть». СМИ сегодня …………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ журналистика.docx

— 79.60 Кб (Скачать)

Таким образом, предметом  журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает  субъектом, а массовая аудитория  становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что  речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают  влияние различные журналистские  произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, –  являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Распространяются эти  произведения при помощи разнообразных  каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов  обладает достаточно сложной материально-технической  базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно  назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть  так:

Как видим, журналист черпает  информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и  аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских  произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время  аудитория влияет на журналиста уже  тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может  работать “в стол” – в надежде  на понимание потомков. Журналистское  произведение, не нашедшее выхода к  аудитории, мертво. Его, словно, и нет.

Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально  важны для журналиста, тем не менее, никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества – и это хорошо видно  на нашей схеме, где журналистское  произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие  свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.

Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется  в газете или журнале, транслируется  по радио или телевидению. Так  же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные  павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так  и работа журналиста немыслима без  канала связи и массовой аудитории.

Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Следовательно, журналистика – органичная составная часть  современного общества, важный компонент  социальной системы. Понятие “журналистика” раскрывается перед нами в целом  ряде взаимосвязанных, обладающих специфическими особенностями, сторон и проявлений.

Назовем шесть важнейших  аспектов целостного явления.

 

Журналистика – это:

  • система соответствующих идеологических учреждений редакций газет, телерадиокомпаний, информационных агентств, пресс-служб министерств и ведомств и других подразделений, необходимых для функционирования СМИ (от рекламных агентств до отделов по распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов, радиорелейных линий и т.д.);
  • система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений;
  • совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены журналистским профессиям мы посвятим отдельную главу);
  • система произведений, созданных для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включенных в радио- и телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и проблемные видеофильмы, ставшие результатом творчества журналистов, своеобразная летопись современности”, документы эпохи, отражение времени. Сюда же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных полос, вещательные сетки, расписания передач ТВ и радио;
  • комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект о способах и средствах ее доставки массовой аудитории;
  • совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.

Журналистика – явление  однозначное, но многоаспектное. Под  журналистикой мы понимаем и систему  средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.

Журналистика в системе средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение - включает большое количество разнообразных типов - изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.

Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.

В систему журналистских  видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).

Журналистика как совокупность профессий представлена набором сугубо журналистских специализаций (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист). В то же время, современные СМИ во многом зависят от специалистов в области менеджмента, рекламы, юриспруденции, программирования, инженерно-технического обеспечения.

Журналистика как система произведений включает в себя не только опубликованные тексты, но и внутриредакционные материалы (сценарные и режиссерские планы, сетки вещания, обзоры писем), а также обращения в различные социальные институты (запросы информации и разъяснений, просьбы об аккредитации и т.п.).

Журналистика – это  вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение  любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого  бытия, а также специфическая  форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует  его, служит обществу и одновременно является инструментом социального  управления. Именно вследствие этого  СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

 

 

1.2 Типологическая палитра СМИ

 

Типологическая палитра  средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие  достаточно основательно. Это объясняется  влиянием двух основных факторов:

  • во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко,
  • во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире.

Появилось новое деление  прессы, которое отсутствовало в  советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего  финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла по существу в категорию бульварной.

Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколько  типов, – газеты, включающие как  серьезные информационные и аналитические  блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей.

Многие тенденции международной  типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного  шара.

Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной  прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тенденция наблюдается и в  России, где растет число малотиражных газет для небольших групп.

Еще в большей степени  это проявляется в журнальном деле, где увеличивается число  специализированных изданий. По тиражам  они мало уступают развлекательной  продукции или специализированным, например медицинским, популярным изданиям.

Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал  позволяет соединять вещание  глобальное и местное. Одна из главных  тенденций сегодня – бурный рост местного радио благодаря удешевлению  распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или  спутники связи.

Существенные изменения происходят в типологии телевидения, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего, надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным.

В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют  доступ практически ко всем регионам России и остаются в этом смысле главным стержнем общероссийского  информационного пространства. Таким  образом, телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием и  региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами.

Информация о работе Журналистика как компонент СМИ