Журналистика как компонент СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка и анализ механизмов журналистики в системе средств массовой информации.
При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач:
отразить понятие журналистики;
охарактеризовать основные тенденций формирования и функционирования средств массовой информации;
оценить роль СМИ и журналистики в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современная система СМИ
1.1 Общая теория журналистики как компонента СМИ…………………… 6
1.2 Типологическая палитра СМИ…………………………………………… 11
1.3 Инфраструктура СМИ…………………………………………………… 16
1.4 Роль СМИ………………………………………………………………….. 20

Глава 2. Журналистика как компонент СМИ
2.1 Этапы массово-информационного процесса ……………………………
2.2 История развития российской журналистики как компонента СМИ ……….
2.3 Журналистика как «четвертая власть». СМИ сегодня …………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ журналистика.docx

— 79.60 Кб (Скачать)

Конечно, пока - до принятия предлагаемых законодательных мер - заявляемые от имени общественного  мнения требования можно рассматривать  как необязательный совет или  даже как частное мнение. Однако пренебрежение приговорами общественного  мнения, тем более действия вразрез  с ним не может привести ни к  чему иному, кроме как к нарастанию у общественности недовольства властями, несогласию с проводимой политикой, а это лишает даже легитимные власти общественной поддержки, что может  привести на ближайших выборах к  замене сил, стоящих у власти.

Все это не значит, что  надо беспрекословно следовать за требованиями СМИ и стоящими за ними общественным мнением и тем более вести  популистскую политику. Равно как  и “давить” на СМИ, тем более  ограничивать свободу оппозиционной  журналистики. Все это значит “лишь”, что в гражданском обществе власти обречены учиться жить в условиях плюрализма, когда давление оказывается с разных сторон и направлено также в разные стороны, и что внимание к выраженным СМИ суждениям общественного мнения необходимо принимать в расчет.

Чтобы учитывать эти мнения, надо прежде всего знать позиции всех СМИ. А затем сопоставлять их между собой и с проводимой политикой. Если власть озабочена стремлением найти для всех (или большинства) решение, то в этом сопоставительном анализе должен витать дух компромисса и “сдвига к центру”. Это вовсе не значит отказа от своей позиции. В зоне поиска решения оказываются задействованы и полемика, и критика, и дискуссия - все средства социального диалога - в интересах поиска наилучшего, суть общенационального решения, то есть все средства, кроме замалчивания, односторонности, “кривой” полемики, “глухой” к возражениям критики.

Таков путь взаимодействия официальных властей с “четвертой”. Чтобы это взаимодействие властей было подлинно демократическим и истинно правовым, законодателям есть над чем поработать и при уточнении Закона о СМИ, и при согласовании законодательства с Конституцией, с требованиями уже принятых или имеющих быть принятыми законодательных актов, касающихся функционирования СМИ (об информации, правах и обязанностях журналистов, общественных организациях, государственной службе и др.)

Журналистика - “четвертая власть” - играет столь важную роль в жизни общества, а законодательство, ее касающееся, столь несовершенно, что было бы крайне полезно, обсуждая разные стороны функционирования СМИ, “собирать” нарабатываемые юридические  идеи.

Разработка концептуальных основ законодательства о СМИ  требует ясного понимания того, что  представляют собой СМИ в государствах, переходящих от тоталитаризма к  демократии, что с ними происходит на различных этапах этого перехода, какие факторы оказывают существенное воздействие на динамику этих изменений. Другими словами, первый раздел концепции  должен быть посвящен описанию СМИ  как объекта правового регулирования. Но размышляя о том, что представляют собой СМИ, мы неизбежно приходим к необходимости увидеть их в  контексте тех процессов, которые характеризуют ситуацию в обществе и государстве. Очень много общих явлений в разных журналистиках и в разных правовых коллизиях, которые возникают по поводу журналистской деятельности.

Вместе с тем мы должны постоянно помнить о том, что  в разных государствах траектория развития журналистики определяется разными  факторами, действующими с разной силой. Речь идет о том, что средства массовой информации являются подсистемой коммуникационных механизмов общества, в которую, наряду с печатью, входят телевидение, радио, компьютерные каналы информации, световая, щитовая и прочие виды рекламы, многие другие каналы, по которым массовая аудитория получает необходимую или интересующую ее информацию. Траектория функционирования этого информационного комплекса определяется прежде всего взаимодействием интересов нескольких структур. Для упрощения анализа можно выделить три главных структуры: властные органы разного уровня и типа, определяющие правовое, нормативное пространство деятельности средств массовой информации, в значительной степени берущие на себя финансирование СМИ, влияющие на подбор кадров и т.д.; потребители информации, то есть аудитория во множестве различных групп населения; производители информации, то есть журналисты, полиграфисты, распространители и т.п. (в данном случае мы отвлекаемся от противоречий, существующих между ними).

 В свою очередь интересы  и цели этих субъектов информационного  процесса складываются под влиянием  мощных общесоциальных факторов, среди которых можно выделить экономические, политические, социальные и духовные процессы, вовлекающие в свою орбиту миллионы людей и определяющие вектор движения общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проделанной  работы можно говорить о том, что цель курсовой работы была достигнута, и сделать вывод, что журналистика как деятельность хотя и реализуется средствами массовой информации, однако, далеко не исчерпывает весь объем деятельности СМИ. Понятия “журналистика” и “деятельность СМИ” соотносятся как вид и род, но второе из названных понятий является более широким. 

Исходя из выше сказанного, следует отметить, что практически вся деятельность средств массовой информации по материальному и экономическому обеспечению собственного функционирования выходит за пределы журналистики как таковой. Такие содержательные моменты деятельности СМИ как, например, прямая трансляция по телевидению (или публикация в газете стенограммы), заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара, “революционизировавшего” рынок или очередного кандидата в президенты и т. д., даже при самом расширительном толковании понятия журналистика, актами таковой признаны быть не могут. 

Понятие «СМИ»  сегодня описывает индустрию, систему  производства содержания − от создания до упаковки − и отчасти организации  каналов по их распространению. Однако со временем все более очевидным  становится процесс конвергенции СМИ, при котором происходит объединение различных медиаканалов, медиаплатформ, видов медиаконтента.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения  информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Анализируя  сегодня положение журналистских  текстов, содержания, произведенного журналистами, в СМИ, мы понимаем, что их необходимо встраивать в более широкий контекст сферы производства содержания, информации. Основываясь на индустриальном подходе к СМИ, можно рассматривать и сами СМИ частью формирующегося кластера индустрий (производства) содержания, в котором журналисты только частично выполняют задачи создания, обработки, распространения и хранения информации.

Анализ показывает, что чем исторически «взрослее» и технологически традиционнее СМИ, тем больше в них содержания, созданного журналистами.

В России журналистика выросла из литературы, из «толстых»  журналов, общего литературно-культурного  процесса XIX века, который сформировал  прочные нравственные, публицистические и просветительские основы, оставив, однако, в тени на долгие годы новостную  и репортерскую природу журналистики.

Можно сделать вывод, что в наши дни журналистика в системе средств массовой информации представляет собой мощную силу, и её значение в жизни современного общества постоянно возрастает. Она выполняет различные функции: информативную, идеологическую, развлекательную и многие другие. СМИ – очень сильное «психологическое оружие», которое воздействует на каждого в отдельности, и на массовую аудиторию в целом.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Законодательство Российской федерации о средствах массовой информации. М: 1996.
  2. Закон РФ «О господдержке средств массовой информации и книгоиздания Российской федерации».
  3. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание. 1998.
  4. Вороненкова Г.ФСредства массовой информации Германии в 90-е годы. М., 1998.
  5. Денисов Э.М. "Беседы о масс-медиа" М.: 2001.
  6. Журнал «Журналист», № 1-12, 1999, № 1-11, 2000.
  7. Журнал «Профессия журналист». № 1-10, 2000.
  8. Засурский Я.НЖурналистика в изменяющемся мире М.: 2001. 2.
  9. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
  10. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. Москва, 2005.
  11. Прохоров Е.ПСредства массовой информации и информационная безопасность// Информационное общество. 1997. 46.
  12. Свитич, Л. Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
  13. Фред С.Сиберт, Уилбур Шрамм, Теодор Питерсон "Четыре теории прессы".
  14. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  15. Шишкин Н. Э. Учебно-методический комплекс "Введение в теорию журналистики". М.: 2002.
  16. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М.: 2005.

 

Информация о работе Журналистика как компонент СМИ