Целевая аудитория СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира. Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Средства массовой информации 5
2. Аудитория 12
2.1 Понятие, характеристики 12
2.2 Отношение аудитории к СМИ 15
3. Взаимодействие 17
3.1 Включенность населения в систему СМИ 17
3.2 Личность в сфере влияния СМИ 18
3.3 СМИ и духовный мир человека 21
Заключение 24
Список используемых источников 27

Работа содержит 1 файл

Реферат ТиПМИ.docx

— 56.66 Кб (Скачать)

МИНОБР  РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ  ОГУ) 

Факультет журналистики

Кафедра связей с общественностью 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Теория и практика массовой информации» 

Целевая аудитория СМИ

ГОУ ОГУ 030602.65 5 0 10.17 ОО 

                                                                                 Руководитель работы

                                                                                 __________Кудрявцева О. С.

                                                                                «____»____________2010г.

                                                                                 Исполнитель

                                                                                 Студент группы 09СО

                                                                                 ____________Романов Р. С.

                                                                                 «____»____________2010г. 
 

Оренбург 2010

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Средства массовой информации 5

2. Аудитория 12

2.1 Понятие, характеристики 12

2.2 Отношение  аудитории к СМИ 15

3. Взаимодействие 17

3.1 Включенность  населения в систему СМИ 17

3.2 Личность в  сфере влияния СМИ 18

3.3 СМИ и духовный  мир человека 21

Заключение 24

Список используемых источников 27

 

Введение

 

     Миллионы  газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен  радиостанций пронизывают сегодня  эфир, донося до слушателей новости  из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических  спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира. Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Из вышесказанного становится ясно, что социологу-исследователю просто необходимо знать всё процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять закономерности формирования общественного мнения, идеологии. Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного человека и целого социума. Однако почти никто не задумывается о том, что прежде чем что-либо усовершенствовать, нужно сначала изучить это в мельчайших деталях, поняв все тенденции и закономерности данного явления.

     Первая  глава посвящена средствам массовой информации, подробно представлены три  наиболее известные виды СМИ –  печать, радио и телевидение. Даны их характеристики, представлены достоинства  и недостатки, как по отдельности, так и в сравнении. В связи  с последними показаны предпочтения аудитории, выбирающей в зависимости  от своих желаний, возможностей и  реальной ситуации то или иное СМИ.

     В постановке целей информационной деятельности, в выборе средств и методов  её осуществления, в предвидении  результатов явно или неявно в  той или иной форме присутствует представление об аудитории —  о тех, кому адресован материал, передача. В их сознании, в их деятельности должно совершиться то, ради чего работает мощный механизм современной массовой информации. Поэтому  одна из глав посвящена  непосредственно понятию «аудитории», её характеристикам. Приводится классификация аудитории по различным признакам, показывается ценность её изучения конкретно для социологии. Социологический анализ проблем аудитории предполагает изучение как объективных, так и субъективных сторон феномена. Здесь должны быть приведены в систему все связи между аудиторией и средствами массовой информации во всем их многообразии и на различных уровнях. Анализ таких связей, понятий, отражающих их, а также конкретных их проявлений и составляет предмет второй главы.

     Четвертая глава посвящена самой главной  проблеме данной работы – взаимоотношению  средств массовой информации и аудитории  для которой они существуют. Как  нет артиста без публики, так  нет и СМИ без слушателей, зрителей, читателей. В главе рассмотрена  включенность населения нашей страны в системы массовой информации, проблемы, мешающие расширению этой системы, и даны реальные цифры социологических исследований, проведенных по этой теме. Процесс включенности личности в сферу влияния средств массовой информации, несомненно, интересен для современной социологии. На протяжении всей своей жизни человек, особенно современный, неразрывно связан с СМИ, которые оказывают мощное влияние на формирование личности. Распространяемая ими информация воздействует на индивида, для неё характерны быстрота и регулярность воздействия, безличный, опосредованный характер. Важной особенностью воздействия СМИ является его перманентность. Случаи, когда отдельные сообщения газеты, радио- или телепередача, книга или кинофильм серьезно изменяют установки человека, чрезвычайно редки. Однако длительное, постоянное восприятие информации одного и того же характера может существенно сказаться на формировании духовного мира человека. Механизм воздействия средств массовой информации на личность заключается в распространении моделей, общественных норм, которые могут служить образцом как для материально-предметной среды семьи (квартира, одежда и т. д.), так и при формировании человеческих отношений, ценностей и интересов, определяющих образ жизни. Что касается ценностей, то как раз о них подробнее идет разговор в подразделе «СМИ и духовный мир человека». Здесь рассмотрено влияние средств массовой коммуникации на культуру, в частности на сближение традиционной культуры и новых её ценностях, приобретенных в связи с развитием общества. А также представлены 6 принципов гармонизации духовной жизни людей при помощи и участии средств массовой информации.

 

  1. Средства  массовой информации

     Если  средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника). Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде всего в способах фиксации и передачи информации.

     Печать  приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников»),спо­собствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места произведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

     Все это возможно потому, что печатные издания автономны благодаря  способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи(в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

     Однако  и у печати есть свойства, по которым  она проигрывает другим средствам  коммуникации. Если телевидение и  особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости аудиовизуальных средств коммуникаций), но это сопряжено с трудностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась. Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого коммуникативного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д. Например, отсутствие навыка просматривать издание по заголовками расположению материалов, определяя таким образом объекты и характер чтения, значительно осложняет контакты читателя с прессой и ограничивает возможности оптимального использования периодики для получения «необходимой и достаточной» информации.

     Вторым  по времени появления средством  массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное  вещание, осуществляемая по проводам —  проводное вещание) позволяет мгновенно  передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала  происходит в момент передачи (или  — при передаче на очень большие  расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности  радиовещания, когда сообщение поступает  практически в момент свершения  события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

     Если  первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала  возможной передача звука всех типов  — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря  этому радио способно создавать  полнокровную звуковую картину мира. Еще более обогащают его технические  возможности запись и воспроизведение  звука в режимах «стерео» и  «квадро», часто намного увеличивает  способность передавать «рисующий» звук при освещении событий, трансляции сценического действия, музыкальных  произведений. Изобретение различных  способов записи звука позволило  широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, создавать  «перемонтажные» произведения и  т.д.

Информация о работе Целевая аудитория СМИ