Журналистика как компонент СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка и анализ механизмов журналистики в системе средств массовой информации.
При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач:
отразить понятие журналистики;
охарактеризовать основные тенденций формирования и функционирования средств массовой информации;
оценить роль СМИ и журналистики в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современная система СМИ
1.1 Общая теория журналистики как компонента СМИ…………………… 6
1.2 Типологическая палитра СМИ…………………………………………… 11
1.3 Инфраструктура СМИ…………………………………………………… 16
1.4 Роль СМИ………………………………………………………………….. 20

Глава 2. Журналистика как компонент СМИ
2.1 Этапы массово-информационного процесса ……………………………
2.2 История развития российской журналистики как компонента СМИ ……….
2.3 Журналистика как «четвертая власть». СМИ сегодня …………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ журналистика.docx

— 79.60 Кб (Скачать)

В России пока относительно мало подключений к Интернету, но его влияние на деятельность средств  массовой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов. Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами.

Изменения типологических характеристик  нашей прессы в целом позволяют  сформулировать некоторые общие  положения. Исчезла партийная пресса, появились независимые коммерческие издания, газеты мнений, элитарные газеты и массовые издания бульварного  типа, которые часто относят к  «желтой» журналистике, а также электронные  газеты и электронные версии газет  в Интернете.

Эти перемены связаны с  изменениями социальной структуры  нашего общества, с отказом от командно-административной системы управления, с переходом  нашей прессы к горизонтальной структуре  и с развитием новых информационных технологий.

Типологические изменения  в нашей журналистике накладываются  на изменяющийся информационный ландшафт российской прессы. И здесь можно  назвать много факторов. В первую очередь, конечно, фактор политический. До сих пор Россия расколота на разные политические кланы, что в  значительной степени сказывается  на содержании российской прессы и  ее информационной политике.

Важным фактором, определяющим специфику информационной структуры, является экономическая ситуация в  стране. По-прежнему рыночная экономика  недостаточно развивается в сфере  средств массовой информации. Практически  не действуют антимонопольные законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Сказываются и недостатки наших правовых документов, касающихся средств массовой информации. В закон  о СМИ включено много интересных и полезных положений, но в нем  не прописаны отношения журналистов с собственниками. Проблема права собственности СМИ остается невыделенной из других сфер экономики и политики. К СМИ применяются те же законы, что и к продукции пищевой, легкой или тяжелой промышленности. Между тем информационный продукт имеет принципиальное отличие.

На уровне российской журналистики сказывается отставание подготовки кадров от быстрого количественного  роста СМИ. Падение профессионального  уровня журналистики в России бесспорно. Это очень сложный процесс. С  одной стороны, оперативность, разнообразие, многоплановость, быстрота доставки информации неизмеримо выросли по сравнению  с советским периодом, с другой – обработка этой информации проводится на низком уровне. На страницах газет  нередки стилистические, грамматические, грубые фактические ошибки, искажения  фактов, неточности в освещении исторических, географических, этнических реалий.

Обращает на себя внимание обеднение жанровой палитры нашей  прессы. Почти нет очерков, фельетонов. Кроме других причин, это объясняется  и отсутствием профессионалов, острой нехваткой квалифицированных кадров. Особенно остра проблема журналистской  квалификации сегодня, когда пресса вступает в период более стабильных отношений и появляются газеты, которые  выживают и завоевывают аудиторию.

Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает  место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального  пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология  определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими  структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология  обеспечивает наиболее эффективную  реализацию информационной политики в  данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией.

Типологическая концепция  СМИ – это та формула, та установка, которая регламентирует работу и  журналистского коллектива, и руководства  издания, а также взаимоотношения  с аудиторией. Она определяет курс газеты, журнала, других СМИ.

В условиях реформирования общества внимание к типологии как  к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано  с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых  исследованиях.

Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая  характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности.

В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут  быть:

  • характер аудитории средства массовой информации;
  • его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации;
  • целевое назначение;
  • время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения);
  • периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.

Современная журналистика накопила огромный опыт, результаты которого осмысливает, типологизируя и классифицируя их. В процессе классификации СМИ, жанров, типов творчества и т.д. выявляются существенные закономерности функционирования журналистики, характеризующие ее с внутренней стороны. Типологизация же журналистики со стороны ее социальности, т.е. с точки зрения социально-политической содержательности ее текстов, позволяет осмыслить ее социальный опыт. В этом плане историческая типологизация журналистики необходима для понимания ее настоящего, в котором все типы журналистики, возникшие в прошлом, сосуществуют с некоторой редакцией содержания, соответствующего потребностям времени, поскольку существуют социальные слои, взывающие тот или иной тип журналистики к жизни.

В типологии журналистики, таким образом, за точку отсчета  берется ее социальная укорененность, проявляющаяся в соответствии содержания ее текстов потребностям класса или социального слоя, то есть социально-политическим интересам.

 

1.3 Инфраструктура СМИ

 

В ходе своего развития журналистика приобретала все более развитую инфраструктуру. Современная журналистика не может существовать без различных  элементов инфраструктуры, каждый из которых является чрезвычайно важным для ее функционирования и развития. В то же время, современная структура  системы средств массовой информации так же является крайне развитой и  включает различные элементы. Печатные издания, радиовещание, телевидение  и интернет в своей совокупности и создают данную систему. Взаимодействие данных элементов является основой  эффективного функционирования всей системы  в целом.

Для нормального функционирования СМИ необходимо существование обширной инфраструктуры журналистики (от лат. «infra» – «под, ниже» + структура).

Информационные  службы:

    • информационные агентства
    • пресс-центры;
    • PR-службы;
    • рекламные агентства.

Техническая часть инфраструктуры, которую составляют:

    • предприятия полиграфии;
    • технические центры ТВ и радио;
    • предприятия связи;
    • организации, занимающиеся торговлей и распространением прессы
    • производители теле- и радиотехники, бумаги, оргтехники, технических средств для СМИ.

Информация о работе Журналистика как компонент СМИ