Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:24, курсовая работа
Целью данной работы является оценка и анализ механизмов журналистики в системе средств массовой информации.
При этом цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач:
отразить понятие журналистики;
охарактеризовать основные тенденций формирования и функционирования средств массовой информации;
оценить роль СМИ и журналистики в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
 
Глава 1. Современная система  СМИ
1.1 Общая теория журналистики  как компонента СМИ…………………… 6
1.2 Типологическая палитра  СМИ…………………………………………… 11
1.3  Инфраструктура СМИ…………………………………………………… 16
1.4 Роль СМИ………………………………………………………………….. 20
 
Глава 2. Журналистика как  компонент СМИ
2.1 Этапы массово-информационного  процесса ……………………………
2.2  История развития российской журналистики как компонента СМИ ……….
2.3 Журналистика как «четвертая  власть». СМИ сегодня …………………
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……
В России пока относительно мало подключений к Интернету, но его влияние на деятельность средств массовой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов. Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами.
Изменения типологических характеристик 
нашей прессы в целом позволяют 
сформулировать некоторые общие 
положения. Исчезла партийная пресса, 
появились независимые 
Эти перемены связаны с 
изменениями социальной структуры 
нашего общества, с отказом от командно-административной 
системы управления, с переходом 
нашей прессы к горизонтальной структуре 
и с развитием новых 
Типологические изменения в нашей журналистике накладываются на изменяющийся информационный ландшафт российской прессы. И здесь можно назвать много факторов. В первую очередь, конечно, фактор политический. До сих пор Россия расколота на разные политические кланы, что в значительной степени сказывается на содержании российской прессы и ее информационной политике.
Важным фактором, определяющим 
специфику информационной структуры, 
является экономическая ситуация в 
стране. По-прежнему рыночная экономика 
недостаточно развивается в сфере 
средств массовой информации. Практически 
не действуют антимонопольные 
На уровне российской журналистики сказывается отставание подготовки кадров от быстрого количественного роста СМИ. Падение профессионального уровня журналистики в России бесспорно. Это очень сложный процесс. С одной стороны, оперативность, разнообразие, многоплановость, быстрота доставки информации неизмеримо выросли по сравнению с советским периодом, с другой – обработка этой информации проводится на низком уровне. На страницах газет нередки стилистические, грамматические, грубые фактические ошибки, искажения фактов, неточности в освещении исторических, географических, этнических реалий.
Обращает на себя внимание 
обеднение жанровой палитры нашей 
прессы. Почти нет очерков, фельетонов. 
Кроме других причин, это объясняется 
и отсутствием профессионалов, острой 
нехваткой квалифицированных 
Типология помогает понять 
место изданий в системе СМИ, 
способствует их взаимодействию, развитию 
здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает 
место СМИ в рамках географического, 
информационного, экономического, социального 
пространства, будь то пределы России, 
региона или города. Типология 
определяет особенности деятельности, 
взаимоотношений с 
Типологическая концепция СМИ – это та формула, та установка, которая регламентирует работу и журналистского коллектива, и руководства издания, а также взаимоотношения с аудиторией. Она определяет курс газеты, журнала, других СМИ.
В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.
Основой типологии является 
расчленение систем объектов и их 
группировка с помощью 
В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть:
Современная журналистика накопила огромный опыт, результаты которого осмысливает, типологизируя и классифицируя их. В процессе классификации СМИ, жанров, типов творчества и т.д. выявляются существенные закономерности функционирования журналистики, характеризующие ее с внутренней стороны. Типологизация же журналистики со стороны ее социальности, т.е. с точки зрения социально-политической содержательности ее текстов, позволяет осмыслить ее социальный опыт. В этом плане историческая типологизация журналистики необходима для понимания ее настоящего, в котором все типы журналистики, возникшие в прошлом, сосуществуют с некоторой редакцией содержания, соответствующего потребностям времени, поскольку существуют социальные слои, взывающие тот или иной тип журналистики к жизни.
В типологии журналистики, таким образом, за точку отсчета берется ее социальная укорененность, проявляющаяся в соответствии содержания ее текстов потребностям класса или социального слоя, то есть социально-политическим интересам.
1.3 Инфраструктура СМИ
В ходе своего развития журналистика приобретала все более развитую инфраструктуру. Современная журналистика не может существовать без различных элементов инфраструктуры, каждый из которых является чрезвычайно важным для ее функционирования и развития. В то же время, современная структура системы средств массовой информации так же является крайне развитой и включает различные элементы. Печатные издания, радиовещание, телевидение и интернет в своей совокупности и создают данную систему. Взаимодействие данных элементов является основой эффективного функционирования всей системы в целом.
Для нормального функционирования СМИ необходимо существование обширной инфраструктуры журналистики (от лат. «infra» – «под, ниже» + структура).
Информационные службы:
Техническая часть инфраструктуры, которую составляют: