Аттестация персонала в организации. Понятие, значение, цели, методы, подготовка и проведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Зарождение аттестации в нашей стране относится к концу 60-х гг. и связано с утверждением Госкомитетом по науке и технике и Госстроя СССР в мае 1969 г. “Положения о порядке проведения аттестации работников научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений”. “Положение о порядке проведения аттестации руководящих инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи”, утвержденное в 1973 г., подтверждало правомерность применения аттестации во всех отраслях народного хозяйства. Правда, аттестации подлежали только те работники предприятий, которые не назначались вышестоящим органом.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ. Из истории аттестации в России …………………………..
ГЛАВА 1. Аттестация персонала в организации…………………………….
1.1. Понятие аттестации и оценки …………………… ..……………
1.2. Аттестация – не экзамен …………. ……………………………..
1.3. Значение аттестации для компании ……………………………..
1.4. Как заставить систему работать …………………………………
1.5. Периодичность аттестации ……………………………………...
1.6. Нет цели – нет проекта …………………………………………..
1.7. Кто кого оценивает? ……………………………………………...
1.8. Методы проведения аттестации.………………………………...
1.8.1. Метод рейтинговых поведенческих установок ………….
1.8.2. Графическая шкала оценивания .......……………………...
1.8.3. Метод альтернативного ранжирования ………………..
1.8.4. Метод попарного сравнения ………………………………
1.8.5. Метод заданного распределения …………………………
1.8.6. Эссе и метод критических ситуаций…………………….
1.8.7. Метод управление по целям (МВО) ………………………
1.8.8. Аттестационное интервью ………………………….…..
1.8.9. Нетрадиционные методы оценки ...………………………
ГЛАВА 2. Подготовка и проведение аттестации ……………………………..
2.1. Подготовка к проведению аттестации ………………………….
2.1.1. Организационные моменты ……………………………….
2.1.2. Документальное сопровождение …………………………
2.2. Проведение аттестации .…………………………………………
2.3. Подведение итогов аттестации ………………………………….

Работа содержит 1 файл

Диплом Аттестация.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

1-й шаг: Подготовка отчетов отдельных аттестационных комиссий по итогам аттестации (в установленные положением сроки).

2-й шаг: Подготовка итогового отчета по результатам аттестации (по организации в целом).

3-й шаг: Подготовка и утверждение: (а) кадровых (административных) решений на основании заключений аттестационных комиссий, (б) комплексного плана мероприятий, направленных на повышение эффективности работы основных категорий персонала организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

РАБОТА С РЕЗУЛЬТАТАМИ АТТЕСТАЦИИ.

АТТЕСТАЦИЯ КАК ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

 

Руководитель организации в недельный срок должен ознакомиться с результатами аттестации и принять соответствующее рекомендациям аттестационной комиссии решение.

Очень важно, чтобы по результатам оценки (аттестации) проводить собеседование, в ходе которого обсуждаются результаты аттестации с точки зрения руководителя и того, кого оценивали. Выясняются причины расхождения, если они есть. В ходе собеседования должны прозвучать рекомендации руководителя о том, как улучшить показатели. А улучшать всегда есть что, независимо от результатов. При проведении собеседования должно отличаться и поведение руководителя. Как правило, в результате оценки всех сотрудников можно разделить на три группы: - получившие отрицательную оценку; - получившие положительную оценку; - «асы» в своем деле.

Рассмотрим каждую группу (по возрастающей).

Отрицательно оцененные - обязательно надо выяснять причины существующих проблем. Одно дело, если человек не может выполнять те обязанности, которые на него возлагаются, в силу нехватки каких-то знаний. Другое, если человек не хочет их выполнять. Только по результатам собеседования можно делать выводы о том, направлять ли человека на обучение или переводить в другой отдел, или на другую должность, или пересмотреть систему его мотивации, или вовсе увольнять.

Положительная оценка - у каждого специалиста есть свой "порог некомпетентности" - те обязанности, тот уровень развития, выше которого он либо не хочет, либо не может работать. В существующих рамках специалист, оцененный положительно, может действовать успешно или не успешно при определенных обстоятельствах. И тут уже надо разбираться: какие именно задачи ставятся перед данным работником, и есть ли в нем потенциал для их решения. Собеседование с положительно оцененными строится таким образом, чтобы выявить наличие потенциала и условий для его реализации. На пользу фирме, конечно.

«Ас из асов» - ошибка многих: тех, кто работает "на отлично", после проведения оценки вызывают и хвалят. При проведении аттестации персонала большее внимание, как правило, обращают на недостатки и проблемы, что, несомненно, дает определенные результаты. Давайте посмотрим на это с другой стороны - совершенства как такового в природе не существует, всегда есть что улучшать. В управлении персоналом следует исходить, прежде всего, из возможностей, а значит, делать основной упор на «асов». При собеседовании вместе с ними стоит определить пути дальнейшего развития. Например, преобразовать технологию работы, сэкономить временные затраты и прочее. Если вы не обратите на это внимание, ваш самый лучший сотрудник может со временем заскучать и начать искать другую работу.

В случае несогласия работника на понижение в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность руководитель вправе принять решение об увольнении работника.

Все решения по результатам проведенной аттестации должны быть реализованы в срок не более двух месяцев со дня ее проведения. По истечении указанного срока понижение разряда, снижение размера должностного оклада, уменьшение или отмена надбавок к нему, а также увольнение работника по результатам данной аттестации не допускаются. Время болезни и отпуска работника не засчитывается в двухмесячный срок.

После проведения аттестации работников организации издается приказ (распоряжение или иной акт), которым утверждаются разработанные мероприятия, изменения в расстановке кадров и должностных окладах, поощряются положительно аттестованные работники. Результаты аттестации обсуждаются на производственных собраниях и совещаниях совместно с общественными организациями. При этом анализируются итоги аттестации, соблюдение порядка и условий ее проведения, утверждаются мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Выгоды для организации.

Успешно проведенная аттестация дает информацию о том, насколько эффективно используются человеческие ресурсы организации и каково качество этих ресурсов, позволяет уточнить критерии оценки рабочих результатов и конкретизировать те требования, которые организация предъявляет к работникам, показывает те трудности и проблемы, которые мешают работникам в достижении требуемых рабочих показателей.

Выгоды для работников.

Признание достижений работников со стороны руководства стимулирует их готовность напряженно работать в интересах организации; работник получает крайне важную для себя обратную связь, позволяющую ему своевременно внести необходимые коррективы в свою работу, в рабочее поведение, в отношение к делу; позволяет наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников; позволяет поднять производительность и качество труда через повышение уровня мотивации и ответственности работников

Проведение аттестаций преимущественно для принятия административных решений (понижение в должности, увольнение, лишение надбавок к зарплате и премий и др.) и игнорирование задач повышения отдачи от человеческих ресурсов организации и развития работников может свести на нет все потенциальные выгоды, которые руководство могло бы получить от использования этой процедуры. Аттестация является важным источником информации для руководства о положении дел в организации, облегчая прохождение информации по вертикали снизу вверх.

                    При проведении аттестации руководство организации должно постараться извлечь из нее как можно больше пользы. После завершения работы аттестационной комиссии с участием кадровой службы разрабатываются и проводятся в жизнь мероприятия в различных сферах управления персоналом (отбор, обучение, социальная защита и др.), направленные на выполнение рекомендаций, изложенных в итоговом отчете аттестационной комиссии. Кроме того, аттестационная комиссия дает свое заключение по вопросам, связанным с более полным использованием потенциала работников, прошедших аттестацию:

- может ли работник быть включен в состав кадрового резерва;

              - в чем резерв повышения эффективности труда данного работника и что можно в этой связи рекомендовать работнику и его руководителю;

-  необходимость обучения и повышения квалификации;

- кадровые перемещения;

- изменение заработной платы.

             - позволяет сформировать или уточнить состав кадрового резерва

Работник получает возможность уточнить для себя те требования, которые предъявляются к его работе непосредственным руководителем и организацией

Позволяет работникам лучше понять цели и задачи, стоящие перед организацией (подразделением), облегчая прохождение информации по вертикали сверху вниз. Повышает уровень приверженности работников своей организации и ее целям.

Подводя итог рассмотрению этой сложнейшей темы, хотелось бы еще раз перечислить основные положения, в которых, по сути дела, сконцентрирован весь смысл рассматриваемого подхода к оценке работы персонала:

1. Оценка рабочих результатов персонала - это важнейший инструмент повышения эффективности труда работников организации.

2. Оценка рабочих результатов - это ключевое направление работы с персоналом. Эта работа должна строиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к персонал-технологиям. Технологичность при осуществлении оценки позволит максимально использовать возможности этого инструмента управления персоналом в деле более полного использования потенциала человеческих ресурсов организации.

3. Эффективное использование оценки работы персонала как инструмента повышения отдачи от человеческих ресурсов организации возможно лишь при обеспечении высокого уровня подготовки руководителей и специалистов кадровых служб по вопросам управления персоналом вообще и по вопросам оценки рабочих показателей в частности.

4. Для успешного развития организации и получения высокой отдачи от действующей в организации системы оценки работы персонала необходимо, чтобы она не ограничивалась лишь административными целями (оплата труда, назначение на должность, должностные перемещения и т.п.). Не менее важными являются и такие цели, как оценка качества управленческой деятельности, предоставление работникам обратной связи о степени соответствия их рабочих показателей требованиям организации, развитие работников и совершенствование процесса управления персоналом.

5. Руководителям и специалистам, осуществляющим оценку работы персонала, следует помнить о ее влиянии на широкий круг психологических аспектов организационного поведения, таких, как мотивация, самоуважение и самооценка работников, уровень ответственности, удовлетворенность работой, дисциплина, уровень приверженности работников своей организации, готовность работать с полной отдачей сил и т.п. Если результаты оценки ограничиваются лишь вопросами оплаты труда, то это резко обедняет набор тех стимулов, возможностей и выгод для организации, которые потенциально заложены в системе оценки.

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ ПОЗВОЛЯЮТ:

• планировать профессиональное обучение. Оценка персонала дает возможность определить пробелы в компетенциях каждого сотрудника и предусмотреть меры по их устранению;

• планировать профессиональное развитие и карьеру. Оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет тщательно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру.

• принимать решения о вознаграждении, продвижении, увольнении.

Регулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию, необходимую для принятия обоснованных решений о повышении заработной платы (вознаграждение лучших сотрудников оказывает мотивирующее воздействие на них и их коллег), повышении в должности или увольнении.

При увольнении наличие задокументированных данных о систематическом неудовлетворительном выполнении увольняемым сотрудником своих должностных обязанностей значительно облегчает положение организации в случае судебного разбирательства.        

                     В заключении необходимо отметить, что регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении человеческого ресурса, который и является тем самым орудием, которое в умелых руках всегда принесет пользу своей компании.

«Нет ничего хуже непродуманного управленческого ре­шения. К сожалению, в отличие от действий, связанных с финансами или оборудованием, когда есть возмож­ность исправить ошибку либо остается шанс начать все с чистого листа, действия, связанные с людьми, необрати­мы. На преодоление ошибок, в которые вовлечен персо­нал, уходит намного больше сил и средств, чем на их пре­дотвращение. Но даже если ошибки удастся исправить, память останется навсегда.»[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Базаров Т.Ю.,. Беков Х.А, Аксенова Е.А.  Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур: Методическое пособие. – М.: ИПК госслужбы, 1995.
  2. Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала. — СПб.: Питер, 2003.
  3. Егоршин А.П.  Управление персоналом,  Нижний Новгород, 1997.
  4. Курс для высшего управленческого персонала: Пер. с англ./Ред. Терещенко В.И. - М.: Экономика, 1971.
  5. Кэмерон Дэвид. Оценка и обзор деятельности, М., -1981.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело,1992.
  7. Травин В.В., Дятлов В.А.  Менеджмент персонала предприятия, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. -  М.: Дело, 1998.
  8. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997.
  9. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации, учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел- Синтез”, 1998.

 

     В работе использованы материалы статей журналов «Кадровое дело», «Управление персоналом», «Служба кадров», «Справочник кадровика» последних двух лет.

 

 

 

2

 



[1] Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. — СПб.: Питер, 2003.

[2] Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. — СПб.: Питер, 2003.

[3] Курс для высшего управленческого персонала: Пер. с англ./Ред. Терещенко В.И. - М.: Экономика, 1971.

[4] Сегодня реализация этого правила заключена в английском слове «аутсорсинг» - делегирование определенных функций в организации посторонним исполнителям.

[5] Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. — СПб.: Питер, 2003.

[6] Впервые центр оценки персонала как процедуру работы с персоналом применили в компании AT&T (США) в 1954 году, в рамках исследовательской деятельности. А уже с 1958 года процедура ассессмента стала широко применять в бизнес-практике в США и других странах мира. К 1970 году собственными центрами оценки персонала пользовались уде 100 компаний, а к 1980 году эта цифра возросла до 2000 компаний.

Сегодняшняя тенденция такова, что ассессмент-центры стремятся использовать для все более и более массового тестирования. Традиционные ассессмент-центры подразумевают работу специалистов. А их возможности ограничены их физическими способностями, и они могут оценивать всего лишь несколько человек в день. Поэтому ассессмент становится весьма дорогой процедурой для любой компании. Использование аудио-записей, и «батарей» тестов, которые уже имеют шкалу оценки, позволяют подвергать процедуре ассессмента все большее количество сотрудников. Таким образом, ассессмент становится менее затратным и более эффективным методом оценки персонала.

[7] Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. — СПб.: Питер, 2003.

 

[8] В очередную аттестацию не могут включаться :

        молодые специалисты, в течение трех лет после окончания учебного заведения (высшего или среднего);

        замещающие должность соответствующей группы менее года;

        достигшие предельного возраста для замещения должности;

        беременные женщины;

        находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (до 3-х лет); привлечение к аттестации указанных лиц осуществляется не ранее чем через год после выхода из отпуска;

        работники, находящиеся в течении года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), назначение на должность по конкурсу  и(или) сдачи квалификационного экзамена, окончания повышения квалификациии переподготовки;

               работники моложе 18 лет.

[9] Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. — СПб.: Питер, 2003.

 

[10] Дэвид Кэмерон. "Оценка и обзор деятельности", М., -1981

[11] Кадровое дело, Евгения Варламова, начальник отдела оценки персонала Группы EAST LINE,
10 ноября, 2004.

[12] Кадровое дело, Мария Сухорукова, руководитель отдела управления персоналом компании INSTAR Logistics, 10 ноября, 2004.

:

 

[13] Светлана Дударева. Статья «Методы оценки управленческого персонала в организации». - http://www.jobsonline.ru/

[14] Марина Олешек, директор по управлению персоналом компании "ВымпелКом".

[15] Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала. — СПб.: Питер, 2003.


Информация о работе Аттестация персонала в организации. Понятие, значение, цели, методы, подготовка и проведение