Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. За последние десятилетие в реальности нашей жизни произошло немало существенных изменений, многие из которых, к сожалению, оказали негативное влияние на психологию людей. Сюда относятся и последствия безработицы - понятия, появившегося в нашей стране в период реформирования экономики, развития рыночных отношений. Создание рынка труда превратило безработицу в реальное социальное явление. Проблемы особенностей безработных в нашем обществе актуальна тем, что группа людей поражается безработицей в стадии становления и многими воспринимается не как порок капиталистической системы, а как личная неудача. Это объясняется ситуацией, в которую попал молодой человек: снижен социальный статус, ухудшилось материальное положение, отсутствует профессиональная среда, трудовые отношения.
Выявление личностных особенностей безработных людей позволит разработать более адекватные и эффективные формы психолого-педагогической поддержки, помощи и обучения. По своим социально-демографическим характеристикам, психологическому состоянию, умонастроению, безработные - это особая социальная группа общества, требующая к себе, соответственно, особого подхода.

Работа содержит 1 файл

безработица.doc

— 378.31 Кб (Скачать)

Показатели зарегистрированной безработицы менее пригодны для оценки состояния региональных рынков труда, особенно в последние годы. В середине 1990-х годов с их помощью можно было выделить депрессивные промышленные регионы Европейской части России (Ивановская, Владимирская, Псковская области и др.), а также проблемные северные и восточные регионы с максимальной напряженностью на рынке труда из-за закрытия добывающих предприятий. К концу 1990-х годов по разным причинам (адаптация населения и развитие альтернативных форм занятости, крайне низкие размеры пособий и нерегулярность выплат и др.) региональные показатели зарегистрированной безработицы стали больше зависеть от наличия средств на выплату пособий.

Но некоторые тенденции все же можно выделить. Во-первых, зарегистрированная безработица начала расти раньше, уже с 2001 г. В 2004 г. она составила 2,6% в среднем по стране, увеличившись почти вдвое по сравнению с 2000 г. С 2005 г. началось медленное сокращение и в 2006 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 2,3%. Группа регионов с экстремально высокими показателями устойчива - это республики Чечня (70%) и Ингушетия (35%)7, в последней показатели даже ухудшаются. К проблемным относятся республика Тыва (8%) и недавно слитые с материнскими регионами северные автономные округа из числа слаборазвитых (7-11%). Среди аграрных регионов повышенной зарегистрированной безработицей отличается Алтайский край и республика Алтай (5-6%), на востоке страны - Амурская и Магаданская области (5%). Показатели зарегистрированной безработицы подтверждают общую тенденцию: слаборазвитые республики Северного Кавказа наряду с некоторыми северо-восточными регионами имеют наиболее сложную социально-экономическую ситуацию, их отставание не сокращается.

В целом к середине 2000-х гг. ситуация на региональных рынках труда стабилизировалась и ожидать заметных структурных изменений вряд ли возможно. При этом региональные различия не смягчились, т. к. наиболее проблемные республики Северного Кавказа практически не имеют позитивных сдвигов по созданию новых рабочих мест. Пока только рост трудовых миграций их населения может смягчить острую напряженность на региональных рынках труда. Начинающееся в России сокращение численности трудоспособного населения неизбежно ускорит эти процессы. В постаревших регионах Европейской части страны будет и дальше расти доля женщин среди занятых, хотя эту тенденцию может замедлить политика стимулирования рождаемости, выводящая с рынка труда женщин молодых трудоспособных возрастов. Продолжится тренд роста занятости пожилого населения, особенно в крупных городах и северных регионах. Это означает, что предложение рабочей силы на региональных рынках труда будет меняться и качественно, и количественно, и далеко не в лучшую сторону.

Социально-экономические преобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем8.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Общая причина - капиталистическая рыночная экономика. Необходимо знать тот рыночный механизм, который рождает безработицу. Было бы наивно полагать, что безработица возникает по желанию наемного работника либо по велению работодателя. Наукой установлено, что безработица вызывается действующим объективно, т.е. независимо от воли людей, механизмом рыночного саморегулирования и законами рыночной конкуренции.9 Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры10:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

экономическое стимулирование молодежной занятости;

создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.

На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий11:

1) поддержка малого и среднего предпринимательства и надомного труда, не требующего крупных инвестиций;

2) более эффективное использование на общественных работах тех, кто стоит на учёте в службе занятости; профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

3) расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

4) максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.

Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали.

Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство должно гарантировать безработным:

выплату пособий по безработице;

выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

оплату в размере причитывающегося пособия по безработице за счёт средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

 

 

1.4 Безработный в структуре деятельности службы занятости

 

Особый научный и практический интерес представляет исследование статусных ролей безработного и типов его поведения на рынке труда. Здесь будет уместно выделить два момента12.

Первый - статусно-ролевое поведение безработного обусловлено не только и даже не столько нормативно-ценностной сферой, хотя, как известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наиболее консервативной составляющей социальной структуры. Они находятся в сильной зависимости от сложившихся социально-профессиональных установок и соответствующих им «цеховых» представлений. Отсюда становится более понятным поведение немалого числа безработных, предпочитающих сохранять ставшие бессмысленными статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей», но более высокооплачиваемой работы.

Второй момент заключается в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане прежняя социальная роль безработного включает в себя с позиций обеспечения прав его ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а с позиций исполнения обязанностей - экспекции других, т.е. общества в целом и службы занятости в частности, по поводу поведения безработного, соответствующего его нынешнему статусу. Представляется вполне очевидным, что ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением не только социальной, но и психологической поддержки. Вместе с тем ожидания как непосредственного окружения безработного, так и службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью при поиске работы, а также возможной социальной мобильностью безработного.

Непосредственная практика деятельности службы занятости показывает, что аспект «прав» и аспект «обязанностей» безработного зачастую не оправдываются. В некоторых отделах службы занятости не находится технологических или «персонифицированных» возможностей для оказания необходимой психологической поддержки безработным, повсеместно в последнее время участились случаи задержки выплаты пособия по безработице, что обусловлено финансовыми трудностями, испытываемыми некоторыми Центрами занятости. А с другой стороны, реальное поведение безработного зачастую не соответствует той модели поведения, которую предлагают теоретики, например, сторонники концепции «естественного» уровня безработицы или сторонники так называемого неоклассического направления в экономической теории. Все это предполагает разработку адекватных теоретических подходов и формирование социологически выверенной прикладной концепции, касающейся системы экспектаций безработного. Здесь можно указать на несколько разных подходов13.

Первый подход условно назовем гуманитарным, или «собесовским». Его характерную особенность можно кратко сформулировать, используя известное изречение: «клиент всегда прав». В данном случае речь идет о клиенте службы занятости. Для организации практической работы инспектора службы занятости это означает: а) нестрогий временной интервал приема посетителя; б) исчерпывающее фактологическое (по вакансиям и способам поиска работы) и в) психологическое (снятие стрессового состояния, в котором находится подавляющее большинство безработных) обслуживание. Приоритет отдается правам безработных. При всей гуманности такого подхода его полная реализация службой занятости невозможна, поскольку сказывается ограниченность финансовых, технических и людских ресурсов, выделяемых государством этой структуре.

Второй подход условно можно назвать бюрократическим, или «формальным». Такой подход исходит из предположения, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии вакансий (независимо от соответствия их ожиданиям безработного), просто не хотят работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные действующим законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют в определенных пределах. Отсюда вытекает объективная возможность решения проблем в жестких пределах действующего законодательства. В данном случае речь идет и о начислении пособия, и о проверке правильности заполнения необходимых документов, и о строгости контроля за посещением безработным службы занятости и активностью самостоятельного поиска работы, и о параметрах «транспортной доступности» предлагаемого рабочего места и о многом другом. Такой подход акцентирует внимание на обязанностях безработного и исключает психологические и другие «побочные» услуги со стороны службы занятости. Безусловно, все это может привести к экономии текущих затрат на содержание службы занятости, но чревато серьезными социальными и политическими последствиями как для местного сообщества, так общества в целом.

Информация о работе Безработица