Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. За последние десятилетие в реальности нашей жизни произошло немало существенных изменений, многие из которых, к сожалению, оказали негативное влияние на психологию людей. Сюда относятся и последствия безработицы - понятия, появившегося в нашей стране в период реформирования экономики, развития рыночных отношений. Создание рынка труда превратило безработицу в реальное социальное явление. Проблемы особенностей безработных в нашем обществе актуальна тем, что группа людей поражается безработицей в стадии становления и многими воспринимается не как порок капиталистической системы, а как личная неудача. Это объясняется ситуацией, в которую попал молодой человек: снижен социальный статус, ухудшилось материальное положение, отсутствует профессиональная среда, трудовые отношения.
Выявление личностных особенностей безработных людей позволит разработать более адекватные и эффективные формы психолого-педагогической поддержки, помощи и обучения. По своим социально-демографическим характеристикам, психологическому состоянию, умонастроению, безработные - это особая социальная группа общества, требующая к себе, соответственно, особого подхода.

Работа содержит 1 файл

безработица.doc

— 378.31 Кб (Скачать)

Продолжительность безработицы может оказать своего рода «индикатором тревоги» для государственного вмешательства. Так в России среднее время поиска работы в 1998 г. составило 9,1 месяц. Причем из года в год время поиска работы увеличивалось (1997 г. - 8,8 месяцев). В настоящее время возросла долговременная безработица, которая длится год и более. В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введён термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике. Региональная динамика общей безработицы совпадает с общероссийским трендом, наиболее высокие показатели во всех регионах отмечались в 1998-1999 гг., при этом в кризисный период различия между регионами несколько уменьшились. С улучшением состояния рынка труда межрегиональные различия выросли, так как в наиболее проблемных регионах ситуация улучшалась медленней, чем в экономически сильных. В целом к середине 2000-х гг. ситуация на региональных рынках труда стабилизировалась и ожидать заметных структурных изменений вряд ли возможно. При этом региональные различия не смягчились, т. к. наиболее проблемные республики Северного Кавказа практически не имеют позитивных сдвигов по созданию новых рабочих мест. Пока только рост трудовых миграций их населения может смягчить острую напряженность на региональных рынках труда. Начинающееся в России сокращение численности трудоспособного населения неизбежно ускорит эти процессы. Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали.

Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определённые социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. Группа безработных, считающих, что их социальный статус снизился в результате утраты работы, имеет достаточно много отличительных особенностей по сравнению с теми, кто считают, что их социальный статус не изменился или даже повысился.

Снижение статуса не связано с уровнем образования работника, с причинами его увольнения или длительностью пребывания в качестве безработного. Однако для людей старшего возраста снижение общественного статуса более ощутимо, чем для молодых. Безработные, готовые пойти на снижение социального статуса, одновременно готовы работать и за меньшую, чем они имели на последнем месте работы, заработную плату. Среди них больше людей с ригидными чертами личности (вязким, малоподвижным, или, как обычно говорят, флегматичным темпераментом), они в большинстве своем менее общительны, но в сильной степени социально зависимы (конформны).

Кроме того, это тревожные, робкие и склонные к подчинению индивиды. Особенность адаптивных реакций таких людей в том, что они скорее ожидают помощи от государства и мало полагаются на свои собственные силы, они ориентированы на то, чтобы добиваться возвращения к прежнему социальному и профессиональному состоянию (что определенно совпадает с повышенной психологической ригидностью) или вообще отказаться от каких-либо усилий по поиску работы и ничего не предпринимать.

 

2. Методологические особенности диагностики социально-психологических особенностей безработных

 

2.1 Личность и психологический статус безработного

 

В данной главе представлены некоторые результаты изучения личности безработного и его психоэмоционального состояния. Важное практическое значение имеет знание того, как оценивают себя как личность и отдельные свои качества многие безработные.

Свойственны ли современному «среднестатистическому» безработному какое-то своеобразие темперамента и характера, и если да, то не позволяет ли это говорить о том, что в новых экономических условиях происходит своего рода стихийный «социальный отбор» среди трудоспособного населения, в результате которого отсеивается некоторая совокупность индивидов, которые в силу своеобразия своего душевного склада оказались «лишними» людьми в эту новую эпоху?

Каков психологический статус и повседневное эмоциональное состояние безработных? Насколько велико напряжение жизни, что оно вызывает болезненную реакцию на неё? Каким видит безработным своё будущее? Все эти вопросы и относятся к теме данной главы.

1. Самооценка личности

Безработные оценивали своё поведение и себя как личность сравнительно со «среднестатистическим» (т.е. воображаемым в каждом конкретном случае) индивидом по трем группам черт:

психофизическому состоянию (самооценка здоровья и счастья);

положительной или отрицательной социальной направленности (самооценка общительности и агрессивности);

направленности в сфере трудовой деятельности (самооценка предприимчивости и работоспособности).

1.1. Самооценка психологического и физического состояния

Такие самооценки у большинства безработных адекватны, т.е. соответствуют ожидаемому среднему уровню (см. рис. 14). Однако среди мужчин выделяется группа лиц (около 15%), неадекватно завышающих уровень своего физического и психического состояния. Следует предполагать, что среди безработных мужчин может быть несколько повышена доля аффектированных личностей, имеющих психопатические черты в структуре личности.

1.2. Самооценка соответствия поведения социальным нормам

Представление о таком соответствии, которое зафиксировано в самооценках уровня общительности и агрессивности, свидетельствует о ярко выраженной просоциальной (с положительной социальной ориентацией) направленности поведения как мужчин, так и женщин. В чём это выражается?

Безработные завышают свой уровень общительности (до 30% опрошенных считают себя людьми очень общительными). Это свидетельствует не только о характеристике себя как личности, но и о признании того, что социальные нормы, правила, традиции являются определяющими для человека в его взаимодействиях с другими людьми.

Одновременно с этим безработные предельно занижают свой уровень агрессивности. И мужчины и женщины считают себя менее агрессивными по сравнению со «средним» человеком (почти 55% мужчин и 63% женщин таким образом оценивают себя). Тех, кто считает себя крайне миролюбивым человеком, среди мужчин 28%, а среди женщин - 35%. И наоборот, всего 8% мужчин и 5% женщин считают себя людьми очень агрессивными.

Можно думать, что эти ярко выраженные просоциальные, конформные установки большинства безработных отражают существование такого явления, как стремление руководителей предприятий увольнять в первую очередь работников смирных, несклочных. Так это или не так, но инспекторам службы занятости всё-таки приходится иметь дело главным образом с неконфликтными людьми, готовыми к компромиссу.

1.3. Самооценка деловых качеств

Оценка таких качеств, как работоспособность и предприимчивость, у большинства безработных неадекватно завышена. Собственный уровень работоспособности считают очень низким только 3,5% мужчин и 3% женщин, а всего оценивают свою работоспособность ниже уровня «среднего» человека менее 8% мужчин и 9% женщин. В то же время 46% мужчин и 26% женщин оценивают свои рабочие качества очень высоко. В целом выше среднего уровня оценивают свою работоспособность почти 76% мужчин и 68% женщин.

Ясно, что такая самооценка качества, которое в данных условиях человек не может реализовать или как-то проявить, в высокой степени неадекватна. Это свидетельствует прежде всего о том, что ориентация на поиск работы у большинства безработных высока, но в силу неудовлетворенности данной потребности ее значимость приобретает субъективно более важное значение, чем есть на самом деле. Безработный начинает, нередко бессознательно, оценивать и свою способность удовлетворения данной потребности (т.е. работоспособность) не в соответствии с реальностью.

Напротив, самооценка предприимчивости, так, как ее понимают безработные, близка к среднему уровню и даже занижена. Как очень предприимчивых людей оценивают себя только 8% мужчин и 5% женщин; как людей с невысокой или совсем малой предприимчивостью оценивают себя около 55% всех безработных. Среди безработных, по-видимому, преобладают лица, ориентированные на исполнительскую деятельность и избегающие ответственности и проявления инициативы. Поскольку самооценки работоспособности и предприимчивости коррелируют между собой, можно выделить достаточно большую, но компактную группу индивидов, которым свойственна ориентация на исполнение и отсутствие предприимчивости в трудовой деятельности. По приблизительной оценке от трети до половины всех безработных должны быть отнесены к данной категории лиц.

2. Психологический статус

2.1. Повседневное психологическое состояние

Во время опроса безработные должны были охарактеризовать своё повседневное психологическое состояние в нескольких словах. Полученные в результате 326 ответов оказались очень показательными. Всего только 28% людей оценили свое состояние как хорошее, спокойное, нормальное; ещё 6% - как уверенное и оптимистичное.

Таким образом, только одна треть безработных (34%) пребывает в субъективно благоприятном душевном состоянии. Но остальные 65% испытывают те или иные негативные эмоции или переживания, связанные с ожиданием лучшего будущего: надежда, вера в лучшее, неопределенность, неуверенность, тоска, грусть, беспокойство, тревога, страх (даже ужас) безнадежность и безысходность, тяжесть и напряжение, растерянность, безрадостность и усталость от жизни, шок, апатия, депрессия - так характеризуют обычное психологическое состояние безработные.

Негативные психологические переживания, вызванные неопределенностью экономического и социального положения человека, сопровождающиеся чувством растерянности, беспокойства, напряжения и т.п., отметили 45% безработных. В гораздо более опасном в прогностическом смысле состоянии находится каждый пятый безработный: депрессивные реакции отмечают у себя 17% людей, а агрессивные реакции на совокупность житейских обстоятельств - 3%.

2.2. Уровень психоэмоционального напряжения

Естественно, что столь безрадостное психологическое состояние не может не сказаться на общем эмоциональном тонусе человека. Действительно, как показали наблюдения, значительное число безработных находится в состоянии эмоционального напряжения, сопровождающегося нервными расстройствами (рис. 16). Из наблюдавшихся почти четырехсот человек всего 61% демонстрируют нормальную, вполне адаптивную эмоциональную реакцию, а более 18% испытывают в настоящий момент острый психоэмоциональный стресс, а ещё 20% находятся в состоянии хронического стресса, проявляя различные формы невротического реагирования и предрасположенность к аффективным расстройствам (неврозам).

Весьма показательны различия в качестве психоэмоционального статуса у мужчин и женщин. Если, как правило, более сильные и выразительные эмоциональные реакции, сопровождающиеся неврозами, отмечаются у женщин, то среди безработных наблюдается иная ситуация. Уровень стрессированности у безработных мужчин выше, чем у женщин. Среди мужчин только 55% индивидов находятся в комфортном душевном состоянии, а у женщин таких лиц 67%. Соответственно, состояние острого эмоционального стресса испытывают 20% мужчин и 17% женщин, а невротическое реагирование (хронизация эмоционального стресса вплоть до развития невроза) присуще 25% мужчин и только 16% женщин. Мужчины эмоционально тяжелее переносят состояние безработицы по сравнению с женщинами. Это может быть связано с большим грузом ответственности за содержание семьи, который несет мужчина по сравнению с городской женщиной, которая может быть экономически защищена и поддержана семьей и родственниками.

Однако в целом неблагоприятный психоэмоциональный статус регистрируется у слишком большого числа безработных - 45% мужчин и 33% женщин. В норме доля лиц с повышенным психоэмоциональным напряжением и неврозами составляет в популяции не более 15 - 20%. Следовательно, среди безработных таких людей в 2 раза больше. Это те, кто готов в любой момент сорваться, кто не способен держать себя в руках и не реагировать слишком бурно на незначительные неприятные моменты.

Специалист службы занятости оказывается, таким образом, слишком часто лицом к лицу с людьми, трудными во взаимодействии. Среди них много людей с нарушенной психикой, неадекватно реагирующих на обычные ситуации. Кроме того, определённое число людей среди клиентов специалиста службы имеют психические расстройства на уровне глубоких и необратимых неврозов и органических нарушений (психозов). Собственно говоря, эти люди должны быть клиентами не службы занятости, а медицинских учреждений. Между тем, они обращаются в поисках работы в службу и инспектор, как бы он того ни хотел, должен вступить во взаимодействие с такими людьми.

 

2.2 Потребности и мотивы обращения безработных в службу занятости

 

Мнения специалистов относительно мотивов обращения безработных

Значительная группа безработных (их долю относительно всех безработных определить трудно, но, возможно, они составляют не менее 1/4 - 1/3 от всех, стоящих на учёте) регулярно приходит в информационный зал только за тем, чтобы получить новую информацию о рабочих местах. Они не становятся на учёт и нигде не регистрируются. В последние годы эта тенденция стала нарастать. Соответственно, реальный объём работы сотрудников районных отделов оказывается существенно выше фиксируемого на основе учёта регистрирующихся безработных.

Информация о работе Безработица