Государственная политика РФ в области занятости и трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:04, реферат

Описание работы

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Содержание

Государственная политика РФ в области занятости и трудоустройства………2
1.1 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости……………………………………………………………….6
1.2 Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства в Российской Федерации……………………………………………………………11
Ответственность за несоблюдение законодательства о коллективных договорах и соглашениях……………………………………………………………………...15
Понятие трудовых соглашений, их виды…………………………………....15
Коллективный договор. Принципы разработки…………………………….16
Содержание коллективного договора……………………………………….17
Проверка исполнения коллективных договоров……………………………20

Работа содержит 1 файл

Трудовое право.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Государственная политика РФ в области занятости и трудоустройства………2

    1.1 Основные направления политики Российской Федерации в сфере     содействия занятости……………………………………………………………….6

    1.2 Понятие трудоустройства.  Правовая организация трудоустройства в Российской Федерации……………………………………………………………11

  1. Ответственность за несоблюдение законодательства о коллективных договорах и соглашениях……………………………………………………………………...15
    1. Понятие трудовых соглашений, их виды…………………………………....15
    2. Коллективный договор. Принципы разработки…………………………….16
    3. Содержание коллективного договора……………………………………….17
    4. Проверка исполнения коллективных договоров……………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Государственная  политика РФ в области занятости  и трудоустройства.

Проблема занятости трудоспособного  населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно  связана в первую очередь  с  перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность  и динамизм происходящих изменений  требуют детального анализа состояния  и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию  и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в  первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий  в сфере занятости, а также  участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно  из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между  тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или  прямо ему противоречащая, может  быть охарактеризована как занятость  незаконная или нелегальная.

Незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее  законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных  промыслах и реализующих продукцию  по договорам;

г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор  подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных  или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению  федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами.

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается  трудовой договор. Наряду с этим право  на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости)

В обеих формах реализации права граждан на выбор места  работы проявляется важнейший принцип  правового регулирования рынка  труда – принцип свободы трудового  договора.

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах  службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального  обучения. Граждане имеют также право  на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной  занятости было бы целесообразно  ставить на учет в службе занятости  и тех трудоспособных граждан, которые  имеют работу, но не удовлетворены  характером или условиями труда  и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и  трудоустройства за границей.  Для  этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность  миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность  свободного выезда наших граждан  и благоприятные условия найма  и оплаты труда за границей, то можно  предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой  программой содействия занятости населения  РФ, которая предусматривает совершенствование  правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов  закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции  МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области  миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной  системы сохранения прав в области  социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Так же стоит учитывать, что  законодательство РФ о занятости  населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных  граждан, а также на лиц без  гражданства, если иное не предусмотрено  федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с  органами службы занятости населения  и работодателями, играет активную роль,  осуществляя политику в  области занятости населения. При  этом важно подчеркнуть, что государство  проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

 

 

 

 

1.1 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости.

В Российской Федерации создана  основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости  населения. Эти вопросы находят  свое отражение в Конституции  РФ, в Трудовом кодексе РФ и в  Законе РФ «О занятости населения  в РФ». В статье 37 Конституции  РФ установлены основы занятости  населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться  способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Направления политики государства  в сфере содействия следуют также  из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного  существования права на труд содержится также в Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств  в  сфере  содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области  занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»-не ратифицирована (1988г.) и. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в  которых аспекты содействия занятости  также остаются без внимания. В  частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает  принудительный труд (ст.4). Европейская  социальная хартия  содержит указание на обязательства государств «обеспечить  эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным  трудом».

Основные направления  политики российского государства  по содействию реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди  которых, частности, следующие:

-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита  национального рынка труда;

-обеспечение равных возможностей  всем гражданам РФ независимо  от национальности, пола, возраста, социального положения, политических  убеждений и отношения к религии  в реализации права на добровольный  труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

-поддержка трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

-осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;

-предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

-поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места прежде  всего для граждан, испытывающих  трудности в поиске работы;

-объединение усилий участников  рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

-координация деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации  и иностранных граждан на территории  Российской Федерации, соблюдение  международных трудовых норм.

Приведенные выше направления  государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных  правовых актах (прежде всего - федеральных  и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов  государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной  политики в сфере занятости можно  выделить два ее вида:

Информация о работе Государственная политика РФ в области занятости и трудоустройства