Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:49, дипломная работа

Описание работы

Негативные процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни.
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Коллективный трудовой спор: понятие, предмет, стороны…..5
1.1 Порядок разрешения коллективного трудового спора……………….12
1.2 Рассмотрение спора примирительной комиссией……………………..16
1.3 Рассмотрение спора с участием посредника…………………………..18
1.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем………………………….20
Глава II. Забастовка. Реализация права на ее проведении………………………………………………………………….….24
Глава III. Анализ ситуации в разрешении коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………..31
Глава IV. Анализ законодательства разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

коллективные трудовые споры.docx

— 87.90 Кб (Скачать)

Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в случаях, если:

примирительные  процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

работодатель  уклоняется от примирительных процедур;

работодатель  не выполняет соглашение, достигнутое  в ходе разрешения коллективного  трудового спора;

стороны коллективного трудового спора  не достигли соглашения о выполнении рекомендаций трудового арбитража (ч. 2 ст. 409 ТК РФ).

Трудовой  кодекс указывает, что право работников на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации  признается способом разрешения коллективного  трудового спора. Трудовой кодекс не допускает и ограничивает право  на забастовку в некоторых случаях. Так, в ст. 413 его указывается, что  в соответствии со ст. 55 Конституции  РФ являются незаконными и не допускаются  забастовки:

а) в период введения военного или чрезвычайного  положения, либо особых мер в связи  с этим, в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны  страны, безопасности государства, аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, противопожарных  работ, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности  населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и  водный транспорт, связь, больницы), в  том случае, если проведение забастовки создает угрозу страны и безопасности Государства, жизни и здоровью людей.

Когда забастовка не может быть проведена, окончательное  решение по коллективному трудовому  спору (после примирительных процедур) принимает в 10-дневный срок Президент  РФ.

Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден  к участию или отказу от участия  в забастовке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность.

Работодатели  и их представители не вправе организовывать забастовку и принимать в ней  участие.

Трудовой  кодекс и Закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" подробно регламентируют процедурные вопросы  организации и проведения забастовки на всех ее стадиях. Отступление от этих правил может послужить основанием для привлечения виновных лиц  к ответственности, а также к  признанию судом забастовки незаконной.

Об объявлении забастовки решение принимается  общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства  или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются  правомочными принять решение об объявлении забастовки, если в них  присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзной  организации (членов конференции).

Решение соответствующего органа считается  принятым, если за него проголосовало  не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

При невозможности  проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган  работников имеет право утвердить  свое решение, собрав подписи более  половины работников в поддержку  проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК).

Закон предусмотрел возможность проведения однократной  часовой предупредительной забастовки после 5 календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме  не позднее, чем за 3 рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных  дней.

В решении  о забастовке указываются:

перечень  разногласий сторон коллективного  трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата  и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

наименование  органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в  период проведения забастовки.

Работодатель  о предстоящей забастовке предупреждает  Службу, информирует поставщиков  и потребителей, принимает меры к  сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т.д., используя  указанный 10-дневный предупредительный  срок до начала забастовки.

Забастовку  возглавляет представительный орган  работников, в полномочия которого входят созыв собраний (конференций) работников, получение от работодателя необходимой информации по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлечение специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам (ст. 411 ТК РФ).

Орган, возглавляющий  забастовку, обязан принимать меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности  имущества организации и работников, работы машин и оборудования, остановка  которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В период проведения забастовки стороны обязаны  продолжить разрешение коллективного  трудового спора путем проведения различных примирительных процедур.

В тех  организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью  людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например скорая помощь, больницы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного самоуправления в 5-дневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. А если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. В случае необеспечения минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

ТК РФ устанавливает трехступенчатый  порядок утверждения минимума необходимых  работ (услуг) и соответственно 3 уровня (вида) этих перечней (ст. 412).

В соответствии со ст. 412. ТК РФ федеральные перечни  минимума необходимых работ (услуг) разрабатываются и утверждаются по отраслям экономики. Право на их разработку и утверждение предоставлено  федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация  и регулирование деятельности соответствующей  отрасли (экономики). Порядок разработки и утверждения этих перечней определяет Правительство РФ.

На основе указанных (отраслевых) перечней органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают региональные перечни, которые предназначены  для конкретизации федеральных  отраслевых перечней применительно  к организациям, действующим на территории каждого субъекта РФ.

Минимум необходимых работ (услуг) на предприятии, в организации, филиале, представительстве  – локальный перечень – определяется соглашением сторон коллективного  трудового спора совместно с  органом местного самоуправления.

Забастовка  оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может  оканчиваться и решением суда о признании  забастовки незаконной.

Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республик, краев, областным  судами, судами городов Москвы и  Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку.

Незаконными признаются забастовки: проводимые в  нарушение законодательства, устанавливающего процедуру их объявления и проведения; проводимые там, где законом запрещается  или ограничено проведение забастовок; а также забастовки, не являющиеся способом разрешения коллективных трудовых споров.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники  обязаны приступить к работе не позднее  следующего дня после вручения копии  указанного решения суда, возглавляющего забастовку (ч. 5 ст. 413 ТК РФ).

Суд также  вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся – приостановит на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечение жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на 10 календарных дней.

Закон предусмотрел ответственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий  день после доведения до них вступившего  в законную силу решения суда о  признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному  взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться  как прогул, за что работника можно  и уволить.

К организаторам  незаконной забастовки могут быть применены  и меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой  применения насилия, привлекаются к  уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

Статья 414 ТК РФ предусмотрела определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки:

участие работников в забастовке не может  рассматриваться в качестве нарушения  трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора,

на время  забастовки за участвующими в ней  работниками сохраняются место работы и должность,

работника, занятым выполнением обязательного  минимума работ (услуг), выплачивается  соответствующая заработная плата,

тем работникам, кто не принимает участие в  забастовке, но в связи с ней  не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как  за простой не по вине работника, т. е. не ниже двух третей их ставки. Они  могут быть переведены из-за простоя  на другую работу с сохранением среднего заработка, если на ней выполняются  нормы труда, или их тарифной ставки, если эти нормы не выполняются.

В процессе урегулирования коллективного трудового  спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ). В соответствии со ст. 5.34 КоАП РФ в случае увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки работодатель и его представители  могут быть привлечены к административной ответственности путем наложения  административного штрафа от 40 до 50 МРОТ.

Таким образом, анализируя положения статей Трудового  кодекса и Закона, регулирующих порядок  проведения забастовки, можно отметить, что провозглашенное право на забастовку ограничено таким количеством  условий, что реальное проведение на предприятии – задача трудновыполнимая. Но и работодателю необходимо помнить, что несоблюдение положений законодательства влечет ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ ситуации в разрешении коллективных трудовых споров.

 

В 2010 году в субъектах Российской Федерации зарегистрированы девять коллективных трудовых споров.

Коллективные трудовые споры, зарегистрированные в Республике Коми, Республике Татарстан, в Оренбургской, Челябинской, Сахалинской  областях, Пермском крае и Ямало-Ненецком автономном округе были урегулированы  на стадии трудового арбитража.

Коллективные трудовые споры, зарегистрированные в Вологодской (Негосударственное  образовательное учреждение Объединенная техническая школа РОСТО (ДОСААФ) и Кировской областях (ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот»,) были урегулированы на стадии примирительной комиссии при участии органов по труду субъектов Российской Федерации.

 

Динамика возникновения коллективных трудовых споров:

 

Год

Коллективные трудовые споры

Всего

Из них

урегулировано

в том числе,

с участием Роструда

2006

18

12

8

2007

9

7

7

2008

17

16

13

2009

6

6

2

2010

9

9

7

Информация о работе Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации