Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Законодательством установлены следующие виды отпусков:
- основные и дополнительные отпуска;
- нормальной продолжительности (28 календарных дней) и удлиненные (например, по ст. 267 ТК РФ для несовершеннолетних работников продолжительностью 31 календарный день);
- оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения заработной платы.

Содержание

Льготы отдельных категорий работников на получение отпуска
3
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
6
Задача №1 10
Задача №2 12
Задача №3 14
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

Трудовое право Люба .docx

— 34.80 Кб (Скачать)

Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
  1. Льготы отдельных категорий работников на получение отпуска
3
  1. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
6
Задача  №1 10
Задача  №2 12
Задача  №3 14
Список  использованных источников 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Льготы  отдельных категорий работников на получение отпуска
 

     Законодательством установлены следующие виды отпусков:

     - основные и дополнительные отпуска;

     - нормальной продолжительности (28 календарных дней) и удлиненные (например, по ст. 267 ТК РФ для несовершеннолетних  работников продолжительностью 31 календарный  день);

     - оплачиваемые отпуска и отпуска  без сохранения заработной платы.

     Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника  по истечении шести месяцев непрерывной  работы в данной организации. До истечения шести месяцев отпуск должен быть предоставлен по заявлению работника в следующих случаях:

     - женщинам - перед отпуском по беременности  и родам или непосредственно  после него;

     - работникам в возрасте до восемнадцати  лет;

     - работникам, усыновившим ребенка  (детей) в возрасте до трех  месяцев;

     - в других случаях, предусмотренных  федеральными законами.

     В отдельных случаях ежегодный  оплачиваемый отпуск должен предоставляться  работникам в удобное для них  время. Это требование касается и  первого года работы, когда отпуск должен быть предоставлен авансом (т.е. до истечения шести месяцев непрерывной  работы). Так, в соответствии со ст. 123 ТК РФ по желанию мужа ежегодный  отпуск ему предоставляется в  период нахождения его жены в отпуске  по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы в данной организации.

     До  истечения шести месяцев отпуск может быть предоставлен совместителям, т.к. им отпуск предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы; учителям, преподавателям, т.к. отпуск им предоставляется в период каникул.

     График  отпусков - это локальный нормативный  акт, обязательный как для работодателя, так и для работников. При составлении  графиков отпусков должно учитываться  законодательство, предоставляющее  отдельным категориям работников право  на использование отпуска в удобное  для них время. К их числу относятся: работники моложе восемнадцати лет (ст. 267 ТК РФ); ветераны боевых действий и ветераны труда (на основании Федерального закона «О ветеранах»); некоторые категории граждан, подвергшихся воздействию радиации (на основании Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»); лица, награжденные знаком «Почетный донор России» (на основании Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов»).

     Отпуск  предоставляется обычно целиком, но по соглашению между работником и  работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. Законодательство не устанавливает, на какое количество частей может быть разделен отпуск. Согласно ст. 125 ТК РФ неделимая часть (хотя бы одна из частей и не обязательно первая) должна составлять не менее 14 календарных  дней.

     В части 2 ст. 128 ТК РФ перечислены случаи, когда работодатель обязан на основании  письменного заявления работника  предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

     - участникам Великой Отечественной  войны - до 35 календарных дней  в году;

     - работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней  в году;

     - родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие  ранения или увечья, полученных  при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;

     - работающим инвалидам - до 60 календарных  дней в году;

     - работникам в случаях рождения  ребенка, регистрации брака, смерти  близких родственников - до пяти  календарных дней.

     Кроме названных в ст. 128 ТК РФ случаев, работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

     - работающим женщинам по уходу  за ребенком до достижения  им возраста трех лет. Отпуска  по уходу за ребенком могут  быть использованы полностью  или по частям отцом ребенка,  бабушкой, дедом, другим родственником  или опекуном, фактически осуществляющим  уход за ребенком (ст. 256 ТК РФ);

     - работникам, допущенным к вступительным  испытаниям в образовательные  учреждения высшего и среднего  профессионального образования  (ст. 173, 174 ТК РФ);

     - совместителю, если на работе  по совместительству продолжительность  его ежегодного оплачиваемого  отпуска меньше чем продолжительность  отпуска по основному месту  работы (ст. 286 ТК).

     В соответствии со ст. 263 ТК РФ работнику, имеющему двух или более детей  в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет); одинокой матери, воспитывающей ребенка в  возрасте до четырнадцати лет; отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором  могут устанавливаться ежегодные  дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для  них время продолжительностью до 14 календарных дней.

 

  1. Общественный  контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
 

     Значительная  роль в защите трудовых прав и законных интересов работников принадлежит  профессиональным союзам.

     Профессиональные  союзы - это добровольные общественные объединения граждан, связанных  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемые  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых прав и  интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами (п. 1 ст. 2 «Закона о профсоюзах»).

     Трудовым  кодексом и указанным Законом  профсоюзы, их объединения, первичные  профсоюзные организации для  осуществления своей защитной функции  наделены правом представлять и защищать права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных  с трудом отношений; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения; участвовать  в установленном порядке в  определении работодателем систем оплаты труда, форм материального поощрения  и норм труда; добиваться улучшения условий и охраны труда; участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров и многими другими правами.

     Одним из важнейших способов защиты профсоюзами  трудовых прав и законных интересов  работников является осуществление  ими согласно ст. 370 ТК профсоюзного (общественного) контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

     Закрепленные  ст. 370 ТК полномочия профессиональные союзы осуществляют через свои органы (профкомы и другие звенья профсоюзной  системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные  правовые и технические инспекции  труда. В своей деятельности они  руководствуются законодательством РФ по вопросам труда и актами соответствующих профсоюзных органов.

     На  уровне организаций профсоюзный  контроль осуществляется уполномоченными  профсоюзного комитета по охране труда, избираемыми на общем собрании работников структурного подразделения.

     Правовые  и технические инспекции труда  профсоюзов создаются общероссийскими  профессиональными союзами и  их объединениями и действуют  в соответствии с положениями, утверждаемыми  этими профсоюзами и их объединениями. Помимо этого, правовые и технические  инспекции труда могут создаваться  межрегиональными, а также территориальными объединениями организаций профсоюзов, действующими на территориях субъектов  РФ. Их полномочия определяются положениями, принимаемыми в соответствии с типовыми положениями соответствующих общероссийских объединений профессиональных союзов.

     Профсоюзные инспекторы труда в установленном  порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или  профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также  выполнения условий коллективного  договора, соглашения.

     Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют  право:

     - осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

     - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

     - принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

     - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

     - защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

     - предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников до принятия окончательного решения федеральной инспекцией труда;

     - направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

     - осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

     - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

     - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

     - принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

     - принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

     - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

     Профессиональные  союзы, их инспекции труда при  осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

     Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, избираемые на общем собрании трудового коллектива из числа своих  работников, имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"