Лекции по "Охрана труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:58, лекция

Описание работы

Охрана труда -- система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психо-физические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вред-ных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование тех-ники безопасности

Работа содержит 1 файл

лекции.docx

— 118.27 Кб (Скачать)

Установлены следующие категории стандартов: ГОСТ-- госу-дарственный стандарт; РСТ -- республиканский стандарт; СТП -- стандарт предприятия. 

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями и организациями  государства. 

Отраслевые  стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли (например, строителей). 

Стандарты предприятий обязательны только для предприятия, утвердившего их. 

Стандарты, входящие в ССБТ, подразделяются на подсистемы, обозначаемые цифрами от 0 до 9. 

Государственные стандарты ССБТ разрабатывают по планам, утвержденным Государственным  комитетом по стандартам, и согласо-вывают с Государственной инспекцией труда РБ, Минздравом РБ и в необходимых случаях -- с органами государственного надзора. 

Отраслевые  и республиканские стандарты  разрабатывают на основе государственных  с учетом особенностей безопасности труда в отрасли, республике. Их проекты  согласовывают с отраслевыми  комите-тами профсоюзов, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при необходимости -- и с другими органами надзора. 

Стандарты предприятий ССБТ разрабатывают  на предпри-ятиях силами соответствующих специалистов, отделов, служб и согла-совывают с профсоюзным комитетом предприятия. 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 

Основные  принципы государственной политики в области ох-раны труда -- приоритет жизни и здоровья работников на протяже-нии их производственной деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда. В функции государства входит принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенст-вование правоотношений в области охраны труда. Министерства и ве-домства разрабатывают единые нормативные требования в области безопасности и гигиены труда. Государство осуществляет надзор и кон-троль за соблюдением законодательства по вопросам охраны труда. 

Государственное управление охраной труда направлено на соз-дание здоровых и безопасных условий труда у нанимателя; защиту прав и законных интересов работников и др. Государственное управ-ление охраной труда реализуется на следующих уровнях: республи-канском, отраслевом и региональном. 

На республиканском  уровне государственное управление охра-ной труда осуществляет Правительство РБ или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управ-ления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству. 

На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы го-сударственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству РБ, имеющие отраслевую направленность и подведом-ственные организации. 

На региональном уровне государственное управление охраной тру-да осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы. 

Органы государственного управления охраной труда осуществляют: 

совершенствование нормативной правовой базы охраны тру-да и управления охраной труда; 

анализ состояния  условий и охраны труда, разработку и фи-нансирование программ по улучшению условий и охраны труда; 

анализ состояния  обеспеченности работников средствами ин-дивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, органи-зацию работы по обеспечению ими; 

организацию обучения, повышение квалификации и  провер-ку знаний работников по вопросам охраны труда; 

надзор и  контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, осуществляемый государственными органами и профсоюзами; 

контроль  за проведением аттестации рабочих  мест по усло-виям труда, приведением их в соответствие с требованиями; 

надзор за предоставлением предусмотренных  законодатель-ством компенсаций по условиям труда; 

контроль  за соблюдением порядка расследования  и учета не-счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению их причин. Участие в ус-тановленном порядке в расследовании таких происшествий и др. 

Государственная политика нацелена на использование  экономи-ческого механизма в управлении охраной труда. Проведение правиль-ной налоговой политики стимулирует создание здоровых и безопас-ных условий труда, разработку и внедрение безопасных технологий, эффективных средств защиты и т.д. 

ПРАВА И  ГАРАНТИИ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 

 Обязанности  нанимателей перед работниками  по обеспечению охраны труда  отражены в Трудовом кодексе.  В соответствии со ст. 55 и 226 ТК РБ наниматель обязан обеспечить: 

--здоровые  и безопасные условия труда  на каждом рабочем месте, соблюдение  требований по охране труда; 

принятие  необходимых мер по профилактике производственно-го травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; 

постоянный  контроль знания и соблюдения работниками  тре-бований инструкции по технике безопасности, производственной сани-тарии и пожарной безопасности; 

своевременное и правильное проведение расследования  и учета несчастных случаев на производстве; 

своевременное предоставление гарантий и компенсаций  в связи с вредными условиями  труда (сокращенный рабочий день, до-полнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); 

соблюдение  норм по охране труда женщин, молодежи и инвалидов; 

выдачу работникам в соответствии с установленными норма-ми специальной одежды, специальной обуви и других средств инди-видуальной защиты, а также организацию надлежащего хранения и ухода за этими средствами; 

соблюдение  законодательства о труде, условий, установлен-ных коллективными договорами, соглашениями, другими локальны-ми нормативными актами и трудовыми договорами; 

постоянный  контроль за уровнями опасных и вредных  произ-водственных факторов; 

проведение  аттестации рабочих мест по условиям труда; 

подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалифика-ции и проверку знаний работников по вопросам охраны труда; 

проведение  обязательных предварительных (при  поступле-нии на работу) и периодических, в течение трудовой деятельности, медицинских осмотров работников; 

информирование  работников о состоянии условий  и охраны труда на рабочем месте  и средствах индивидуальной защиты; 

возмещение  вреда, причиненного жизни и здоровью работ-ников, т.е. выплату денежных сумм (ст. 416 УК РБ) в зависимости от степени утраты трудоспособности (компенсация дополнительных расходов; возмещение морального вреда и расходы на погребение); 

--пропаганду  и внедрение безопасных методов  и приемов труда. 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ  ДОГОВОР 

И СОГЛАШЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 

Коллективные  договоры и соглашения регулируют трудовые и связанные с ними отношения, позволяют обеспечить учет и согласо-вание интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда. 

Генеральное соглашение является основой для  тарифных и ме-стных соглашений, коллективных договоров. 

Коллективный  договор -- локальный нормативный  акт, регу-лирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками (ст. 361 ТК). 

Соглашение -- нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. 

Соглашения  заключаются на республиканском (генеральное  со-глашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное со-глашение) уровнях. 

Сторонами коллективного договора являются работники  орга-низации в лице их представительного органа (профессиональные союзы и иные представительные органы) и наниматель (руководи-тель) или уполномоченные лица (ст. 354, 355 ТК). При этом руководи-тель организации и его заместители не могут осуществлять предста-вительство интересов работников. 

Коллективный  договор обязывает нанимателя регламентиро-вать нормы предоставления определенных льгот и преимуществ (уве-личение выплат, установление системы поощрений за достижения в труде, регламентирование рабочего времени и др.) отдельным катего-риям работников. 

Законодательство  определяет примерный перечень положений, которые могут быть включены в  договор. Это положения об (о): орга-низации труда, системах оплаты труда, продолжительности рабочего времени и времени отдыха; создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхо-вания работников и их семей, охране окружающей среды; регулиро-вании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; строи-тельстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения; организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей и т.д. 

Коллективный  договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых  он заключен, и является обязательным для исполнения. Все работники  должны быть ознакомлены с дейст-вующими у него коллективными договорами и соглашениями. 

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА 

Дисциплинарная  ответственность наступает в  случаях нару-шения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соот-ветствии с действующим трудовым законодательством за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания (ст. 198-- 204 ТК РБ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. 

Для работников транспорта, таможенной службы и других ка-тегорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК). 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА 

Административная  ответственность выражается в наложе-нии штрафа на виновное должностное лицо. К административной ответственности привлекаются должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, норм и правил охраны труда. 

МАТЕРИАЛЬНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА 

Работник  может быть привлечен к материальной ответственно-сти, если по его вине предприятие (учреждение) понесло материаль-ный ущерб (ст. 400 ТК). При определении размера ущерба учитывает-ся только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия нанимателя он имеет право передавать для возмещения ущерба равноценное иму-щество или исправить поврежденное. 

Материальная  ответственность -- возмещение ущерба, поэтому не исключена возможность  одновременного привлечения к дисципли-нарной, административной или уголовной ответственности (ст. 408 ТК). 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА 

 Законодательство  РБ предусматривает за нарушение  трудового законодательства, требований  техники безопасности и производст-венной санитарии повышенную ответственность работников, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности. К уголовной ответст-венности привлекаются лица, допустившие злостные нарушения, при условии, что такие нарушения повлекли за собой либо могли повлечь несчастные случаи, профзаболевание или другие тяжелые последствия. 

<

Информация о работе Лекции по "Охрана труда"