Лекции по "Охрана труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:58, лекция

Описание работы

Охрана труда -- система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психо-физические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вред-ных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование тех-ники безопасности

Работа содержит 1 файл

лекции.docx

— 118.27 Кб (Скачать)

Наступление нервного (умственного) утомления в  отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекраще-нию работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдви-ги, нарушение сна. Виды деятельности с преобладанием физического труда требуют менее продолжительного, хотя и более частого отдыха. 

Период восстановления сил после физической работы происходит более интенсивно и заканчивается  в сравнительно короткое время. 

Нервное утомление  возникает главным образом из-за спешки, чрезмерного напряжения внимания, слуха и зрения, памяти и мыс-лительной деятельности. В то же время умственная работа, как ни удивительно, протекает очень экономно, при сравнительно неболь-шом потреблении энергии. Сама по себе она мало утомительна. 

Из этого  следует, что умеренный (не очень  напряженный) умст-венный труд может выполняться довольно долго без перерыва на отдых. Однако людям, занятым преимущественно умственным трудом, перио-дически необходим более длительный отдых. 

Рабочее место  человека преимущественно умственного  труда должно быть во всех отношениях комфортным. Микроклимат, освеще-ние, окраска помещения должны соответствовать оптимальным усло-виям. Вместе с тем необходимо устранить такие неблагоприятные фак-торы, как монотонность в работе, шум, вибрацию и т.п. 

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА 

 Для создания  комфортных и безопасных условий  труда необхо-димо комплексное изучение системы человек -- машина -- производ-ственная среда, которые находятся в тесной взаимосвязи и влияют на безопасность, производительность и здоровье человека. 

Эргономика -- научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. 

На человека в процессе труда действуют множество  факторов: вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, условия, в ко-торой она осуществляется (вредные вещества, излучения, климатиче-ские условия, освещенность и т.д.), психофизиологические возможности человека (прежде всего антропометрические характеристики человека, скорость реакций на различные раздражители, особенности воспри-ятия человеком цвета и т.д.). Для того чтобы человекомашинная сис-тема функционировала эффективно и не приносила ущерба здоровью человека, необходимо, прежде всего, обеспечить совместимость харак-теристик машины и человека. Совместимость человека с машиной оп-ределяется его антропометрической, сенсомоторной, энергетической (биомеханической) и психофизиологической совместимостью. 

Антропометрическая  совместимость предполагает учет раз-меров тела человека, возможность обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы. 

Сенсомоторная совместимость предполагает учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реак-ций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов. 

Энергетическая (биомеханическая) совместимость предпола-гает учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления. 

Психофизиологическая  совместимость должна учитывать  ре-акцию человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон пода-ваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины. 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА 

 Организация  рабочего места, конструкция органов  контроля и управления должны  учитывать антропометрические, сенсомоторные,  биомеханические и психофизиологические  характеристики человека. Важное  эргономическое значение имеет  рабочая поза человека. Рабочая  поза «стоя» требует больших  энергетических затрат и приво-дит к быстрому утомлению. Рабочая поза «сидя» менее утомительна, и она более предпочтительна. Проекция центра тяжести тела человека в рабочей позе должна быть расположена в пределах площади его опоры. 

 Пространство  рабочего места, в котором осуществляются  трудовые процессы, должно быть  разделено на рабочие зоны. Зонирование  рабочего места в горизонтальной  и вертикальной плоскостях. Рабочую  зону, удобную для действия обеих  рук, нужно обяза-тельно совмещать с зоной визуального обзора. Минимальное про-странство рабочего места, необходимое для выполнения работы при различных положениях тела. 

В противном  случае положение тела человека будет  неустойчи-вым и потребует значительных мышечных усилий. Это может привес-ти к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (например, ис-кривление позвоночника), быстрому утомлению, травме. Составной частью рабочего места в положении «сидя» является рабочее кресло оператора. Кресло должно соответствовать антропометрическим данным человека и, при необходимости, учитывать поправки на спецодежду и снаряжение. Основные геометрические параметры рабочих кресел стандартизованы. Целесообразно применять кресла с регулируемыми параметрами (высотой, углом наклона спинки), чтобы приспособить их под антропометрические характеристики конкретного человека. 

Ножные и  ручные органы управления должны соответствовать  по прилагаемым усилиям биохимическим  характеристикам человека и в  зависимости от частоты их использования  располагаться в соот-ветствующих зонах досягаемости. Усилия на органы управления не должны быть слишком маленькими, чтобы человек мог контролиро-вать выполняемое им движение. В то же время слишком большие усилия приводят к быстрой усталости и перенапряжению мышц. Для органов управления различного типа существуют рекомендации по оптимальным прилагаемым силам. 

Устройства  визуальной информации оператора в  зависимости от частоты их использования  также должны располагаться в  соответ-ствующих зонах визуального поля человека. При частом использова-нии приборы должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора, при редком -- в пределах максимальных углов обзора. 

Цветовая  раскраска, размеры органов управления должны со-ответствовать психофизиологическим и антропометрическим харак-теристикам человека, освещенности на рабочем месте и другим ха-рактеристикам световой среды. 

АТТЕСТАЦИЯ  РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА 

Аттестация  рабочих мест по условиям труда -- система  ана-лиза и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных меро-приятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертифика-ции производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятых на тяже-лых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда. 

Во исполнение Закона РБ «О пенсионном обеспечении» (ст. 14) постановлением Кабинета Министров  РБ от 02.08.1995 г. №409 утвержден Порядок  проведения аттестации рабочих мест по усло-виям труда (с изм. и доп., внесенными постановлением СМ РБ от 14.12.1998 г. №1911). 

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям тру-да (далее -- Порядок) распространяется на все предприятия, учреж-дения, организации и другие субъекты хозяйствования независимо от форм собственности (далее -- предприятие). 

Методика  проведения аттестации рабочих мест по усло-виям труда утверждена постановлением Министерства труда РБ от 04.09.1995 г. №74 (с изм. и доп., внесенными постановлением Мини-стерства труда РБ от 26.05.2000 г. №80). 

Аттестация  проводится в соответствии с Порядком и Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласован-ной  с Министерством здравоохранения  и республиканскими объеди-нениями профсоюзов, и включает: 

гигиеническую оценку существующих условий и характера  труда; 

оценку травмобезопасности рабочих мест; 

оценку обеспеченности работников СИЗ. 

По результатам  инструментальных измерений уровня вред-ных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, вредные, опасные) и степень (1, 2, 3 и 4-я) вредных усло-вий труда по гигиеническим критериям (см. пп. 8.3.1, 8.3.2). 

По результатам  обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств  обучения и инструктажа требо-ваниям нормативных и правовых актов определяется класс условий труда по травмобезопасности (оптимальные, допустимые, опасные). 

По результатам  исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый  трех степеней). Результаты оценок оформляются  актами и протоко-лами установленной формы. Сведения о результатах аттестации за-носятся в Карту условий труда на рабочем месте, форма которой ут-верждается Министерством труда. Обязательными приложениями к Карте являются данные хронометражных наблюдений, а также ис-ходные данные для расчета фактических величин указанных факторов. 

Для обоснования  времени занятости в особых условиях труда проводится фотография рабочего дня, результаты которой оформля-ются по форме, утверждаемой Министерством труда. Фотография ра-бочего дня является обязательным приложением к Карте условий труда на рабочем месте. 

Аттестация  проводится аттестационной комиссией  предпри-ятия, состав и полномочия которой определяются приказом руководи-теля предприятия. Периодичность проведения аттестации -- один раз в пять лет. 

Результаты  аттестации используются для: 

-- планирования  и проведения мероприятий по  охране и улучше-нию условий труда; 

 обоснования  предоставления льгот и компенсаций  работни-кам (доплаты к тарифной сетке, продолжительность рабочей недели и отпуска, выдача молока и лечебно-профилактического питания, льгот-ное пенсионное обеспечение, режимы труда и отдыха, периодичность медицинских осмотров, возможность использования труда некоторой категории работающих -- женщин, молодежи и др.); 

решения о  связи заболевания с профессией и установления диагноза профзаболевания; 

составления статистической отчетности по охране труда; 

применения  административно-экономических санкций  к должностным лицам, виновным в  нарушении условий труда. 

Аттестация  рабочих мест по условиям труда является одним из организационных методов  обеспечения безопасности труда, кон-троля и экспертизы условий труда. 

Внеочередная  аттестация проводится: в случае изменения  условий и характера труда  при реконструкции предприятия, внедре-нии новой техники и технологии, применении новых видов сырья и материалов; при улучшении условий труда за счет осуществления ор-ганизационно-технических мероприятий; по инициативе нанимателя, органа профсоюзного комитета, работника предприятия; по инициа-тиве Государственной экспертизы условий труда. 

Контроль  за качеством проведения аттестации возлагается на Государственную  экспертизу условий труда Министерства труда и со-циальной защиты РБ. 

ПРОПАГАНДА  ОХРАНЫ ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ  БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 

Для пропаганды охраны труда, безопасных методов и  приемов работы предназначены кабинеты охраны труда. Кабинет охраны тру-да может быть совмещен с кабинетом для учебных занятий (при численности работающих менее 300 человек). В структурных подраз-делениях организации создаются уголки по охране труда (при чис-ленности работающих менее 100 человек). 

Основные  задачи работы кабинета охраны труда: 

обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда; 

информирование  работников об условиях и охране труда  на рабочих местах, полагающихся СИЗ и компенсациях по условиям труда; 

оказание  методической помощи структурным подразделени-ям в организации работы по охране труда; 

организация консультаций, лекций, выставок по охране труда; 

создание  информационной базы нормативных и  правовых актов по охране труда. 

В кабинете охраны труда имеются в наличии  учебные материа-лы, справочно-методические и информационно-выставочные. Кабинет охраны труда должен быть оснащен: 

нормативными  правовыми актами по охране труда  с учетом

специфики предприятия, в том числе стандартами, правилами, инст-рукциями; 

Информация о работе Лекции по "Охрана труда"