Локальное регулирование трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы связана с тем, что в результате конкретизации и детализации формируется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реализацию общих принципов и норм на уровне хозяйствующего субъекта.
Государство со своей стороны не предписывает специального поведения для хозяйствующего субъекта, оно лишь формирует правила, так сказать устанавливает рамки, которым это поведение должно подчиняться.
Локальное нормотворчество имеет характерную особенность: по своему содержанию оно распространяется лишь на определенных участках общественных отношений. Обладая конкретизирующим свойством, оно компенсирует несовершенство законодательства.
Целью настоящего исследования является анализ правового понятия локального нормативного правового регулирования, определение субъектов правотворчества и правоприменения на уровне организации.
Задачами работы являются:
- определение понятия, значения, роли и функций локального нормативного правового акта и его места в системе источников трудового права в новых социально-экономических условиях;
уточнение предмета локального нормативного регулирования трудовых отношений и сферы его действия;
выявление соотношения локальных нормативных актов с трудовым законодательством;
характеристика содержания локальных нормативных актов, принимаемых работодателем в установленном порядке;
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере принятия локальных нормативных актов.
Предметом исследования являются нормы трудового права, регулирующие порядок принятия локальных нормативных актов, а также сами локальные акты.
Методологическую основу работы составляют положения Конституции Российской Федерации о правах граждан в сфере труда; нормы и принципы международного трудового права, в частности о праве на свободу объединения и действенном признании права на ведение коллективных переговоров, о коллективных договорах и содействии их заключению; положения общей теории права и теории трудового права.
В своей работе автор опирался на современные методы познания, разработанные философской наукой и апробированные юридической практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный и структурный анализ, сравнительный, исторический и социологические методы.

Работа содержит 1 файл

намёточки.docx

— 83.15 Кб (Скачать)

     Введение

     На  современном этапе развития нашего государства, очевидно, что его правовая система претерпела существенные изменения. Изменился подход к пониманию  роли государства в обществе в  целом и экономике в частности. В системе социальных регуляторов  нормы права выделяются общеобязательным характером своих предписаний. Эта  особенность правовых норм обусловлена  формой их выражения.

     Одной из разновидностей правовых норм являются локальные правовые нормы, которые  имеют конкретизирующий, детальный  характер.

     Совершенствование локального регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений имеет своей  целью содействовать улучшению  организации труда и управления, укреплению дисциплины труда, усилению материального и морального стимулирования, изысканию внутренних резервов производства, повышению производительности труда  и, в конечном счете, повышению эффективности  работы организации в целом.

     Проблема  локального нормативного регулирования  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений по своей теоретической и практической значимости являлась и сегодня является весьма актуальной в трудовом праве. По этой проблеме написаны монографии, диссертации, статьи и главы в  учебниках и учебных пособиях по трудовому праву.

     Актуальность  данной работы связана с тем, что  в результате конкретизации и  детализации формируется целостная  система регулирования хозяйственных  отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реализацию общих  принципов и норм на уровне хозяйствующего субъекта.

     Государство со своей стороны не предписывает специального поведения для хозяйствующего субъекта, оно лишь формирует правила, так сказать устанавливает рамки, которым это поведение должно подчиняться.

     Локальное нормотворчество имеет характерную  особенность: по своему содержанию оно  распространяется лишь на определенных участках общественных отношений. Обладая  конкретизирующим свойством, оно компенсирует несовершенство законодательства.

     Целью настоящего исследования является анализ правового понятия локального нормативного правового регулирования, определение субъектов правотворчества и правоприменения на уровне организации.

     Задачами  работы являются:

     - определение понятия, значения, роли  и функций локального нормативного правового акта и его места в системе источников трудового права в новых социально-экономических условиях;

     уточнение предмета локального нормативного регулирования  трудовых отношений и сферы его  действия;

     выявление соотношения локальных нормативных  актов с трудовым законодательством;

     характеристика  содержания локальных нормативных  актов, принимаемых работодателем  в установленном порядке;

     Объектом  исследования выступают общественные отношения в сфере принятия локальных  нормативных актов.

     Предметом исследования являются нормы трудового  права, регулирующие порядок принятия локальных нормативных актов, а  также сами локальные акты.

     Методологическую  основу работы составляют положения  Конституции Российской Федерации  о правах граждан в сфере труда; нормы и принципы международного трудового права, в частности  о праве на свободу объединения  и действенном признании права  на ведение коллективных переговоров, о коллективных договорах и содействии их заключению; положения общей теории права и теории трудового права.

     В своей работе автор опирался на современные  методы познания, разработанные философской  наукой и апробированные юридической  практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный и структурный анализ, сравнительный, исторический и социологические методы.

     Теоретической основой данной работы послужили труды таких ученых-правоведов, как В.И. Курилов1, В.М. Лебедев2, М.В. Молодцов3, А.Ф. Нуртдинова4, Г.Н. Семигин5 и др.

     Настоящая работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и виды  локальных нормативных  актов 

     1.1. Понятие локальных  норм права и  их место в системе  источников трудового  права

     Легальное определение локальных нормативных  актов впервые было сформулировано в ТК РФ.6 Согласно его ст. 8 это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

     Локальным нормативным актам присущи все  признаки, характерные для нормативного правового акта.

     1. Волевое содержание. В локальном  нормативном акте воплощается  воля разработчиков данного акта, а также субъектов и участников  нормотворчества, которые на разных  этапах разработки, обсуждения и  принятия документа выражали  свое отношение к нему.

     Демократические начала волевого содержания локального нормативного акта проявляются в  их приближенности к действительности, т.е. к условиям конкретной организации. В содержании основных локальных  актов, особенно коллективного договора и других совместных или согласованных  проектов локального нормотворчества, выражается воля не только работодателя, но и работников в лице их представителей. В локальных актах, предусмотренных  трудовым законодательством, воплощение воли работников поставлено в зависимость  от усмотрения работодателя, хотя эти  акты принимаются последним с  учетом мнения представительного органа работников. Локальные нормативные  акты, не предусмотренные законодательством  о труде, находятся во власти работодателя, который, однако, должен руководствоваться  предписаниями законодателя относительно их содержания и уведомления о  нем работников.

     Государственная воля непосредственно выражается в  тех локальных нормативных актах, принятие которых разрешено законодателем  посредством прямого указания или  их санкционирования. В иных случаях  принятия локальных норм государственная  воля проявляется опосредованно. Государство  всегда остается органом, который устанавливает  «правила игры» и гарантирует  реальное осуществление локальных  норм права.

     2. Официальный характер. Этот признак  связан с первым, так как официальный  характер локальные нормативные  акты получают благодаря нормотворческим  органам. Для централизованных  правовых актов установлены повышенные  требования, включающие процедуры  их принятия, опубликования и  доведения до сведения правоприменителей.  Отсутствие официального опубликования  означает, что, во-первых, нормотворческий  орган не полностью выполняет  свои обязанности, во-вторых, создаются  основания для нарушения прав  и свобод граждан.

     Законодатель  при разработке проекта ТК РФ уклонился  от решения вопроса об опубликовании  или ином способе доведения до сведения работников локальных нормативных  актов. Представляется, что в ст. 22 «Основные права и обязанности  работодателя» необходимо внести следующее  положение: «Работодатель обязан предоставить работникам возможность ознакомиться с локальными нормативными актами, действующими в организации». Это  можно сделать путем создания сайта или специальной программы  организации, посвященных принятым локальным актам, разработки стандарта  предприятия (СТП), содержащего информацию обо всех локальных документах организации, изучить которые будет удобно в специально выделенном помещении  или библиотеке.7

     Только  с момента доведения до работников содержания каждого локального акта можно говорить о его действии.

     3. Множественность и иерархическое  построение. Иерархия источников  права, т.е. установление субординационных  связей между различными формами  права, имеет существенное значение  и для формирования системы  локальных нормативных актов.  Основу иерархии локальных источников  составляет коллективный договор,  входящий в систему социального  партнерства и представляющий  собой соглашение работодателя  и работников о регулировании  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений.  Именно коллективный договор  предопределяет иные уровни локальных  нормативных актов.

     Множественность локальных источников трудового  права обусловлена тем, что нормотворческими функциями закон наделил не только работодателя и его представителей, но и работников и их представительные органы.

     4. Всеобщий характер локальных  нормативных актов проявляется  в том, что они касаются неопределенного  круга лиц данной организации  и рассчитаны на неоднократное  применение. Как отметили А.В.  Гребенщиков и С.П. Маврин, «общим  качеством, объединяющим все локальные  акты, регулирующие отношения в  области определения требований  к содержанию труда, его режиму, рабочему времени и времени  отдыха, заработной плате и проч., в один вид источников трудового  права, является их внутрикорпоративный  характер, который наделяет их  чертами обязательности только  применительно к членам одной  производственно-трудовой корпорации».8 Иными словами, локальные нормы рассчитаны на персонально неопределенный круг лиц, состоящих с данной организацией в трудовых правоотношениях.

     Локальные нормативные акты действуют непрерывно и постоянно. Их «неисчерпаемость»  проявляется в том, что и после  совершения предписаний, заложенных в  них, они не прекращают свое действие.

     5. Компетенция субъектов, уполномоченных  создать нормативный акт, и  процедура его принятия установлены  ТК РФ, иными законами и правовыми  актами. В отдельных случаях законодатель  предоставляет субъектам нормотворчества  право самим ввести процедуры  принятия нормативного акта. Так,  порядок разработки проекта коллективного  договора и его заключения  определяется сторонами в соответствии  с ТК РФ и другими федеральными  законами. При принятии локальных  нормативных актов в случаях,  не предусмотренных законодательством  о труде, порядок разработки  проекта локального документа,  возможности его обсуждения с  представительными органами работников  определяются работодателем.

     6. Документальное оформление. Локальный  нормативный акт – это всегда  письменный документ. Требования  к его форме, языку, стилю  изложения, структуре и содержанию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наименование, регистрация и др.) регулируются  в централизованном порядке, формируются  учеными. Так, А.Ф. Шебанов подчеркивает, что «законодатель стремится  дать предельно ясное и четкое  словесное выражение каждой правовой  нормы, чтобы наиболее полно,  определенно и вместе с тем  просто и доступно передать  ее содержание... обеспечить единообразное  понимание и исполнение правовых  норм».9

     ТК  РФ устанавливает требования как  к форме акта (положения, инструкции, графики и т.д.), так и к структуре  и содержанию некоторых локальных  актов (коллективный договор, правила  внутреннего трудового распорядка). Искажение формы или выход  за пределы круга вопросов, решение  которых предписано в конкретном акте, видимо, будет означать нарушение  компетенции правотворческого органа. Письменная форма способствует единообразному пониманию сути акта. Она необходима для применения возможных санкций  в случаях неисполнения локальных  норм.

     7. Предназначенность для регулирования  социально значимых общественных  отношений. Не все общественные  отношения должны подвергаться  правовому регулированию. Так,  технические нормы возводить  в ранг локального акта представляется  нецелесообразным. Антипримером локального  нормативного акта могут служить  «Общие правила проведения генеральной  уборки процедурного кабинета»,  которые опубликованы под рубрикой  «Пример локального регулирования  генеральных уборок» и рекомендованы  главным врачам медицинских учреждений  для утверждения».10

     Наряду  с общими чертами, характерными для  всех нормативных актов, локальным  источникам права присущи следующие  специфические особенности.

     1. Они имеют подзаконный характер. В основе их формирования лежат  правовые нормы общего действия, которые с учетом местных условий  могут дополняться, уточняться  или конкретизироваться. В соответствии  со ст. 5 ТК РФ локальные акты  вместе с актами органов местного  самоуправления замыкают общую  систему источников трудового  права.

Информация о работе Локальное регулирование трудовых отношений