Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы полное и всестороннее рассмотрение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
Рассмотреть систему государственных органов и их компетенцию в сфере надзора и контроля;
Рассмотреть общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде;
Проанализировать ответственность за нарушение законодательства о труде.

Работа содержит 1 файл

надзор и конторль за соблюдением трудвого звконодательства.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

Уголовная ответственность по основаниям ст. 199 УК наступает только в случае, когда в действиях должностного лица присутствовали вина и умысел.

За совершение действий, предусмотренных ст. 199 УК, виновное лицо наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет.

Статья 306 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые несут ответственность за их соблюдение. Понятие «правила охраны труда» включает правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда. Под иными правилами охраны труда понимаются, например, правила охраны труда отдельных категорий работников (инвалидов, несовершеннолетних), правила охраны труда в отдельных отраслях производства и т.д.

Статьи 301-308, 318, 320, 336, 338 УК также предусматривают уголовную ответственность за нарушения правил охраны труда:

  • нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности при выполнении различного рода работ;
  • выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства и др.

Материальная ответственность нанимателей за вред, причиненный жизни и здоровью работников, предусмотрена главой 38 ТК.

В соответствии со ст. 245 ТК возлагается материальная ответственность на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы.

Таким образом, нарушение законодательства о труде влечет за собой применение органами надзора и контроля определенных средств воздействия, назначение которых - направить поведение субъектов права в русло закона. Их применение создает неблагоприятные последствия для тех, кому они адресованы (дополнительные обязанности устранить допущенные нарушения, принять дополнительные меры по созданию безопасных условий труда и т.д.).

Ответственность за нарушение законодательства о труде делиться на:

  1. административную;
  2. дисциплинарную;
  3. уголовную;
  4. материальную.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении трудового  законодательства несут дисциплинарную, административную или уголовную  ответственность.

Ответственность несут как  наниматель, так и должностные  лица. При этом наниматель как юридическое  лицо несет материальную ответственность, другие виды ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную) несут  только физические лица, должностные  лица нанимателя.

Дисциплинарная ответственность  заключается в применении мер  дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение.

Административная ответственность  – ст.9.15-9.20 КоАП.

Уголовная ответственность  – нарушение трудового законодательства и правил охраны труда, необоснованный отказ от приема на работу и увольнение женщины по мотивам беременности, ст.301-308, 318, 336, 338 УК, по ст.306 – нарушение правил охраны труда, привлекаются только должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.

Материальная ответственность  наступает, если предприятию причинен материальный ущерб.

Ст.245 ТК, когда при незаконном увольнении, переводе, перемещении  должностное лицо должно возместить работнику потери и выплатить  зарплату. Должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из вышесказанного можно  сделать следующие выводы:

  1. надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль - проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных правовых актов.

Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольнонадзорных органов, а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов. В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности.

В зависимости от органов, осуществляющих надзорноконтрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.

  1. систему государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства составляют специально уполномоченные госорганы, действующие в соответствии с законодательством. Назначение этих органов – обеспечение соблюдения трудового законодательства.

Особое место в системе органов контроля занимают высшие и местные органы власти и управления. Общий контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют парламент, президент, правительство и министерства и государственные комитеты, местные исполнительно-распорядительные органы.

Парламент РБ принимает законы, в соответствии с которыми принимаются законы о труде и осуществляется контроль за соблюдение трудового законодательства.

Президент РБ, издавая декреты и указы по трудовым отношениям, в общем плане посредством их осуществляет контрольные функции за соблюдением трудового законодательства.

Правительство РБ, принимая постановления, осуществляет общий контроль за соблюдением трудового законодательства. Такое же значение имеют распоряжения и постановления МИРО, рассчитанные на неоднократное их применение.

Министерства и государственные комитеты осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства на подчиненных им предприятиях путем издания инструкций, точное исполнение которых позволяет проводить ведомственный контроль (министерство труда и соцзащиты). Министерство является органом республиканского управления, которое осуществляет управление и государственный контроль за соблюдение трудового законодательства, занятости, миграции, координирует деятельность других ОГУ.

Органы надзора – департамент государственной инспекции труда и социальной защиты, МЧС, органы государственной экспертизы условий труда, департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, государственный санитарный контроль, органы пожарного надзора при МЧС прокурата.

  1. общественный контроль проводится общественными организациями, органами общественной самодеятельности, трудовыми коллективами и гражданами. При осуществлении контрольной функции различные общественные организации отличаются по характеру и объему контрольных полномочий, кругу, уровню и количеству подконтрольных объектов, форме и методам проведения контроля.

Статья 463 ТК предусматривает, что общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы. Порядок осуществления общественного контроля профсоюзами определяется Правительством Республики Беларусь.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении трудового  законодательства несут дисциплинарную, административную или уголовную  ответственность.

Ответственность несут как  наниматель, так и должностные  лица. При этом наниматель как юридическое  лицо несет материальную ответственность, другие виды ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную) несут  только физические лица, должностные  лица нанимателя.

Дисциплинарная ответственность  заключается в применении мер  дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение.

Административная ответственность  – ст.9.15-9.20 КоАП.

Уголовная ответственность  – нарушение трудового законодательства и правил охраны труда (ст.194, 199 УК), необоснованный отказ от приема на работу и увольнение женщины по мотивам беременности, ст.301-308, 318, 336, 338 УК, по ст.306 – нарушение  правил охраны труда, привлекаются только должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.

Материальная ответственность  наступает, если предприятию причинен материальный ущерб.

Ст.245 ТК, когда при незаконном увольнении, переводе, перемещении  должностное лицо должно возместить работнику потери и выплатить  зарплату. Должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность.

Надзор и контроль за соблюдением  законодательства о труде является обязательным условием успешного функционирования предприятия и государства в  целом. Без должного контроля наниматель будет превышать свои полномочия, нарушать законодательство, «угнетать» работника. Данные действия будут порождать  недовольства среди работников, которые  могут вылиться в массовую безработицу, отказ от работы в различных сферах. Так по цепочке может в один миг остановиться деятельность всей инфраструктуры города, что негативно  скажется и на самой государственной  власти в лице административного  аппарата. Поэтому надлежащий надзор и контроль за исполнением законодательства о труде является одной из составляющих роста стабильности и успешного  развития государства в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

    1. Нормативные правовые акты:

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
  2. Кодекс Республики Беларусь Об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г.: принят Палатой Представителей 17 декабря 2002г.: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003г.: текст по сост. на 13 июля 2012г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013. 
  3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999г.: принят Палатой представителей 2 июня 1999г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999г.:  текст по сост. на 26 октября 2012г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  4. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. №296-З; принят палатой Представителей 8 июня 1999г.; одобрен советом Республики 30 июня 1999г.: текст по сост. на 30 декабря 2010г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  5. О пожарной безопасности Закон Республики Беларусь от 15 июля 1993г. №2403-XII: изм. и доп. 31 декабря 2009г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  6. О прокуратуре Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007г. №220-З: изм. и доп. 31 декабря 2009г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов Закон Республики Беларусь от 10 января 2000г. №363-З: изм. и доп. 19 декабря 2008г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  8. О профессиональных союзах Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992г. №1605-XII: изм. и доп. 10 мая 2007г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  9. О санитарно-эпидемическом благополучии населения Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993г. №2583-XII: изм. и доп. 28 декабря 2009г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  10. Об утверждении Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26: изм. и доп. 22 мая 2008г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  11. Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 ноября 2006 г. № 1546: изм. и доп. 10 января 2008г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  12. Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630: изм. и доп. 10 декабря 2007г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.
  13. Положение о Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589: изм. и доп. 24 сентября 2008г. – // КонсультантПлюс: Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,. — Минск, 2013.

   

  1. Литература:

 

  1. Важенкова Т.Н. Трудовое право: Учебное пособие / Т.Н. Важенкова. – Минск: Амалфея, 2008. 432с.
  2. Василевич, Г.А. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А.Василевича. Мн.: Амалфея, 2000. 1072с.
  3. Семенков, В.И. Трудовое право: Учеб. / В.И.Семенков, В.Н.Артемова, Г.А.Василевич и др.; под общ.ред. В.И.Семенкова. 4-е изд., перераб.и доп. - Минск.: Амалфея, 2009. 672с.
  4. Смирнов, О.В. Трудовое право: Учеб./ Под ред. О.В.Смирнова. М.: Проспект, 2001. 542с.

 

 


Информация о работе Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде