Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы полное и всестороннее рассмотрение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
Рассмотреть систему государственных органов и их компетенцию в сфере надзора и контроля;
Рассмотреть общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде;
Проанализировать ответственность за нарушение законодательства о труде.

Работа содержит 1 файл

надзор и конторль за соблюдением трудвого звконодательства.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

При осуществлении контрольной функции различные общественные организации отличаются по характеру и объему контрольных полномочий, кругу, уровню и количеству подконтрольных объектов, форме и методам проведения контроля.

Статья 463 ТК предусматривает, что общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы.

Порядок осуществления общественного контроля профсоюзами определяется Правительством Республики Беларусь [16, c.637].

Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г, «О профессиональных союзах» [8] закрепляет права профсоюзов на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (соглашения) [8, ст.16] и па осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах [8, ст. 19].

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 23 октября 2000 г. № 1630 утвердил Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде [12]. В данном Порядке определены: объект, предмет, полномочия органов общественного (профсоюзного) контроля, корреспондирующие им обязанности нанимателей, а также средства реагирования в случае обнаружения нарушений законодательства о труде.

Пункт 3 Порядка устанавливает, что профсоюзы могут осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде через профсоюзные технические и правовые инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, и в организациях, где работают члены данного профсоюза и создана в установленном порядке первичная профсоюзная организация. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется на принципах социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и органами государственного управления [12, п. 2].

В соответствии с п.4 Порядка профсоюзам предоставлен широкий круг полномочий. Они имеют право проводить проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения) в организациях, где работают члены данного профсоюза; запрашивать и получать от нанимателей необходимую информацию, сведения о несчастных случаях на производство и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий груда; участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, механизмов и инструментов, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью - приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления; подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав; участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и др.

Важным полномочием, закрепленным в п. 4.9 Порядка, является право профсоюзов на выдачу представления нанимателю об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольной деятельности, которое непосредственно ему вручается и обязательно для исполнения. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

В случае несоответствия положений трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению) представители профсоюзов вправе требовать от нанимателя в интересах работника - члена профсоюза изменений условий такого договора.

Профсоюзы вправе также ходатайствовать перед соответствующими органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства [17, c.513].

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и в месячный срок письменно уведомить его о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях трудового законодательства при прекращении трудового договора с работником - членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в пятидневный срок со дня его получения.

Представители профсоюза имеют право участвовать в проверках, проводимых государственными органами по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, и излагать свое мнение в документах, составленных по результатам проверки.

Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу.

Из вышесказанного следует, что общественный контроль проводится общественными организациями, органами общественной самодеятельности, трудовыми коллективами и гражданами. При осуществлении контрольной функции различные общественные организации отличаются по характеру и объему контрольных полномочий, кругу, уровню и количеству подконтрольных объектов, форме и методам проведения контроля.

Статья 463 ТК предусматривает, что общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы. Порядок осуществления общественного контроля профсоюзами определяется Правительством Республики Беларусь.

 

 

 

ГЛАВА 4. Ответственность за нарушения законодательства о труде

 

 

Нарушение законодательства о труде влечет за собой применение органами надзора и контроля определенных средств воздействия, назначение которых - направить поведение субъектов права в русло закона. Их применение создает неблагоприятные последствия для тех, кому они адресованы (дополнительные обязанности устранить допущенные нарушения, принять дополнительные меры по созданию безопасных условий труда и т.д.).

Предпосылкой применения любых надзорно-контрольных средств воздействия является нарушение определенного закона или других нормативных актов независимо от вины лица. Наличие вины необязательно потому, что цель надзорно-контрольной деятельности состоит в исправлении нарушения, а не в наказании лица, виновного в нарушении. Все разнообразные надзорно-контрольные средства имеют общую правовую природу: это административные принудительные меры. Они объективируются в издании запретов и предписаний, которые представляют собой индивидуальный административный акт.

Связь между надзором и контролем за соблюдением законодательства о труде и ответственностью за его нарушение выражена в Трудовом кодексе.

В зависимости от характера совершенного правонарушения в соответствии со ст. 465 ТК Юридические и физические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством [16, c.638].

Под юридическими лицами понимаются предприятия, учреждения, организации, общества, кооперативы и др. Государственной инспекции труда предоставлено право налагать на юридических лиц различные санкции, например в виде штрафа, списываемого с расчетного счета.

Физические лица - это наниматели, которым предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником, а также уполномоченное должностное лицо нанимателя, т.е, руководитель (его заместитель) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Применение каждого из перечисленных видов ответственности в области трудовых отношений имеет специфические черты.

Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде несут виновные должностные лица.

Она заключается в применении мер дисциплинарного воздействия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц, в том числе за нарушения правил и норм охраны труда, осуществляется путем наложения на них дисциплинарных взысканий. Согласно ст. 198 ТК могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и другие факторы. Увольнение должностного лица возможно при систематическом неисполнении им своих обязанностей [4, п. 3 ст. 42], а также в случае однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников [4, п. 9 ст. 42]. Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №l «Об усилении трудовой и исполнительской дисциплины» предусматривает в качестве дополнительного основания для досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.

Административная ответственность - это особый вид принуждения, который применяется уполномоченными па то государственными органами и должностными лицами к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки). В то время как дисциплинарная ответственность может наступать только при наличии служебного подчинения между лицом или органом, налагающим взыскание, и лицом, на которое налагается взыскание, для административной ответственности характерно отсутствие такого подчинения. При административной ответственности взыскания налагаются государственными органами и должностными лицами, например инспектором труда.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде наступает в соответствии со ст. 41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и иными статьями, устанавливающими административную ответственность за нарушения специальных правил и норм но охране труда. Она заключается в применении к виновным мер административного взыскания в виде штрафа.

Право наложения штрафа на должностных лиц в административном порядке без обращения в административные комиссии имеют органы государственной инспекции труда за нарушения, предусмотренные ст. 41 КоАП; органы Проматомнадзора - за нарушения, предусмотренные ст. 90, 91 КоАП; органы и учреждения, осуществляющие санитарный надзор, - за нарушения, предусмотренные ст. 42, 43, 53 и 85 КоАП; органы государственного пожарного надзора за нарушения, предусмотренные ст. 170 КоАП.

Порядок наложения и взыскания административных штрафов регламентирован главой 4 раздела 11, разделами IV и V КоАП.

О каждом нарушении трудового законодательства или правил охраны труда составляется протокол (акт).

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - 2 месяцев со дня обнаружения. Постановление о наложении штрафа должно быть вручено нарушителю в срок до 3 дней с указанием порядка обжалования. Постановление о наложении штрафа, не исполненное в течение 3 месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит.

Штраф, не уплаченный в течение 15 дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, взыскивается в принудительном порядке из заработка оштрафованного.

Лица, подвергнутые штрафу за нарушения трудового законодательства в административном порядке, вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд с жалобой в десятидневный срок со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотрена ст. 194, 199, 301-308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК) и др.

Статья 199 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства о труде. Диспозицией статьи предусматриваются конкретные случаи нарушения законодательства о труде, влекущие уголовную ответственность. Это - необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заведомо незаконное увольнение лица с работы, либо иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с отдельными категориями граждан, указанными в ст. 16 ТК. Под необоснованным отказом в приеме на работу понимается отказ по причинам, не предусмотренным в законодательстве. В таком случае законодательство содержит либо прямой запрет в приеме на работу, либо определяет условия, при наличии которых наниматель может отказаться от заключения трудового договора.

Незаконное увольнение лица с работы - это такое увольнение, когда нанимателю было известно о наличии обстоятельств, исключающих возможность увольнения.

Законное основание это предусмотренная нормами нрава причина (обстоятельство) прекращения трудового договора. Основной их перечень закреплен в главе 4, ст. 257—260, 294, 301, 311 и других статьях ТК.

Под иным умышленным нарушением законодательства о труде, повлекшим причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, следует понимать такое нарушение, когда нанимателем нарушен прямой запрет или не выполнено императивное предписание закона, причем никакие фактические обстоятельства не могут повлиять на принимаемое по делу решение.

Информация о работе Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде