Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы полное и всестороннее рассмотрение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
Рассмотреть систему государственных органов и их компетенцию в сфере надзора и контроля;
Рассмотреть общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде;
Проанализировать ответственность за нарушение законодательства о труде.

Работа содержит 1 файл

надзор и конторль за соблюдением трудвого звконодательства.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

В соответствии с возложенными на него задачами министерство разрабатывает предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, занятости, миграции и социальной защиты населения, участвует в разработке, организует выполнение социальных программ и осуществляет контроль за их реализацией, разрабатывает программы по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, организует и осуществляет экспертизу условий труда, участвует в разработке проекта генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов и др.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности организаций, их эксплуатирующих, к локализации и ликвидации последствий укапанных аварий, Глава 2 данного Закона определяет систему государственного управления и государственного надзора в области промышленной безопасности.

В целях обеспечения промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, противоаварийной устойчивости производств и объектов в Республике Беларусь проводится государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике.

Главными задачами государственного технического надзора являются реализация государственной политики в области предупреждения и пресечения нарушений требований промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности, предупреждения аварий и катастроф техногенного характера на производственных и других объектах повышенной опасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности.

Специально уполномоченным государственным органом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике является Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. За департаментом сохранены права и компетенция существовавшего ранее Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике [16, c.634].

Основной задачей департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике является осуществление специальных, контрольных, координационных и иных функций в области обеспечения технической, ядерной и радиационной безопасности.

Государственный энергетический надзор осуществляется Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета являются проведение государственной политики в сфере энергосбережения и осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлив;), электрической и тепловой энергии всеми организациями независимо от форм собственности и подчиненности. В соответствии с этим Комэнергоэффективностн регулирует деятельность юридических и физических лип по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению.

Государственный энергетический надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией. Объектом деятельности органов энергетического надзора является деятельность юридических и физических лиц - потребителей электрической и тепловой энергии и энергоснабжающих организаций.

Осуществление санитарного надзора за соблюдением нанимателями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил возложено на органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Принятый Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» [9] определил компетенцию республиканских и местных органов государственной власти и управления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязанности предприятий, учреждении, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от их подчиненности и форм собственности, должностных лиц К граждан по соблюдению санитарных норм, правил, гигиенических нормативов, а также систему государственного санитарного надзора контроля и виды ответственности за нарушения санитарного законодательства.

Основными задачами государственного санитарного надзора в Республике Беларусь являются: осуществление надзора за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также контроля за организацией и проведением ими мероприятий но предупреждению и снижению заболеваемости населения и др.

Выполнение этих задач возложено на специальную систему органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

В общем виде перечень функций этих органов таков: они вносят в соответствующие органы государственной власти и управления предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; контролируют исполнение законодательства и санитарных правил организациями, должностными лицами и гражданами; согласовывают проекты норм проектирования; организуют надзор за соблюдением требований санитарных правил при проектировании, строительстве и реконструкции объектов; рассматривают представляемые на согласование предложения об учебно-трудовой нагрузке и примерном режиме занятий для детей в учебно-воспитательных учреждениях; взаимодействуют с органами и учреждениями, осуществляющими ведомственный санитарный надзор и контроль и др. [16, c.635]

Органы санитарного надзора применяют меры административного принуждения:

- приостанавливают до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращают работу но проектированию и строительству объектов и их пусковых комплексов, а также эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности [9, п. 5 ст. 36];

- рассматривают дела о санитарных правонарушениях, налагают административные взыскания [9, п. 10 ст. 36];

- передают материалы о санитарных правонарушениях в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представляют предложено применении мер дисциплинарного взыскания к виновным и др. Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, другими органами государственного управления, организациями независимо от форм собственности, а также гражданами осуществляют органы государственного пожарного надзора Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Государственный пожарный надзор в Республике Беларусь проводится прежде всего в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей. Правовая основа и принципы государственного пожарного надзора определены в Законе Республики от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности» [5].

В соответствии с Законом «О пожарной безопасности» и в целях совершенствования нормативного регулирования деятельности органов государственного пожарного надзора введены с 1 января 1995 г. Наставления по осуществлению государственное пожарного надзора.

Органы государственного пожарного надзора имеют право: приостанавливать полностью или частично при нарушении норм и правил, отступлении от проектной документации в случае невыполнения соответствующих предупреждений, а при наличии непосредственной угрозы возникновения пожара - без предупреждения работу объектов, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и производство работ, а также запрещать эксплуатацию здания, сооружения, помещения, машин, оборудования и др., функционирующих с нарушениями или не соответствующих требованиям норм и правил; налагать административные взыскания на должностных лиц, работников и граждан за нарушение норм и правил или невыполнение предписаний, заключений, а также постановлений органов госпожарнадзора и др.

Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу в неблагоприятных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является Государственная экспертиза условии труда Республики Беларусь.

Государственная экспертиза условий труда, областные и Минская городская государственные экспертизы условий труда выполняют следующие виды экспертиз: условий труда в проектной документации на строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений производственного назначения; условий труда на рабочих местах; правильности применения Списков № 1 и № 2; качества аттестации рабочих мест но условиям труда.

Государственной экспертизе условий труда предоставляется право: осуществлять проверки организаций; при выявлении нарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменять результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении и др.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Основные цели, направления, задачи, принципы и порядок организации и деятельности органов прокуратуры определены Законом от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» [6].

Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Как надзорный орган, прокуратура не вправе ни самостоятельно отменить противоречащий закону акт, ни наказать виновное должностное лицо. Прокурорскому надзору характерны специфические формы реагирования на выявленные нарушения: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Таким образом, систему государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства составляют специально уполномоченные госорганы, действующие в соответствии с законодательством. Назначение этих органов – обеспечение соблюдения трудового законодательства.

Особое место в системе органов контроля занимают высшие и местные органы власти и управления. Общий контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют парламент, президент, правительство и министерства и государственные комитеты, местные исполнительно-распорядительные органы.

Парламент РБ принимает законы, в соответствии с которыми принимаются законы о труде и осуществляется контроль за соблюдение трудового законодательства.

Президент РБ, издавая декреты и указы по трудовым отношениям, в общем плане посредством их осуществляет контрольные функции за соблюдением трудового законодательства.

Правительство РБ, принимая постановления, осуществляет общий контроль за соблюдением трудового законодательства. Такое же значение имеют распоряжения и постановления МИРО, рассчитанные на неоднократное их применение.

Министерства и государственные комитеты осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства на подчиненных им предприятиях путем издания инструкций, точное исполнение которых позволяет проводить ведомственный контроль (министерство труда и соцзащиты). Министерство является органом республиканского управления, которое осуществляет управление и государственный контроль за соблюдение трудового законодательства, занятости, миграции, координирует деятельность других ОГУ.

Органы надзора – департамент государственной инспекции труда и социальной защиты, МЧС, органы государственной экспертизы условий труда, департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, государственный санитарный контроль, органы пожарного надзора при МЧС прокурата.

 

ГЛАВА 3. Общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде

 

 

Статья 463 ТК Республики Беларусь закрепляет право на общественный контроль.

Контроль за соблюдением трудового законодательства подразделяется на общественный и государственный. Соответственно органы, его осуществляющие, по своему характеру и положению могут быть двух типов: общественные и государственные.

Наиболее общий критерий разграничения государственного и общественного контроля заключается в субъективном признаке: государственный контроль осуществляется органами государственной власти. По своей природе - это административно-правовой контроль. Общественный контроль проводится общественными организациями, органами общественной самодеятельности, трудовыми коллективами и гражданами.

Получение права на общественный контроль предполагает либо прямое указание закона или иного правового акта, либо согласие на его осуществление, данное компетентным государственным органом в форме утверждения акта, разработанного общественной организацией и предусматривающего задачи, права и обязанности общественных контролеров [17, c. 512].

Право регулирует далеко не все стороны деятельности и организации общественного контроля, а лишь тс, которые требуют для своего осуществления определенных полномочий, поскольку такая деятельность предполагает наличие прав и обязанностей у контролирующих органов.

Информация о работе Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде