Понятие занятости и трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………………….5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости…………………………..…12
2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ……………………..…………………………..15
2.1 Понятие занятости и занятых граждан…………………………………….15
2.2 Порядок и условия признания граждан безработными…………………..17
2.3 Правовой статус безработного гражданина……………………………….21
2.4 Снятие с регистрационного учета………………………………………….24
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………25
3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения.25
3.2 Методы государственного обеспечения занятости……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО 15.docx

— 56.31 Кб (Скачать)

Для регистрации в целях  поиска работы безработный гражданин  должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а  также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три  последних месяца по последнему месту  работы.

В течение 10 дней со дня регистрации  в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два  варианта подходящей работы (в том  числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве  гражданину может быть предложен  план самостоятельного поиска работы.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в  целях поиска подходящей работы, оформляется  личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в  том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям  для трудоустройства, о направлении  на профессиональное обучение, а также  о согласии (отказе) граждан с  предложениями органов по вопросам занятости.

Решение о признании безработным  принимается не позднее 11 календарных  дней со дня регистрации в целях  поиска подходящей работы. При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в  целях поиска подходящей работы он признается безработным с первого  дня представления необходимых  документов. Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах  службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить  необходимые для его признания  безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным  со дня первоначального обращения  в органы службы занятости. Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости.

Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

Безработными не могут  быть признаны граждане:

– не достигшие шестнадцати лет;

– которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Следует заметить, что получение пенсии в соответствии с региональным законодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного.;

– отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

– не явившиеся в течение первых десяти дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

– осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, что исключает возможность для его признания безработным;

– предоставившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставившие другие недостоверные данные для признания безработным.

Нами рассмотрены обстоятельства, доказанность которых не позволяет  принять решение о признании  гражданина безработным. Перечень этих обстоятельств определен в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют  право на повторное обращение  в органы службы занятости через  один месяц со дня отказа для решения  вопроса о признании их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным  органы по вопросам занятости устно  или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию  в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной  ситуацией на рынке труда, – не реже одного раза в месяц.

 

2.3 Правовой статус  безработного гражданина

 

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий  характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует  обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему  возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин, как  было указано выше, вправе воспользоваться  двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. В сою очередь соответствующие органы службы занятости и учебных заведений обязаны предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

Безработные граждане, при  отсутствии подходящей работы, а также  при прохождении профессионального  обучения по направлению органов  службы занятости, имеют право на получение пособия по безработице  или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости  обязаны обеспечить их выплату.

Безработным гражданам гарантируется  компенсация материальных затрат в  связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению  органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством (ст. 12 Закона). Указанные компенсации выплачиваются органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

При приеме на работу и направлении  на обучение безработный гражданин  имеет право на бесплатные медицинское  обслуживание и медицинское освидетельствование. Данному праву корреспондирует  обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному  медицинскому обслуживанию и освидетельствованию  безработных граждан.

Органы службы занятости  обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных  граждан и корреспондирующих  им обязанностей органов службы занятости  может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах  органов местного самоуправления. Такие  акты могут издаваться с соблюдением  требованием действующего законодательства.

Обязанности безработного гражданина в Законе РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» определены исчерпывающим образом.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости  в установленные сроки для  получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях  в органах службы занятости в  состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет  органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством  мерам ответственности.

У безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов  службы занятости – корреспондирующих  этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан  остаются нереализованными. Поскольку  безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов  службы занятости выполнения своих  обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи, с  чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов  службы занятости своих должностных  обязанностей, которые напрямую связаны  с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы  следует связывать с деятельностью  общественных организаций, в частности  правозащитных организаций, в том  числе профсоюзов11.

 

 

2.4 Снятие с  регистрационного учета

 

Снятие безработных граждан  с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях:

– признания граждан занятыми;

– прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

– неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их в качестве безработных;

– длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

– переезда в другую местность;

– установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

– осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

– назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

Нарушение установленного порядка  регистрации безработных граждан  влечет за собой ответственность  должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения

 

На протяжении многих десятилетий экономическая  наука не признавала наличия у  нас в стране рынка труда. Из сферы  товарных отношений исключалась  рабочая сила, что аргументировалось  отсутствием в стране безработицы  и наличием общенародной собственности  как экономической основы государства.

В условиях товарно-денежных отношений рабочая  сила не может не вступать как товар, поскольку она требует затрат, величина которых зависит от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.

Если  рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и  незаинтересованность работника в  высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого является государственная монополия на рынке  рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость  создания государственных структур регулирующих занятость и безработицу.

Сейчас  на первый план выходят новые приоритеты, а именно -повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной  и результативной т необходимо, чтобы  она была ориентирована на регулирование  структурной безработицы, на перераспределение  рабочей силы по отраслям, территориям  и видам занятости в интересах  роста эффективности труда.

Для этого  должны быть решены следующие задачи:

  1. повышение спроса на квалифицированную рабочую силу;
  2. обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи;
  3. усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации;
  4. переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан;
  5. распределение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;
  6. максимально возможное привлечение безработных к общественным работам;
  7. совершенствование учета безработных и предоставлений пособий;
  8. оказание социальной поддержки безработным и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

Политика, проводимая на рынке труда, является составной частью государственной  политики занятости, базируется на ее основных целях и задачах и  призвана быть основой для разработки программ содействия занятости населения. Если исходить из сущности государственной  политики занятости переходного  периода, то политика на рынке труда  могла бы быть ориентированной в  этот период на обеспечение социального  приемлемого уровня занятости, содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости  в интересах структурных сдвигов  и роста эффективности труда.

Дальнейшее совершенствование  федеральных и региональных программ содействия занятости как механизм реализации политики на рынке труда  зависит во многом от того, будет  ли упорядочена вся система государственного регулирования занятости.

Если государственная политика занятости займет подобающее ей место  в системе макроэкономического  регулирования, то тогда программы  содействия занятости, разрабатывыемые  в рамках Министерства труда и  социального развития, приобретут более  реалистичный характер. Они будут  нацелены непосредственно на разработку мер по трудоустройству и социальной поддержке населения.

Информация о работе Понятие занятости и трудоустройства