Понятие занятости и трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………………….5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости…………………………..…12
2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ……………………..…………………………..15
2.1 Понятие занятости и занятых граждан…………………………………….15
2.2 Порядок и условия признания граждан безработными…………………..17
2.3 Правовой статус безработного гражданина……………………………….21
2.4 Снятие с регистрационного учета………………………………………….24
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………25
3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения.25
3.2 Методы государственного обеспечения занятости……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО 15.docx

— 56.31 Кб (Скачать)

Однако Министерство труда и  социального развития остается пока единственным в системе исполнительной власти разработчиком государственной  политики занятости, определяя концепцию  программ содействия занятости на ближайшие  годы, Они сохранят, как и раньше, достаточно широкий набор программных  действий, в том числе и тех, ответственность за реализацию которых  лежит, по существу, на других министерствах  и ведомствах.

Речь идет прежде всего о тех  направлениях мер, которые связаны  с макроэкономическими условиями  обеспечения занятости. Этот блок должен быть пока сохранен в программах содействия занятости, но изменен по форме и  содержанию. В нем не следует повторять  то, что изложено в общих программах социально-экономического развития РФ в части развития отраслей, создания новых рабочих мест и других макроэкономических условий обеспечения занятости. Более целесообразно дать разделы, где оценивается ожидаемое состояние  занятости в результате осуществления  уже принятых программ социально-экономического развития страны и четко формулируются  предложения службы занятости по внесению корректив в эти программы, исходя из необходимости проведения государственной службы занятости  активной политики на рынке труда.

 Анализ существующих программ социально-экономического развития позволяет уже сейчас определить основные направления их корректировки в целях проведения активной политики на рынке труда. 
Дополнительной проработки и взаимного согласования требуют те разделы программ социально-экономического развития и программ содействия занятости, которые позволили бы успешнее бы решать уже в ближайшие годы следующие задачи:

  • повышение спроса на рабочую силу;
  • значительное повышение роли малых и средних предприятий в создании новых рабочих мест как важнейшей предпосылки трудоустройства потерявших работу.
  • повышение экономически и социально значимой роли квалифицированных работников.

Реализация  политики занятости на рынке труда  в ближайшие годы предполагает более  четкое разграничение функций и  ответственности между федеральной  и региональными службами занятости  в регулировании рынка труда, Это приведет к изменению структуры  и набора конкретных мер программ содействия занятости, разрабатываемых  на федеральном и региональном уровнях  Отдельные направления мер содействия занятости могли быть полностью  переданы на усмотрение региональных служб занятости: подготовка и переподготовка незанятого населения с целью  его дальнейшего трудоустройства, расширение занятости в сфере  малого бизнеса, поддержки рабочих  мест на отдельных предприятиях, содействия занятости инвалидов, многодетных  матерей, матерей-одиночек и других контингентов населения, испытывающих дополнительные трудности на рынке  труда, организация социальной поддержки  безработных.

 

3.2 Методы государственного обеспечения занятости

 

Кризисная ситуация во всех сферах жизнедеятельности  нашего общества сказывается на функционировании рынка труда в России, тяжелое  состояние которого в свою очередь  отягощает кризис общества Экономические, социальные трудности, политические конфликты  и общая нестабильность нашей  жизни порождают множество проблем  в сфере организации занятости  населения.

Существуют  различные подходы к решению  проблемы обеспечения занятости  населения и его социальной защиты. Какие из них наиболее эффективны в современных условиях, когда  общество находится в состоянии  кризиса, когда разрушены многие социальные связи, идет расслоение общества на богатых и бедных, становится массовой безработица? Вследствие кризиса  произошло падение реальных денежных доходов и уровня жизни населения, в ряде отраслей экономики и регионов страны начали возникать острые социальные конфликты.

Существенно увеличился разрыв между минимальными и средними размерами заработной платы, пенсий и пособий, денежными  доходами малоимущих категорий населения. Возросло расслоение населения по уровню доходов. Увеличилось количество официально зарегистрированных безработных.

Сегодня как никогда остро стоит вопрос об организации новых подходов в  решении проблем обеспечения  занятости социально незащищенных категорий населения, таких как  инвалиды, молодежь, женщины. Эти категории  граждан нуждаются в повышенном внимании со стороны государства, поскольку  людям, имеющим низкий социальный статус, ограниченную трудоспособность, в современных  условиях крайне тяжело самостоятельно найти работу. Вопрос о принципах, на которых должна базироваться социальная политика в области обеспечения  занятости, по отношению к таким  категориям граждан по-прежнему остается открытым, это, в свою очередь ведет  к неопределенности в деятельности многих государственных учреждений социального профиля.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости  населения государство предусматривает:

  • осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения гарантий.

Управляющее воздействие на сферу занятости  и рынок труда оказывают три  основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а  также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий  и организаций), государственная  служба занятости (прежде всего ее местные  органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую  политику занятости. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы. Она предусматривает  мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск  и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через  систему общественных работ. Пассивная  политика занятости предусматривает  выплату пособий безработным  и предоставление услуг по подбору  рабочего места через государственную  службу занятости. 
Государство осуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости.

Работодатели  как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и  повышению уровня и качества занятости  на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую  силу посредством создания и предложения  рабочих мест на рынке труда, а  также решают другие проблемы занятости  в рамках управления персоналом. 
Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

Органы  занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают  и осуществляют государственную  политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.

Министерство  труда и социального развития отвечает за общее руководство, выработку  политики занятости и управление национальной системой служб занятости.

Программа содействия занятости населения  нацелена на защиту граждан от безработицы  и охватывает прежде всего две  группы населения - работающих, но находящихся  под угрозой увольнения, и безработных  граждан, зарегистрированных в органах  государственной службы занятости. 
Местные службы занятости реализуют меры, предусмотренные в Законе РФ « О занятости населения в РФ», в ст. 15 непосредственно работая с населением. Целью деятельности службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона Для решения задач обеспечения занятости СЗН применяет Различные мероприятия по реализации политики занятости, которые можно объединить в различные блоки.

Регулирование рынка труда, трудовое посредничество и содействие занятости безработных. Служба занятости информирует обращающихся граждан о возможностях занятий  и трудоустройства, а работодателей - о состоянии конъюктуры рынка  труда, о возможностях обеспечения  рабочей силой, о требованиях, предъявляемых  к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Предоставляет  гражданам возможность широкого выбора различных видов и форм занятости, подбирает квалифицированных  работников по заявкам работодателей. Проводит ярмарки вакансий для рабочих  профессий и специалистов. Содействие и обеспечение занятости - это  подбор подходящей работы, в т.ч. работа временного характера, соответствующей  профессиональной пригодности работника  с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности  рабочего места. Это также информирование и консультирование о возможностях службы занятости содействовать  временному трудоустройству, профессиональному  обучению, самозанятости, переезду к  новому месту жительства и работы, организация и проведение временных  общественных работ с целью трудовой и социальной адаптации безработных, испытывающих сложности в поиске постоянной работы.

Меры  активной политики занятости. Служба занятости  населения организует профессиональную ориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессию. Устанавливает им на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.

Социальные  меры, проекты и программы обеспечения  занятости и адаптации к рынку  труда. Служба занятости разрабатывает  мероприятия по социальной защите различных  групп населения. Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имеющих  малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной  молодежи, создание рабочих мест для  трудоустройства социально не защищенных граждан, временное трудоустройство  подростков и учащейся молодежи, выпускников  учебных заведений. Проводит мероприятия  по расширению возможности трудоустройства  и социальной адаптации граждан, не имеющих работы длительное время.

Меры  государственного воздействия на рынок  рабочей силы включают набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования, обеспечивающую ту или иную степень  защищенности человека. Совершенство реализации этой системы зависит  от уровня экономического развития общества. Чем богаче общество, тем выше может  быть система социальной защищенности человека. Как показывает опыт развитых стран, наличие продуманной сети социальной защиты расширяет и укрепляет  трудовые ресурсы страны, усиливает  национальный потенциал экономического роста и способность идти на проведение реформ, а также содействует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог своей работе, в первую очередь  следует обобщить весь изложенный и  изученный материал. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, и международные нормы труда, а так же теоретическую базу и  труды ученных и деятелей анализирующих  проблемы занятости, целесообразно  обозначить проблемы, сложившиеся в  политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового  Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К  тому же низкие пособия по безработице  даже не обеспечивают прожиточный минимум  граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в  социальной защите. Стоит также отметить, что основные положения о политике занятости развернуты и конкретизированы в актах МОТ, в Конвенциях и  Рекомендациях, большинство и важную часть которых Российская Федерация  не приняла и не ратифицировала.

Действующие тенденции социальной стратификации  российского общества, наличие в  нем бедных и малообеспеченных слоев  населения с низким среднедушевым  доходом во многом обусловлены существующими  деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных  предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий  для более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение  личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом  государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению  эффективной занятости, преодолению  неоправданно заниженной цены труда. В  государственной политике занятости  также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном  секторе и созданию для него благоприятных  условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень  образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в  объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно  сохранение активной роли государства  в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.

Информация о работе Понятие занятости и трудоустройства