Понятие занятости и трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование законодательства о занятости и трудоустройстве населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………………….5
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости…………………………..…12
2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ……………………..…………………………..15
2.1 Понятие занятости и занятых граждан…………………………………….15
2.2 Порядок и условия признания граждан безработными…………………..17
2.3 Правовой статус безработного гражданина……………………………….21
2.4 Снятие с регистрационного учета………………………………………….24
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………25
3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения.25
3.2 Методы государственного обеспечения занятости……………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО 15.docx

— 56.31 Кб (Скачать)

Органы  трудоустройства, находящиеся в  ведении Федеральной государственной  службы занятости, призваны выполнять  посреднические функции, и они, как  правило, не обладают административно-правовыми  полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения  предусмотрел право местных органов  государственной власти устанавливать  для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для  приема на работу инвалидов, отдельных  категорий населения (выпускников  общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.). Прежде всего, обязательным для  работодателя будет направление  на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих  мест. Такие квоты устанавливаются  для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всего  имеющих ограничения в трудоспособности. Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено  ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно ст. 21 этого  закона организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах  к среднесписочной численности  работников (но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечивается экономическими санкциями. Так, в случае невыполнения установленной квоты  для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять в  бюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной  квоты.

Акт направления  на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных  законом) – порождает обязанность  работодателя заключить с трудоустраиваемым  трудовой договор (контракт). Отказ  в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры выпускников  вузов, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений работодатель обязан производить  целевые финансовые отчисления в  фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории  за год.6 Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

Таким образом, важно отметить, что трудоустройство  служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда  и занятости. Прежде всего, оно выступает  гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также  гарантией осуществления права  граждан на защиту от безработицы, права  на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

 

1.2 Права граждан в сфере содействия  занятости

 

Основные  права граждан в сфере труда  и занятости закрепляются в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а  также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции  РФ конкретизируются иные возможности  в сфере занятости (право граждан  трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности (ст. 34)

Закон о  занятости закрепляет также право  каждого на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость. Международно-правовые акты конкретизируют содержание данного  права. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области  занятости» (1966 г.) данная политика имеет  целью обеспечение того, чтобы  имелась работа для всех, кто готов  приступить к работе и ищет се (содействие полной занятости), чтобы такая работы была как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная  же занятость предполагает существование  свободы выбора занятости и самые  широкие возможности для каждого  трудящегося в переподготовке и  использовании своих навыков  и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального  происхождения.

Граждане  имеют право на выбор места  работы путем прямого обращения  к работодателю, или путем бесплатного  посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций  по содействию в трудоустройстве  населения. Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства  в Российской Федерации.

Граждане  имеют право на самостоятельный  поиск работы и трудоустройство  за пределами территории Российской Федерации, что в Законе о занятости  сформулировано как право граждан  на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Основные права трудящихся-мигрантов  закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенциях МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области  миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.7

Граждане  вправе обжаловать решения, действия или  бездействие органов службы занятости  и их должностных лиц в вышестоящий  орган службы занятости, а также  в суд в порядке, установленном  законодательством РФ.

Закон о  занятости закрепляет также право  граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах  службы занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в  целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального  обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в  возрасте от 14 до 18 лет также имеют  право на бесплатную консультацию и  бесплатное получение информации в  органах службы занятости в целях  выбора профессии и возможности  получения профессионального обучения.8

В качестве вывода можно констатировать, что  российский рынок труда характеризуется  существованием безработицы и рядом  связанных с ней проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ,  ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ  ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ

 

2.1 Понятие занятости  и занятых граждан

 

Право граждан на обеспечение  занятости и содействие в трудоустройстве  является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению  занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению  органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование  неправомерных действий органов  службы занятости, в том числе  в судебном порядке.

В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие  обстоятельства, доказанность которых  позволяет признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством  является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств  относится возмездный характер указанной  деятельности. Общим правилом ее осуществления  является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность  замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса  о признании гражданина занятым  является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

Таким образом, определение  занятости носит общий характер. В связи, с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса  о признании граждан занятыми.

В соответствии с ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»9 (далее Закон) занятыми считаются граждане:

– работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

– занимающиеся предпринимательской деятельностью;

– занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

– выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

– избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

– проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

– проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

– временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

– являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых  граждан, не позволяет признать граждан  занятыми даже при наличии формальных признаков, перечисленных в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

 

2.2 Порядок и  условия признания граждан безработными

 

На основании Закона о  занятости населения и Порядка  регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства  РФ от 22 апреля 1997 г. (с изм. и доп.)10, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Из приведенного правового  понятия безработного гражданина можно  выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение  права на признание безработным.

Во-первых, таким обстоятельством  является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.

Однако на основании ст. 63 ТК РФ для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу может быть снижен до 15 и 14 лет.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие  безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой  отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного  фонда РФ об отсутствии взносов, которые  выплачиваются за занятых граждан.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие  безработных граждан, относится  регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие  безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе.

В-пятых, обстоятельством, характеризующим  правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для  признания гражданина безработным. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дан исчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которых служит основанием для отказа в признании гражданина безработным.

Регистрация безработных  граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:

– первичная регистрация;

– регистрация безработных граждан в целях поиска работы;

– регистрация граждан в качестве безработных;

– перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации  безработным гражданам предоставляется  информация: о состоянии рынка  труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих  мест, об оплате и других условиях труда  с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области  занятости населения и защиты от безработицы.

Информация о работе Понятие занятости и трудоустройства