Прокуратура как орган защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучение способов взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора в данной сфере;
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства………………………………………………………...7
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства…………………………...16
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров………………………………………………………………..30
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………………….…..43
§ 4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников…………………………….……….…...47
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………………………..….64
Список используемой литературы и источников…………………….……...70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

- если должностное  лицо незаконно воспрепятствует  проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с  использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (статья 149);

- если руководитель предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной цели или иной личной заинтересованности совершил не выплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсии, стипендии, пособий и иных установленных законом выплат (статья 145.1);

- нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (статья 143);

- если имели место  необоснованный отказ в приеме  на работу  или необоснованное  увольнение женщины по мотивам беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам (статья 145).

  1. Внесение представления об устранении нарушений закона, это весьма действенный способ борьбы с нарушениями трудового законодательства, а так же с причинами их проявления. Оно вноситься в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранять нарушения.

В представлении как правило, должны быть указаны лица, которые  ответственны за допущенные правонарушения.7 Так же необходимо отражать проблемы и в индивидуальных трудовых спорах и в коллективных трудовых отношениях.8 Это самая распространенная форма прокурорского реагирования на выявленные нарушения трудового законодательства. Оно вносится как работодателям, нарушившим нормы трудового законодательства, так и руководителям контролирующих органов.

 Оно должно быть рассмотрено безотлагательно, и в течение месяца со дня его внесения адресату  надлежит принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законов, причин и условий, им способствующих:9 об этих мерах сообщается  прокурором в письменной форме. Например, в ходе проверки  информации о нарушении в организации правил охраны труда. Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.

Прокуратурой Балтайского  района Саратовской области по обращению  сотрудников ЗАО "СКИФ" проведена  проверка соблюдения трудового законодательства в части своевременной выплаты работникам заработной платы.  В ходе проверки установлено, что в организации имеется задолженность по выплате части заработной платы (аванса) за февраль 2013 года перед работниками на общую сумму 43 000 рублей.  По данному факту прокурором направлены в суд иски о взыскании задолженности по начисленной, но не выплаченной части заработной платы (аванса) за февраль 2013 года в пользу сотрудников указанной организации.

  1. По результатам рассмотрения данных исковых заявлений, требования прокуратуры района судом удовлетворены в полном объеме, в настоящее время задолженность по заработной плате перед сотрудниками ЗАО "СКИФ" устранена в полном объеме. Предостережение отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Оно эффективно используется  для предотвращения возможных нарушений закона, касающегося большого числа лиц, например, невыплаты заработной платы.

Предупреждая, прокурор может предложить устранить допущенные нарушения законности, указать на возможность привлечения виновного лица к ответственности. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

Так в марте 2013 года Сызранской транспортной прокуратурой по поступившему коллективному обращению работников вагонного ремонтного депо Сызрань Самарского филиала ОАО «Вагонная ремонтная компания-1», с привлечение специалиста Государственной инспекции труда по Самарской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства РФ. В ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства. В частности, к работам были допущены без прохождения обязательных периодических медицинских осмотров 16 человек. Так же установлено, что в вагонном ремонтном депо Сызрань несвоевременно осуществляется выплата денежных средств при увольнении. Кроме того, выявлены незаконные приказы начальника депо о привлечении работников к дисциплинарной ответственности. По результатам проверки прокуратурой в адрес начальника вагонного ремонтного депо Сызрань внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства РФ, принесено два протеста на незаконные правовые акты, вынесено два постановления о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях по статье «нарушения законодательства о труде» КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения по существу в Государственную инспекцию труда по Самарской области10. Эффективность актов прокурорского реагирования зависит от того, насколько законно, обоснованно они используются. Они должны быть мотивированными. Это позволяет обеспечить немедленное выполнение изложенных требование. В актах необходимо указывать доказательства и подтверждающие их выводы.

В сфере охраны труда  в 2012 году выявлено более 1,1 млн нарушений трудового законодательства, 46,6 тыс. незаконных нормативных правовых актов, внесено свыше 74,2 тыс. представлений. К дисциплинарной ответственности привлечены 63,2 тыс. человек, о недопустимости нарушений закона предостережены 10 тыс. должностных лиц. По постановлениям прокуроров за допущенные нарушения трудового законодательства к административной ответственности привлечены более 47,5 тыс. руководителей и должностных лиц, из них дисквалифицировано 638. В интересах работников в суды направлено 482,6 тыс. заявлений на сумму 7,8 млрд. руб. По материалам прокурорских проверок возбуждено 774 уголовных дела, отмечается в материалах Генпрокуратуры РФ. Кроме того, за прошлый год прокурорами выявлено более 34,5 тыс. нарушений законодательства о занятости населения. В целях устранения нарушений внесено свыше 7,6 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 5,5 тыс. человек привлечены к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров за допущенные нарушения к административной ответственности привлечены около 4 тыс. руководителей и должностных лиц. В интересах граждан в суды направлено 5581 заявление, по материалам прокурорских проверок возбуждено 114 уголовных дел11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

§1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения  трудовых договоров.

Трудовой договор, как  известно, является основанием возникновения  трудового правоотношения между  работником и нанимателем. От того, насколько правильно в организации налажена работа по составлению и заключению трудовых договоров, во многом зависят организованность процесса труда и его результаты. Помимо этого, несоответствие содержания заключенных трудовых договоров нормам трудового законодательства является основанием для применения мер реагирования органам прокуратуры.

Анализ прокурорской практики показывает, что нарушения трудовых прав граждан распространены повсеместно и проявляются в основном в несоблюдении требований законодательства при заключении трудовых договоров с работниками, приеме, и их увольнении.

Самые наиболее распространенные нарушения трудового законодательства о заключении трудового договора:

- не оформление трудового договора в письменной форме (распространено при работе у частных предпринимателей);

  • не регистрация трудового договора в соответствующем органе местного самоуправления;
  • не выдача работнику одного экземпляра трудового договора (с целью сокрытия пунктов, ухудшающих или улучшающих положение работника);
  • довольно часто работники не ознакамливаются с приказами о приеме на работу;
  • невыдача или нарушение сроков выдачи работнику по его письменному заявлению копий документов связанных с работой;
  • не ознакомление работника при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами организации имеющими отношение к трудовой функции работника;
  • прием на работу лиц моложе 18 лет  без прохождения ими обязательного медицинского осмотра;
  • установление испытаний при приеме на работу лицам, которым испытание не может быть установлено;
  • не указываются, основания, в силу которых представители работодателей, подписавшие трудовой договор, наделены соответствующими полномочиями;
  • зачастую не указывается место заключения договора, сведения о документах, удостоверяющих личность работника, идентификационный номер налогоплательщика работодателя;
  • отсутствие подписи работника на экземпляре трудового договора, хранящегося  у работодателя.

 Проверяя законность заключения трудовых договоров, прокурор выясняет:

1. не требует ли работодатель от лиц, поступающих на работу, такие документы, которые не предусмотрены трудовым законодательством;

2. объявляется ли приказ (распоряжение) о приеме на работу  работнику под расписку;

3. отвечает ли приказ (распоряжение) о приеме на работу содержанию трудового договора;

4. соответствует ли  запись в трудовой книжке тексту приказа;

5. соблюдаются ли требования  закона относящиеся к срокам  трудового договора и испытаниям  при приеме на работу;

6. соблюдаются ли права  работников на обязательный медицинский осмотр при приеме их на материально-ответственную работу;

7. имеются ли отметки в трудовом договоре о сезонном характере работ (если лицо занято на сезонных работах);

8. проверяется наличие  фактов отказа в приеме на  работу:

- женщинам (беременным или имеющим детей);

- лицам освобожденным  из мест лишения свободы и  иным категориям граждан по незаконным основаниям.

Проверяя законность прекращения трудовых договоров  прокурору необходимо установить следующее:

1. правомерность расторжения трудового договора по соглашению сторон и по инициативе работника;

2. не расторгались  ли срочные трудовые договоры по инициативе работодателя и его правомерность действий;

3. основания и порядок расторжения трудового договора;

4. правильно ли оформлялись трудовые отношения при пропущенной дате расторжения срочного  трудового договора;

5. имели ли место  отказы работникам об увольнении  по собственному желанию;

6. не расторгались  ли трудовые договоры по инициативе  работодателя без законных к  тому оснований или с нарушением  установленного порядка;

7. отвечают ли требованиям  закона приказы о причинах  увольнения;

8. имели ли место правомерные основания для увольнения работников по основаниям, не зависящим от воли сторон;

9. нарушались ли правила  выплаты выходного пособия при  прекращении трудового договора в предусмотренных законом случаях;

10. своевременно ли  производился расчет при увольнении  и выдавались ли при этом  трудовые книжки;

11. соблюдается ли запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а так же одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (детей -инвалидов в возрасте до 18 лет), кроме случаев ликвидации организации;

12. имеется ли обязательное  согласие государственной инспекции  труда и комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав на расторжение трудовых договоров с работниками в возрасте  до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации);

13. правомерно ли расторгаются  трудовые договоры в связи  с сокращением численности или штата работников. Работодатель обязан указать конкретную дату расторжения трудового договора.

В соответствии с частью 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации проверяется уведомление работника работодателем персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Увольнение по сокращению, допускается только в том случае, если нет возможности перевести работника с его согласия на другую работу (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации). Работодатель обязан предложить работнику другую работу, соответствующую требованиям: вакансия должна находиться в той же организации (возможно иное, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями и трудовым договором); предложенная вакансия должна соответствовать квалификационным требованиям работника (возможен вариант нижеоплачиваемой работы или нижестоящей должности); работа должна соответствовать состоянию здоровья работника.12

14. имеют ли место нарушения трудового законодательства при увольнении по инициативе работодателя определенных категорий работников:

- совместителей;

- надомников;

- работников, заключивших трудовой договор на срок до 2-х месяцев;

- сезонных работников;

15.  соблюдаются ли дополнительные гарантии при увольнении выборных профсоюзных работников;

16. соблюдается ли порядок  увольнения работников в связи  с их призывом на военную  службу или альтернативную гражданскую службу;

17. сохраняется ли лицам,  уволенным из организаций расположенных  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации, либо сокращении численности или штата работников организации, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев. 

Например, Марксовская  межрайонная прокуратура по обращению гражданки М. провела проверку  соблюдения трудового законодательства. В ходе проверки установлено, что гражданка М. написала заявление  об увольнении по собственному желанию без указания даты увольнения. Однако, руководитель организации не дожидаясь истечения двухнедельного срока, при отсутствии письменного согласия работника о расторжении трудового договора до истечения срока, в выходной день издал приказ об увольнении по собственному желанию. С приказом М. под роспись не ознакомлена, трудовую книжку на руки не получила. Неделю находилась дома по уходу за ребенком. Затем обратилась с письменным отзывом заявления об увольнении по собственному желанию, но ей было отказано поскольку руководитель принял другого работника. В результате проверки в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, и направлено заявление о восстановлении М. на работе.13

Информация о работе Прокуратура как орган защиты