Прокуратура как орган защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучение способов взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора в данной сфере;
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства………………………………………………………...7
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства…………………………...16
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров………………………………………………………………..30
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………………….…..43
§ 4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников…………………………….……….…...47
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………………………..….64
Список используемой литературы и источников…………………….……...70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Что касается изменения  существенных условий трудового  договора, тут проверяются законные основания перевода на другую работу и соблюдение условий перевода.

В ряде случаев по трудовым договорам прокурор может уточнить в соответствии с постановлением Пленума Верховного  Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2004 года № 2 следующие вопросы:

- не требовал ли  работодатель от работника выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором;

- не было ли фактов  перевода работников на другую  постоянную работу без их согласия;

- соблюдается ли  работодателем обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения работника, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя.

Осуществляя проверку, законности увольнения работников при сокращении численности штата прокурору необходимо обратить внимание, на то каким категориям лиц отдается предпочтение в оставлении на работе. К таковым относятся:

- работники с более высокой производительностью труда и квалификацией;

- семейные работники  при наличии двух и более  иждивенцев (нетрудоспособных членов  семьи, находящихся на полном  содержании работника или получающих  от него помощь, которая является  для них постоянным и основным  источником средств к существованию);

- лицам, в семье  которых нет других работников  с самостоятельным заработком;

- работникам, получившим  в данной организации трудовое  увечье или профессиональное  заболевание;

- инвалидам Великой  Отечественной Войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

- работникам повышающим  квалификацию по направлению  работодателя без отрыва от  работы. Работники, которые повышают  свою квалификацию по собственной  инициативе не имеют преимущественного  права  в оставлении на работе.

Для того что бы выявить  нарушения законов  по данным вопросам, прокурору необходимо ознакомиться в отделе кадров предприятия с  заявлениями работников, приказами  и распоряжениями администрации (формы Т-1, 5, 6, 7, 8, 9, 11), а так же изучение записей в личных  и личных делах работников, листков временной нетрудоспособности и медицинских заключений, протоколов заседаний профсоюзов, собраний трудового коллектива, материалов о нарушении трудовой дисциплины14. Для проверки соответствия работника квалификационным требованиям прокурору необходимо истребовать и изучить документы подтверждающие его образование, о повышении квалификации, профессиональной подготовке, выписки из протоколов комиссии о присвоении квалификационных категорий (разрядов) и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда.

Согласно Конституции  Российской Федерации, каждый имеет право на вознаграждение  за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда15.

Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией  государственных гарантий по оплате труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют так же органы прокуратуры.

В России повсеместно выявляются факты невыплаты, несвоевременной выплаты заработной платы или не правильного ее начисления несовершеннолетним, работающим как в условиях постоянной, так и временной трудовой занятости, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию новых очагов социальной напряженности, забастовкам и иным акциям протеста.

В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за соблюдением  прав граждан в сфере трудовых отношений. В центре внимания постоянно  находятся вопросы оплаты труда.16

В организации деятельности прокурора, связанной с проверкой  исполнения требований действующего законодательства об оплате труда, выделяется три основных этапа:17

  1. Подготовка к проведению прокурорской проверки:

    - изучение практики прокурорского надзора в данной сфере, обобщенную в информационных письмах, обзорах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и субъектов;

     - в целях определения объектов прокурорской проверки анализирует поступившую в органы прокуратуры информацию о нарушениях трудовых прав работников в сфере оплаты труда.

      - прокурор выясняет, применялись ли к руководителю организации меры административного воздействия по фактам невыплаты заработной платы, проводилась ли ревизия и каковы ее результаты, знакомится с материалами предыдущих прокурорских проверок исполнения требований действующего законодательства об оплате труда, проводимых в данной организации.

Анализ материалов позволяет  установить, какие нарушения законодательства об оплате труда были допущены и проверить факт их устранения.

  1. Проведение проверки в организации, допустившей задержку выплаты заработной платы.

Прокурор направляет запрос о предоставлении документов, который содержит в себе сведения о правовом статусе организации, о лице являющемся руководителем  организации в период не выплату заработной платы; о периоде времени в течении которого работникам организации не выплачивалась заработная плата, сумма задолженности; кто из работников не получал заработную плату; причины задержки выплаты.

Прокурор при проведении проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности выясняет следующее:

1. соблюдаются ли порядок и сроки выплаты заработной платы;

2. выплачиваются ли работникам соответствующие доплаты при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных:

    - при выполнении работ различной квалификации;

    - при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника;

    - при работе в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное время;

3. установлен ли повышенный размер оплаты труда, применяемый в особых условиях:

- на тяжелых работах;

- работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, отклоняющихся от нормальных;

4. не было ли случаев хищения  и присвоения денежных средств, предназначенных  на выплату заработной платы работникам;

5. не переводятся ли руководителями  денежные средства на цели  не связанные с производством  инее предусмотренные бюджетом;

6. имелись ли на банковских  счетах организации денежные  средства в период невыплаты заработной платы и предшествующий период. Если имелись, то как они расходовались. Если отсутствовали, то по какой причине и какие меры по погашению задолженности предпринимались руководителями организации;

7. не было ли в период невыплаты  заработной платы случаев увольнения значительного числа работников.

Нарушения трудового  законодательства об оплате труда можно разделить на несколько групп:18

- связанные с привлечением работников  к материальной ответственности;

- связанные с применением к  работникам мер воздействия за неисполнение (не надлежащее исполнение) ими своих обязанностей;

- нарушения формы оплаты труда и сроки (часто выплачивается один раз в месяц и в нарушении требований части 1 стать 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работники не извещаются  в письменной форме  о составных частях заработной платы, размерах и основаниях произведенных удержаний);

- связанные с установлением  размера оплаты труда.

Нарушения законодательства об оплате труда довольно часто встречаются  на предприятиях агропромышленного комплекса. Задолженность обусловлена рядом объективных причин, в том числе и не благополучным финансово-экономическим состоянием всей агропромышленной отрасли, отсутствием необходимых денежных средств, связанных с наличием сумм кредиторских задолженностей по уплате налогов, по отчислениям на социальные нужды, а так же сезонным характером работ.

Проблемная ситуация складывается на предприятиях жилищно-коммунального  хозяйства. Основной причиной наличия долгов по заработной плате перед работниками предприятия являются неплатежи пользователей коммунальных услуг, при этом руководители данных предприятий в большинстве случаев не принимают необходимых мер в целях организации работ по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке. Так же задолженность по заработной плате может быть обусловлена и причиной бюджетного недофинансирования.

Одной из причин образования  задолженности так же может быть и снижение активности надзорной деятельности прокуроров на данном направлении отсутствие мониторинга соблюдения прав граждан на поднадзорных предприятиях, оперативного и адекватного реагирования на выявляемые нарушения. Пользуясь этим многие работодатели скрывают задолженность по заработной плате, предоставляя в органы прокуратуры и в органы статистики «нулевые» отчеты.

Так в Саратовской  области существует наличие задолженности по заработной плате, размер которой на 01 января 2013 года составил 39,9 млн. руб. В целях ликвидации задолженности органами прокуратуры области осуществляется межведомственное взаимодействие, заслушивание руководителей предприятий-должников, публично объявляются предостережения, рассматриваются представления в трудовых коллективах.

В ходе надзорных мероприятий  выявлено 9 фактов непредставления или представления работодателями недостоверных данных об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате в органы государственной статистики. Общая сумма укрытой таким способом задолженности составила более 22 млн. руб. В истекшем году прокурорами публично объявлено 276 предостережений. За нарушение права граждан на оплату труда к административной ответственности привлечено 448 работодателей, из них 29 дисквалифицировано. По фактам невыплаты заработной платы свыше двух месяцев возбуждено 7 уголовных дел19.

Прокурорские проверки, проведенные на предприятиях и в  организациях, находящихся в процессе банкротства, показали что их несостоятельность  обусловлена в первую очередь, длительным не благополучным финансово-экономическим  состоянием и существенным износом материально технической базы. Как правило, задолженность по заработной плате возникает в организациях до введения одной из процедур банкротства. Однако, в ходе проверки деятельности конкурсных управляющих выявляются факты реализации имущества банкротов по заниженным ценам, нарушения очередности при расчетах с работниками предприятий, случаи незаконного изъятия имущества с предприятий –банкротов, что негативно влияет на ситуацию с погашением задолженности по заработной плате.20

С целью выявления задолженности по заработной плате прокурору необходимо:

  1. истребовать следующие документы данной организации: ее регистрационные и учредительные документы; документы, регулирующие социально-трудовые отношения в организации (коллективный договор, штатное расписание, положение об оплате труда и др.); организационно -распределительные документы (приказы и распоряжения), договоры с контрагентами; банковские и расчетно–денежные документы; документы по учету кадров и т.д.
  2. получить письменные объяснения руководителя организации, его заместителей, работников бухгалтерии о причинах, обусловивших невыплату заработной платы;
  3. получить письменные объяснения  лиц, которым не выплачивалась заработная плата;
  4. истребовать документов налоговых органов, имеющих отношение к данной организации.
  5. по результатам анализа документов принимает решение о мерах прокурорского реагирования.

Так же с привлечением специалистов могут быть проверены  сигналы о неправильности удержаний  из заработной платы, депремирования и  некоторые другие вопросы оплаты труда.

В случае если выявлены нарушения  прав работников на оплату труда, необоснованных задержек выплаты заработной платы  используется весь комплекс предоставленных  прокурорам полномочий, включая применение статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающий уголовную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени на отдых.

Глава 16 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет в себе режим рабочего времени, который представляет собой порядок распределения работы на предприятии в течении суток, календарной недели, месяца.

При заключении трудового  договора работающему гарантируются  установленные Федеральным законом  продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В целях выявления  этих нарушений законов проверяются  приказы и распоряжения администрации, истребуются сведения из отчетов (формы № П-4) о количестве отработанных сверхурочных работ и работ в выходные дни. Проводится сверка полученных сведений с данными профсоюзного органа. В цехах по записям в журналах и других документах устанавливается, соответствуют ли причины производства таких работ требованиям законодательства, а по табелям рабочего времени, нарядам и документам по учету сверхурочных работ выявляются случаи, когда работники использовались на сверхурочных работах с превышением установленного законом предельного количества, либо когда привлекались к этим работам лица, которым такая работа запрещена.

Информация о работе Прокуратура как орган защиты