Прокуратура как орган защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:11, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы является раскрытие содержания и специфики прокурорского надзора в данной сфере. Цель достигается путем решения следующих задач:
- определение понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства;
- изучение способов взаимодействия органов прокуратуры с иными контрольно-надзорными органами при осуществлении надзора в данной сфере;
- исследование правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства;

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Прокуратура, как орган защиты трудовых прав граждан.
§ 1. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства………………………………………………………...7
§2. Взаимодействие прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства с ее структурными подразделениями и с иными контрольно-надзорными органами……………………………..…….11
§3. Организация работы и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства…………………………...16
Глава 2. Методика организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
§ 1. Проверка законности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров………………………………………………………………..30
§ 2. Проверка исполнения законодательства об оплате труда……………37
§3. Проверка законодательства о режиме рабочего времени и времени отдых…………………………………………………………………………….…..43
§ 4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников…………………………….……….…...47
§ 5 Проверка соблюдения законодательства об охране труда……………54
§ 6 Проверка законности применения дисциплинарных взысканий……..59
Заключение……………………………………………………………………..….64
Список используемой литературы и источников…………………….……...70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Сокрытые сверхурочные работы и работы в выходные дни выявляются по записям в нарядах и журналах у мастеров, по заявлениям работников на отгулы за переработанное время, сведениям на проходной предприятия о пропуске работников в выходной день по распоряжениям администрации, по ежедневным сводкам о выпуске продукции21.

В ходе проверки прокурор выявляет:

- законность применения работ в ночное время, сверхурочно и в выходные дни, в том числе – не привлекались ли работники к таким работам в случаях не предусмотренных законом;

- своевременное предоставление другого дня отдыха за работу в выходной день;

- не нарушается ли  установленный порядок предоставления  отпусков;

- осуществляется ли  работа в выходные дни, которая  запрещена. Запрещение  привлечения  работников  к работе в выходные  дни относится ко всем режимам рабочего времени и времени отдыха;

- правильность оплаты  работы в праздничные дни, в  ночное время и сверхурочных часов;

В условиях финансового  кризиса при проверке законности введения на предприятии режима неполного  рабочего времени необходимо учитывать следующие моменты:22

- режим неполного рабочего  времени вводится либо в отношении  отдельных категорий лиц по  уважительным причинам, либо в  отношении целых структурных  подразделений в случае падения  производства;

- не полное рабочее время может устанавливаться по соглашению работника и работодателя при приеме на работу или в процессе действия трудового договора (оформляется отдельно в виде дополнительного соглашения к трудовому договору или отражается в самом договоре);

- в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации режим неполного рабочего времени может быть введен на срок до 6 месяцев в отношении отдельных категорий лиц, решение оформляется письменно приказом или распоряжением и доводится до сведения коллектива и каждого из лиц в отношении которых устанавливается неполное рабочее время;

- отмена режима неполного  рабочего времени производится  с учетом мнения представительного  органа работников организации;

- в случае отказа  работника от продолжения работы  на условиях неполного рабочего времени, трудовой договор расторгается в связи с сокращением численности или штата работников, с предоставлением гарантий и компенсаций и с выплатой выходного пособия;

- занятые на условиях  неполного рабочего времени лица  пользуются всеми предусмотренными льготами, гарантиями и компенсациями;

- работа на условиях  неполного рабочего времени не  влечет для работников ограничений  продолжительности ежегодного основного  оплачиваемого отпуска, исчисления  трудового стажа и трудовых  прав.

Ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются только работающим по трудовому договору.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением места работы и средней заработной платы принадлежит  работающим по трудовому договору независимо от: вида собственности организации; ее организационно-правовой формы; ведомственной принадлежности и подчиненности; вида трудового договора и его срока; гражданства работника и каких-либо иных обстоятельств.

Так при проверке соблюдения требований трудового законодательства в отношении ЗАО «Завод электромонтажных конструкций «Гидроэлектромонтаж» (г. Балаково). Установлено, что в нарушение требований ч. 9 ст. 136 ТК РФ работнику организации оплата отпуска – основного и ученического не была произведена в срок, установленный трудовым законодательством. В нарушение требований ст. 236 ТК РФ работнику не начислена компенсация за нарушение срока выплаты отпускных.  По результатам проверки генеральному директору предписано устранить выявленные нарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – и.о. генерального директора организации было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.

При проверке законности нахождения работников в отпуске  без сохранения заработной платы  необходимо учитывать следующее:

- такой отпуск может  быть только по просьбе работника.  Вынужденные отпуска по инициативе  работодателя трудовым законом  не предусмотрены;

- неправомерными являются, действия работодателей, связанные с отправлением работников в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы  в связи с возникшими экономическими, организационными трудностями в деятельности организации.

Так в нарушение требований трудового законодательства многие работодатели направляют работников без их согласия в отпуск без сохранения заработной платы. Прокурором Перелюбского района Саратовской области опротестован незаконный приказ директора ООО «Первомайское» о направлении 12 работников в отпуск без сохранения заработной платы. По требованию прокурора работникам произведены предусмотренные законом выплаты23.

Так же зачастую в нарушение  требований части 3 статьи 91 Трудового  кодекса Российской Федерации, учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником не ведется; в нарушение статей 189, 190 не разрабатываются  и не утверждаются Правила внутреннего  трудового распорядка.

Поскольку защита трудовых прав работников является приоритетным направлением общенадзорной деятельности, прокурорам необходимо с выходом  на места проводить проверки соблюдения трудового законодательства не предприятиях, производящих массовое высвобождение работников. Проверять законность введения предприятиями режима неполного рабочего времени, отправления работников в отпуск без сохранения заработной платы.

 

 

 

§4. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников.

Особое внимание прокуратура  уделяет соблюдению прав женщин (беременных) и лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, а так же работающих у работодателей – физических лиц.

Довольно острой остается проблема соблюдения трудовых прав женщин и подростков, а так же лиц с  семейными обязанностями труд которых  по прежнему используется на вредных  и тяжелых производствах, а так  же в выходные и праздничные дни. Распространенный характер носят случаи незаконного увольнения работниц по беременности и нахождения в отпусках по уходу за детьми. В организациях сельского хозяйства труд женщин в возрасте до 35 лет нередко используется на работах связанных с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств. В нарушении статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации не организуется прохождение ежегодного медицинского осмотра работающими женщинами.

Проверка соблюдения законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации женщины имеют равные с мужчинами права и свободы и равные возможности для их реализации. В целях обеспечения фактического равноправия с учетом особенностей женского организма в трудовом законодательстве  специальные правила охраны труда женщин, льготы и дополнительные гарантии их трудовых прав.24 Но зачастую работодатели нарушают эти положения. И женщины остро нуждаются в защите своих законных прав.

При проверке соблюдения трудовых прав женщин прокурор выясняет:

1. предоставляются ли соответствующие гарантии и льготы беременным женщинам, женщинам имеющим малолетних детей;

2. не нарушаются ли гарантии при приеме на работу, о запрещении увольнения беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте  до трех лет либо являющихся одинокими матерями, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет;

3. соблюдаются ли гарантированные законом права об ограничении труда женщин на работах в ночное время, сверхурочных работах, о направлении их в командировки, и о переводе на более легкую работу, об отпусках по беременности и родам;

4. не привлекаются  ли женщины к выполнению тяжелых  работ и работ с вредных и опасными условиями труда.

Наиболее высокая занятость  женщин во вредных условиях труда и тяжелым физическим трудом наблюдается  в отраслях здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства, в строительстве, в организациях жилищно-коммунального хозяйства.

В практике очень часто  можно встретить незаконный отказ  в приеме на работу в связи с наличием у женщин малолетних детей, незаконное увольнение с работы в связи с беременностью.

В процессе проверки прокурор знакомится с приказами работодателями о приеме женщин на работу и сопоставляет их со списком работ, где не допускается их труд. По табельному учету устанавливается, в каких сменах заняты беременные женщины и женщины имеющие детей в возрасте до трех лет.

Прокурором Ровенского района города Саратова направлено в суд 23 заявления на сумму 64 тысяч рублей в интересах одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет. Все заявления удовлетворены, решения суда по ним исполнены реально.

 

 

Проверка соблюдения законодательства о труде несовершеннолетних.

В соответствии с принципом  равенства прав и возможностей работников  (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации) и запрещение дискриминации в сфере труда в зависимости от возраста лица, не достигшие 18 лет, в трудовых отношениях приравниваются  в правах к совершеннолетним. Наряду с этим для них установлены дополнительные льготы и гарантии трудовых прав, а так же специальные нормы  об охране их жизни и здоровья с учетом особенностей их организма.25

Трудоустройство несовершеннолетних осуществляется через центры занятости  населения в городах и районах  области, обратившимся предлагают варианты трудоустройства с учетом их уровня профессиональной подготовки, состояния здоровья и транспортной доступности предприятий. В случае положительного результата подросток заключает соответствующий трудовой договор с работодателем, который в последствии выплачивает ему заработную  исходя  из минимального размера оплаты труда.

В основном труд лиц, не достигших  восемнадцатилетнего возраста, используется на работах по благоустройству территории населенных пунктов, в качестве помощников воспитателей, социальных работников, в сфере почтовых услуг.

Одой из важнейших  проблем в стране является прием  на работу лиц не достигших восемнадцати лет, работодатели зачастую не желают принимать их на работу из-за необходимости предоставления им целого ряда гарантий и льгот в соответствии с законодательством. Но даже принимая несовершеннолетних на работу работодатели не предоставляют им ни льгот, ни гарантий.

При проверке исполнения законов о труде несовершеннолетних заключается в выяснении следующих вопросов:

1. соблюдение порядка приема на работу (достижение возраста, согласование с выборным профсоюзным органом, медицинский осмотр);

2. сокращение продолжительности рабочего времени;

3. запрещение труда на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями (которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию) без проведения соответствующего обучения и инструктажа;

4. запрещение привлекать  к ночным и сверхурочным работам и к работам в праздничные и выходные дни;

5. по личной карточке работника определяется правильность  предоставления отпусков (время и продолжительность - некоторые работодатели предоставляют отпуск несовершеннолетним работникам менее 31 дня);

6. правильность оплаты  труда и по ведомостям на заработную плату определяется правильность производимых подросткам доплат за сокращенное рабочее время;

7. соблюдение дополнительных  гарантий и компенсации для  работников моложе 18 лет при расторжении трудового договора;

8. предоставление гарантий  и компенсаций работникам, обучающимся  в вечерних общеобразовательных  учреждениях, а так же в образовательных  учреждениях начального и среднего  профессионального образования;

9. сокращение рабочего  времени для обучающихся работников в этих образовательных учреждениях и предоставление им дополнительных (учебных) отпусков;

10. с привлечением специалистов  прокурор устанавливает, не привлекаются  ли  подростки к переноске и  передвижению тяжести сверх предельно весовых норм;

11. прохождение  предварительного обязательного осмотра и ежегодные обязательные медицинские осмотры работников по этой категории, случаи прохождения медицинского осмотра за счет средств работников проводится  по данным медпункта или по медицинскому заключению при личной карточке работника.

В основном работодателями нарушаются требования Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующего особенности труда работников в возрасте до 18 лет.

Так же особое внимание прокуратура уделяет наиболее незащищенной категории несовершеннолетних лиц – подростков, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, осужденных к наказанию не связанному  с лишением свободы.

В ходе проверок нарушений  требований статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» не выявлено.

Информация о работе Прокуратура как орган защиты