Системы источников трудового права по мере убывания их юридической силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:01, доклад

Описание работы

Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. всенародным голосованием, является актом высшей юридической силы. Основной закон РФ устанавливает основные положения российской правовой системы, закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и трудового права. В ч.1 ст.7 Конституции закреплено направление социальной политики государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из средств осуществления такой политики является свобода трудовой и предпринимательской деятельности (ст.37, 34 Конституции).

Работа содержит 1 файл

Доклад попд.docx

— 18.10 Кб (Скачать)

Доклад

по теме: Системы источников трудового права  по мере убывания их юридической силы.

Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. всенародным голосованием, является актом высшей юридической  силы. Основной закон РФ устанавливает  основные положения российской правовой системы, закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и  трудового права. В ч.1 ст.7 Конституции  закреплено направление социальной политики государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. Одним  из средств осуществления такой  политики является свобода трудовой и предпринимательской деятельности (ст.37, 34 Конституции). Основы правового регулирования труда заложены в ст.37 Конституции, которая определяет главным образом реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора. Свобода труда означает, прежде всего, свободный для гражданина выбор – работать или не работать. Вместе с тем согласно ч.1 ст.37, свобода труда означает для гражданина свободный выбор рода деятельности и профессии. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а принудительный труд согласно ч.2 ст.37 запрещен. Выбор граждан в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, т.к. для большинства граждан работа является основным источником существования.

Следующим после  конституции звеном в иерархии правовых актов являются законы. Законы - это  акты, принимаемые органом законодательной  власти, Федеральным Собранием РФ. Законы обладают высшей, после Конституции, юридической силой, все остальные  акты должны соответствовать законам. 
Среди законов центральной место принадлежит Трудового кодексу РФ вступившему в действие с 1 февраля 2002 года и являющемуся кодифицированным источником трудового права и охватывает важнейшие институты.  Если в Кодексе дано регулирование всех институтов трудового законодательства, то другие законы о труде посвящены отдельным институтам и потому обеспечивают более подробное регулирование. Таковы федеральные законы: 
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г.; 
«О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992г. (с изменениями и дополнениями); 
«О занятости населения в РФ» в редакции Закона от 20.04.1996г.; 
Основы законодательства РФ об охране труда от 06.08.1993г. (с изменениями и дополнениями); 
«О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995г.; 
«Об основах государственной службы РФ» от 31.07.1995г.

Среди подзаконных  актов указы Президента РФ обладают высшей силой. Президент РФ согласно ст.80 Конституции РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В ст.90 Конституции РФ закреплено право Президента РФ издавать указы и распоряжения обязательные для исполнения на всей территории РФ.  
Источниками права, в т.ч. трудового, являются указы Президента РФ, имеющие нормативный характер. Не имеют нормативного характера указы, носящие персонифицированный характер и содержащие индивидуальные решения (например, о назначениях, поощрениях, присвоении классных чинов и др.). Подзаконный характер указов заключается в том, что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Согласно ст.115 Конституции  РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ должны соответствовать  Конституции РФ, федеральным законам  и указам Президента РФ. Источниками  трудового права так же являются акты органов управления субъектов Федерации. 
В настоящее время наряду с ТК действуют законы о труде, которые в значительной степени обеспечивают регулирование трудовых отношений. Но законы не обеспечивают необходимой полноты регулирования, т.к. охватывают сравнительно крупные области правового регулирования. Постановления и распоряжения Правительства РФ на базе закона обеспечивают конкретизацию и оперативность регулирования, продолжают и развивают положения закона и тем самым придают большую полноту регулирования. В современных условиях на постановления Правительства РФ приходится основной объем правового регулирования труда.  
К постановлениям Правительства РФ, регулирующим трудовые отношения и иные связанные с ними отношения, относятся следующие постановления Правительства РФ: 
от 12.08.1994г. «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень»; 
от 24.08.1995г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы»; 
от 03.06.1995г. «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» и др.

Акты министерств  и ведомств так же являются одним  из источников трудового права подзаконного характера. Главным образом к  этим актам относятся акты Министерства труда и социального развития РФ, в меньшей степени – акты Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФ и др. В этих актах  дается дальнейшая конкретизация норм трудового права, а так же разъяснения  по вопросам трудового законодательства.

С принятием в 1993г. Конституции РФ российская правовая действительность претерпела существенные изменения. К числу важнейших  изменений относятся: 
закрепление в Конституции РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10); 
признание высокого статуса суда и судебной власти (Гл.7 Конституции РФ). 
Для всех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной характерно одно и то же средство осуществления власти – принятие правовых норм. Судебная система, являясь самостоятельной ветвью власти, предусматривает возможность принятия судами правовых норм. Для законодательной и исполнительной власти такая возможность не вызывала и не вызывает сомнения. Для судебной власти такую возможность стоит признать сейчас. 
Акты судебных органов в современном обществе являются типичным средством управления. Разрешение конкретной спорной жизненной ситуации производится судом в виде судебного решения, являющегося правилом поведения принудительной силы. В этом смысле судебное решение схоже с правовой нормой. Отличие нормы от конкретного судебного решения в том, что норма имеет всеобщее применение, а судебное решение относится только в конкретной жизненной ситуации.

Соглашения о труде – новый источник трудового права, появившийся в последние годы. До принятия нового ТК, законодательной основой для соглашений о труде являлся Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В ТК положения о соглашениях о труде так же нашли свое отражение (Глава 7.). Соглашения о труде, в отличие от других источников исходящих от государственных органов, являются актами социального партнерства.

Локальные нормы  занимают низшую ступень в иерархии источников трудового права и  применяются непосредственно в  организациях. Действие локальных актов  распространяется на работников в той  организации, в которой это акт  принят. Многие локальные акты принимаются  работодателем по согласованию с  профсоюзным комитетом, и, как правило, сводятся в коллективный договор.

 


Информация о работе Системы источников трудового права по мере убывания их юридической силы