Социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь. Цель исследования анализ особенностей государственного управления в данной сфере.
В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Особенности формирования национальной модели социальной
защиты Республики Беларусь…………………………………………...5
1.1 Социальная защита: совершенствование управленческой
деятельности, взаимодействие субъектов и объектов
управления……………………………………………………………5
1.2 Национальная модель социальной защиты Республики
Беларусь………………………………………………………………9
2 Организационная структура системы государственного управления в
области социальной защиты населения……………………………….13
2.1 Министерство труда и социальной политики Республики Беларусь
как субъект управления, его структура и функции……………….13
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание
их деятельности……………………………………………………..15
3 Социальное страхование – одно из важнейших направлений
социальной защиты населения…………………………………………19
3.1 Организационная структура государственного социального
страхования. Деятельность фонда социальной защиты
населения…………………………………………………………...19
3.2 Проблемы социального страхования в Республики Беларусь…...26
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемых источников…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Вар 1.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Гомельский  филиал

Учреждения  образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный  институт трудовых и  социальных отношений»

 
 
 
Кафедра правоведения

Реферат

по  дисциплине «   »

Тема: Социальная защита населения  в Республике Беларусь 
 
 

Выполнил студент

гр. 874-3                                                                                                      Марцинкевич А.П. 
 
 

Проверила преподаватель                                                                          Волкова М.А.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Гомель 2010

Содержание  

 Введение……………………………………………………………………3

1 Особенности  формирования национальной модели  социальной 

 защиты Республики  Беларусь…………………………………………...5

1.1 Социальная  защита: совершенствование управленческой 

 деятельности, взаимодействие субъектов и объектов

 управления……………………………………………………………5 

1.2 Национальная  модель социальной защиты Республики 

 Беларусь………………………………………………………………9

2 Организационная  структура системы государственного  управления в 

 области социальной  защиты населения……………………………….13

2.1 Министерство  труда и социальной политики  Республики Беларусь 

 как субъект  управления, его структура и функции……………….13

2.2 Органы социальной  защиты регионального уровня  и содержание 

 их деятельности……………………………………………………..15

3 Социальное  страхование – одно из важнейших направлений

 социальной  защиты населения…………………………………………19

3.1 Организационная  структура государственного социального 

 страхования.  Деятельность фонда социальной  защиты 

 населения…………………………………………………………...19

3.2 Проблемы социального страхования в Республики Беларусь…...26

 Заключение………………………………………………………………..30

 Список используемых  источников………………………………………31  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение  

 Социальная  защита населения является первоочередной  задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.

 Объектом  исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь. Цель исследования анализ особенностей государственного управления в данной сфере.

 В работе  рассмотрены теоретические основы  понятия: социальная защита; субъекты  и объекты управления в социальной  сфере, особенности их взаимодействия.

 Одной из  задач исследования явилось изучение  различных типов и моделей  социальной защиты в мировой  практике, анализ возможности применения  положительного опыта других  стран по решению социальных  задач в процессе формирования  национальной модели социальной защиты Республики Беларусь.

 В работе  выделены приоритетные направления,  подходы и принципы в развитии  системы социальной защиты республики, а также тенденции современной  организационно-управленческой деятельности  в современной сфере.

 Система социальной  защиты Республики Беларусь с  организационно-управленческой точки  зрения представлена широкой  сетью государственных и негосударственных  органов и организаций. Немалое  внимание в работе уделено  изучению их структуры и функций. 

 На примере  деятельности Фонда социальной  защиты населения исследованы  основные проблемы в пенсионной  системе Республики Беларусь  и пути ее реформирования.

 При написании  работы изучена литература по  данной тематике, публикации в  журналах «Директор; Социальное обеспечение; Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Республики Беларусь».

 Наибольший  интерес представили материалы  исследований Писарчика Л. Я., бывшего работника системы государственного  социального страхования республики  с многолетним опытом работы в данной области.

 Писарчик  Л. Я. – автор многих публикаций  по вопросам развития социального  страхования в нашей стране, проводит  большую работу по изучению  и обобщению опыта зарубежных  систем социального страхования. 

 В работе  также использованы публикации других авторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Особенности формирования  национальной модели  социальной 

  защиты Республики  Беларусь  

1.1 Социальная защита: совершенствование  управленческой 

  деятельности, взаимодействие  субъектов и объектов  управления  

 Целью реформирования  экономики Республики Беларусь  является построение социально-ориентированной  рыночной экономики. В Конституции  Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «государство осуществляет  регулирование экономической деятельности  в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». [1]

 Главная цель  социальной политики при переходе  к рыночной экономике – это  создание для каждого трудоспособного  гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения.

 Приоритетными  направлениями социальной политики государства, по которым осуществляется регулирование социальных процессов в обществе, являются:

- сфера доходов  и личного потребления семей; 

- сфера общественного  благосостояния;

- сфера воспроизводства  населения, рабочей силы и занятости;

 Государственная  политика в сфере общественного  благосостояния связана, в первую  очередь, с системой социальной  защиты населения. 

 Цель социальной  защиты положения человека в  обществе во всем многообразии  отношений, факторов, обуславливающих социальное положение.

 В широком  значении социальная защита населения  – это совокупность связей  и отношений, обусловленных необходимостью  защиты социального положения  от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население.  Ее стержнем являются отношения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности.

 В узком  значении социальную защиту можно  определить как комплексную систему  социально-экономических и правовых  отношений, предназначенную для  обеспечения государственных гарантий в области уровня жизни, а также поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с трудной жизненной ситуацией. [2, С.22]

 Таким образом,  в системе социальной защиты  можно выделить 3 подсистемы:

- защита всех  социальн0-демографических групп населения;

- социальные  гарантии трудоспособным членам  общества;

- меры социальной  защиты нетрудоспособного населения  республики.

 В качестве  субъектов управления в системе  социальной защиты выступают  прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляется также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло.

 К субъектам  социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей , оказывающих помощь нуждающимся своими своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д.

 В качестве  объекта управления в системе  соц. защиты (в узком смысле) выступает  прежде всего человек, личность  или группа людей, оказавшихся  в затруднительном положении.  К ним можно отнести такие категории людей, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и др.

 Это и различные  проблемные семьи: с детьми-инвалидами, имеющие низкий уровень доходов, многодетные и др. В последнее время все больше в социальной защите нуждаются женщины, дети и подростки.

 Между субъектами  и объектами управления в системе  социальной защиты осуществляются  постоянные прямые и обратные связи. Вместе с тем, положение субъекта и объекта не является постоянным: кто в одном случае выступает в качестве субъекта, в другой ситуации становится объектом. Каждая более высокая инстанция управленческой иерархии выполняет роль субъекта, уступая место объекта нижестоящей структуре, направляя на нее управленческие установки – прямые связи.

 В социальных  системах взаимосвязь между субъектами  и объектами управленческого  процесса принципиально отличается  от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой и субъекты и объекты социальной работы – это люди, социальные общности, которым присущи свои закономерности, в том числе активность и самодеятельность.

 Из этого  вытекают следующие выводы: установки  вышестоящих органов могут выполняться  с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) нижестоящих структур. Изучать деятельность как субъектов, так и объектов необходимо в их взаимодействии; совершенствование системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта.

 Особо подчеркивая  то обстоятельство, что объекты  социального управления в большей  степени, чем другие обладают  социальной активностью и самодеятельностью,  и в определенных условиях  могут не принять установку  субъекта, побудить его изменить или отменить свои намерения, – важно заметить, что в управлении социальной деятельностью более четко, чем в других сферах проявляется современное представление об управлении как о взаимодействии, а не только воздействии. На смену команде, заключенной в прямых связях, приходит консенсусно-демократический метод управления.

 К признанным  типам организационных связей  – субординации и координации  – в социальном управлении  прибавляется понятие реординации  (обратное упорядочение). Реорганизационные связи являются разновидностью обратных связей, но имеют существенную особенность: они могут возникать не только как реакция на установки субъектов, а и как самостоятельные управленческие предложения, требования объекта, обусловленные изменившейся ситуацией.

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь