Социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь. Цель исследования анализ особенностей государственного управления в данной сфере.
В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Особенности формирования национальной модели социальной
защиты Республики Беларусь…………………………………………...5
1.1 Социальная защита: совершенствование управленческой
деятельности, взаимодействие субъектов и объектов
управления……………………………………………………………5
1.2 Национальная модель социальной защиты Республики
Беларусь………………………………………………………………9
2 Организационная структура системы государственного управления в
области социальной защиты населения……………………………….13
2.1 Министерство труда и социальной политики Республики Беларусь
как субъект управления, его структура и функции……………….13
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание
их деятельности……………………………………………………..15
3 Социальное страхование – одно из важнейших направлений
социальной защиты населения…………………………………………19
3.1 Организационная структура государственного социального
страхования. Деятельность фонда социальной защиты
населения…………………………………………………………...19
3.2 Проблемы социального страхования в Республики Беларусь…...26
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемых источников…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Вар 1.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 Знание особенностей  взаимодействия субъектов и объектов  управления в любой сфере человеческой  жизнедеятельности важно при  решении проблем совершенствования  управления, повышения его результативности.

 Следует заметить, что в практике управления  в системе социальной защиты возможно больше, чем в других сферах утвердилось одностороннее понимание задачи улучшения управленческой деятельности. В большинстве случаев все сводится к предъявлению требований к субъектам управления, социальным работникам, органам Министерства труда и социальной защиты, объекты же практически не затрачиваются.

 Между тем  очевидно, что совершенствование  менеджмента социальной сферы  в современных условиях предполагает  одновременные качественные изменения  субъекта, и объекта, способов их взаимодействия. [3, С.216]  
 
 
 

1.2 Национальная модель  социальной защиты  Республики Беларусь  и 

  мировой опыт в  области управления  социальной сферой  

 Одним из  главных вопросов развития любого  государства является создание  эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.

 Понятие социальной  защиты по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. В одних случаях в данное понятие включается все, что затрачивает социальные условия жизни человека (например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищных проблем). В других случаях данное понятие ограничивается вопросами пенсионного обеспечения и помощи безработным.

 По уровню  гарантий, предоставленных населению,  все системы социальной защиты, существующие в разных странах  мира, можно разделить на 2 группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж).

 Первая система  устанавливает связь между уровнем  социальной защиты и успешностью  профессиональной деятельности. Социальные  права обуславливаются теми выплатами,  которые выплачиваются на протяжении  всей активной жизни. Таким  образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной политической задачей считают охрану доходов.

 Вторая система  исходит из того, что любой  человек имеет право на минимальную  защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета (Англия, Ирландия). Главное, за что несет ответственность государство – охрана минимальных доходов.

 Названные  модели имеют разные варианты. Наиболее распространены в мировой практике либеральная, социал-демократическая и консервативная модели. [4, С.9]

 Общими для  всех моделей социальной защиты  являются принципы социальной  справедливости (равные для всех  граждан возможности получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственном управлением и рыночным механизмом.

 В Республике  Беларусь приоритетной в области  социальной защиты является борьба  с бедностью, в силу чего  социальная защита населения  направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.

 Формирование  и развитие системы социальной  защиты в Республике Беларусь  основывается на следующих подходах  и принципах: 

- праве граждан  республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

- адресности  социальной помощи;

- разнообразии  форм и видов социальной помощи;

- предоставлении  трудоспособному населению возможности  получения достаточного дохода  через зарплату;

- реформировании  пенсионной системы; 

- реформировании  гибкой системы программ по  поддержке малообеспеченных и  многодетных семей, одиноких граждан,  детей и т. д. [5, С.716]

 Происходящие  перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель соц. защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.

 Появились  новые формы работы с различными группами населения, стали разворачиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип помощи и т. д.

 В республике  идет поиск наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы.

 Современной  организационно-управленческой деятельности  в социальной сфере характерны следующие тенденции:

1 Интернационализация  (взаимопроникновение теоретических  идей и практического опыта);

2 Усиление внимания  к различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности.

3 Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий).

4 Системно-комплексный  характер социальной работы.

5 Совершенствование  кадрового потенциала организационно-управленческой деятельности.

6 Необходимость  дальнейшего развития организационно-управленческой  науки. 

7 Стандартизация  и повышение качества социальных  услуг. [3, С.23]

 Таким образом,  современная система социальной  защиты Республики Беларусь существенно  меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Организационная  структура системы  государственного  управления в 

  области социальной  защиты населения  

2.1 Министерство труда  и социальной защиты  Республики Беларусь 

  как субъект управления, его структура  и функции  

 С организационно-управленческой  точки зрения социальная защита  Республики Беларусь представлена  широкой сетью государственных  и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб.

 Ведущим органом,  осуществляющим государственную  политику в области труда и  социальной защиты населения,  является Министерство труда  и социальной защиты Республики Беларусь, созданная по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.

 Министерство  труда и социальной защиты  – это республиканский орган  государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.

 Министерство  осуществляет руководство подчиненными  организациями, утверждает их  уставы (положения), принимает решения  о создании, реорганизации, дает  разрешение на осуществление  ими деятельности, приносящей доходы. Оно осуществляет методическое руководство и помощь своим организациям, организует научно-исследовательскую работу, обобщение лучшего опыта и его распространение, контролирует деятельность подчиненных служб.

 Министерство  осуществляет функции связи с  населением, регулярно информирует его по вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, ведет прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

 Служба Министерства  труда и социальной защиты  осуществляют объемную деятельность  по оказанию различных видов  социальной помощи, в том числе  по развитию системы государственного  и добровольного социального  страхования, пенсионной системы,  социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования осуществляют реализацию ряда программ по защите детства, государственной молодежной политики, а также мер по борьбе с негативными проявлениями (пьянством, хулиганством и др.)

 Социально  важные проблемы в системе  социальной защиты реализуются  через функционирование ее структурных  подразделений различных уровней,  представляющих собой открытые  системы. Системообразующим центром  социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты.

 Современная  структура Министерства существенно  отличается от предыдущих структур  бывших двух министерств: укрупнились  и получили новое названия  и новые функции все основные  подразделения, отражающие новые явления в организационно-управленческой деятельности и практике социальной защиты различных слоев населения.

 В Министерстве  функционируют Главные управления  и управления, объединяющие отделы  и сектора, Департамент государственной  инспекции труда и Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения с правами юридического лица.

 В структуре  Министерства появился ряд новых  подразделений. Это Управление  внешних связей и партнерской  политики, в задачи которых входит  тесное взаимодействие с Международной организацией труда (МОТ). Организовано Управление автоматизации и информационных технологий, внедряется автоматизированная система обработки документов, расчетов, выплат пенсий и пособий.

 Особенностью  национальной модели организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты является заметная централизация на высших уровнях, что связано с особенностями и сложностями переходного, модернизированного периода развития белорусского общества. Вместе с тем, на низовом уровне активно идут процессы демократизации, усиления роли органов местного самоуправления, включая в эту работу других организаций, групп людей и отдельных личностей нацеленных на оказание помощи и поддержки различным слоям населения. [3, С.200]  

2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание их

  деятельности  

 На областном,  городском и районных уровнях  службы Министерства труда и  социальной защиты организованны  по линейной (бюрократической) структуре  – сверху вниз – в с соответствии  с содержательными направлениями деятельности. Это структуры служб занятости, инспекций труда, а также службы социальной защиты.

 В реализации  государственной политики в области  социальной защиты и социального  обслуживания, семейной и гендерной  политики, социальной поддержке ветеранов и инвалидов на областном уровне решающую роль играют Комитеты по труду и социальной защиты облисполкомов и Минского горисполкома, региональные структуры Фонда социальной защиты.

 В системе  орг. структур социальной защиты  населения Республики Беларусь важное место принадлежит структурам городского и районного уровней. Здесь функционируют городские, районные управления по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов.

 Упорядочена  и централизована сеть государственных учреждений социального обслуживания, входящих в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Образованы и повсеместно действуют Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), объединившие отделения социальной помощи на дому, другие структуры социальной помощи пожилым инвалидам, женщинам.

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь