Способы защиты трудовых прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение защиты трудовых прав граждан России.
В своей работе я предлагаю рассмотреть такие вопросы как:
Понятие защиты трудовых прав работников;
Способы защиты трудовых прав работников;
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда;
Государственные органы, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда;
Защита профсоюзами трудовых прав работников;
Самозащита работниками своих трудовых прав.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Историческая справка 3
Первые попытки защиты трудовых прав работниками в истории российского государства 3
Первые попытки создания трудового законодательства 3
Глава 2. Понятие защиты трудовых прав работников 5
Глава 3. Способы защиты трудовых прав работников 7
Самозащита работниками трудовых прав 7
Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами 8
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права 10
Федеральная инспекция труда 10
Государственные инспекторы труда 11
Индивидуальные трудовые споры 12
Комиссии по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров 14
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах 16
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (Копнышева А.).docx

— 55.16 Кб (Скачать)

   Таким образом, защита трудовых прав работников – это действия государственных и профсоюзных органов по профилактике трудовых правонарушений, а при их возникновении оказание помощи работникам в уничтожении таких правонарушений, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении правонарушителей к ответственности.

   Процесс защиты трудовых прав имеет несколько  стадий:

  1. Профилактика трудовых правонарушений;
  2. Рассмотрение трудового правонарушения при рассмотрении трудовых споров;
  3. Восстановление нарушенных прав;
  4. Ответственность за правонарушение.

   Важно определить понятие правопорядка в  сфере труда. Ведь способы защиты трудовых прав работников являются гарантами  как законности в сфере труда так и трудового правопорядка.

   Правопорядок  в сфере труда – это система общественных отношений в труде, которая устанавливается по полному и точному осуществлению норм трудового законодательств всеми субъектами трудового права.

   На  каждом производстве должна быть поставлена цель по достижению высокого уровня трудового  правопорядка и законности в сере туда. Это является отражением состояния  общественной жизни в социальной сфере в правовом государстве.

Глава 3. Способы защиты трудовых прав работников

   Рассмотрим  подробнее способы защиты трудовых прав работников. Как уже было сказано  выше, Трудовой кодекс РФ содержит специальный  раздел, посвященный данной проблеме. В этом разделе четко обозначено то, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами. Главное то, чтобы эти способы не были запрещены законом. Основными способами защиты трудовых прав согласно части пятой разделу тринадцатому ТКРФ являются:

  • Самозащита работниками трудовых прав;
  • Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Судебная защита.

Самозащита  работниками трудовых прав

   Статья 379 главы 59 ТКРФ посвящена формам самозащиты трудовых прав работниками. Данная статья гласит, что работник вправе отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей в следующих случаях:

  1. Если порученная ему работа не была предусмотрена трудовым договором;
  2. Если порученная ему работа представляет угрозу его жизни или здоровью;
  3. В других случаях, которые предусмотрены действующим ТКРФ или иными федеральными законами.

   В наше время многие работодатели практикуют поручение работникам дел, которые  по трудовому договору не входят в  обязанности работника. Это делается в целях экономии. Работник, боясь  потерять место, выполняют порученное дело, хотя и знает, что не должен этого делать. Сообщить работодателю об отказе выполнения порученного дела работник зачастую просто не решается, так как потерять место работы в наше время совсем не желательно, в связи с существующим уровнем  безработицы. На мой взгляд, не стоит бояться, ведь никто не обязан выполнять чужую работу, причем за ту же оплату. С возрастанием обязанностей, должна возрасти и заработная плата. Так же стоит отметить, что современные работодатели пытаются экономить на всем, в том числе и на здоровье и безопасности работников. Порой кажется, что если бы не государственный надзор за охраной труда, то никаких условий работы и вовсе бы не было. Здесь каждый вправе выбирать по себе, захочет ли он подвергать риску свое здоровье и жизнь. Работодатель, конечно, понесет наказание, но поможет ли это пострадавшему работнику? В таком случае способ самозащиты трудового права работника просто необходим. Ведь лучше потерять работу, чем жизнь или здоровье.

   В подобных случаях или ситуациях  работник должен предупредить работодателя или непосредственного руководителя его трудом о том что он отказывается выполнять поставленную перед ним задачу. Предупреждение должно быть представлено в письменной форме. Исключения составляют случаи, предусмотренные трудовым законодательством РФ.

Работодатель  или непосредственный руководитель трудом не имеет права помешать работнику  в осуществлении самозащиту. Об этом нам говорит статья 380 главы 59 ТКРФ. Если же работник осуществляет самозащиту не в перечисленных выше случаях, тогда работодатель может потребовать с этого работника возмещения за простой предприятия по вине работника.

Защита  трудовых прав и законных интересов работников профессиональными  союзами

     Статья 370 главы 58 ТКРФ повествует нам о  правах профессиональных союзов на осуществление  контроля за соблюдение ТКРФ и иных нормативно-правовых актов, которые  связаны с нормами трудового  права. Так же здесь говорится  о том, что профсоюзы вправе контролировать соблюдение коллективных договоров и соглашений. 

     Если  профсоюз выявляет какое-либо нарушение со стороны работодателя и сообщает работодателю об этом, то работодатель обязан рассмотреть представленные требования и принять соответствующие меры, сообщив об этом в профсоюзную организацию. Отзыв со стороны работодателя должен быть осуществлен в течении недели. Согласно статье 371 главы 58 ТКРФ работодатель принимает решение с учетом мнения профессионального союза в случаях, которые предусмотрены действующим Кодексом.

     Профсоюзы имеют полномочия, предусмотренные  положениями общероссийских профессиональных союзов, по созданию правовых и технических  инспекций труда профсоюзов. Профсоюзные  инспекторы вправе посещать любых работодателей  беспрепятственно, если члены данного  профсоюза работают в организации  этого работодателя.

   Права профсоюзных инспекторов труда  следующие:

  1. Контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, связанных с трудовой деятельностью;
  2. Проводить независимые экспертизы по проверке условий труда и обеспечения безопасности работников;
  3. Получать достоверную информацию от работодателей и должностных лиц организаций об условиях труда, профессиональных заболеваниях на данном предприятии, соблюдении и обеспечении безопасности трудящихся;
  4. Защищать законные интересы членов профсоюза по возмещению нанесенного ущерба работнику на предприятии в процессе труда;
  5. Требовать от работодателей приостановки или полного прекращения трудовой деятельности в случаях наличия угрозы жизни или здоровью трудящихся;
  6. Принимать участие в разработке федеральных законов, законов МСУ, связанных с вопросами трудового права;
  7. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с трудовым законодательством;
  8. Обращаться в соответствующие органы для сообщения о нарушении трудовго законодательства.

   Осуществляя перечисленные полномочия, профсоюзы, тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти на федеральном  уровне, а так же территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, которые имеют  отношение к государственному надзору  и контролю ха соблюдением трудового  законодательства и иных правовых актов, связанных с трудовыми правами.

   В наше время существует немало профсоюзов. Например, российский профессиональный союз работников радиоэлектронной промышленности, который был образован в 1991 году в Санкт-Петербурге и продолжает функционировать и по сей день. Так же стоит упомянуть о существовании профсоюза работников народного образования и науки РФ. Был создан как добровольное народное объединение граждан, трудящихся в сфере образования и науки РФ. данный профсоюз борется за права своих членов, а так же проводит такие мероприятия как  «Учитель года», «Лидер в образовании» или «Лучшие школы России». Имеет место и международная деятельность данного объединения.

   Вообще  исторически сложилось, что профсоюзы являются неотъемлемой частью экономических процессов в обществе. Поэтому создаются объединения профсоюзов. Одним из примеров является социал-синдикализм. Социал-синдикализм – это политическое движение профсоюзов, которое направлено на преобразование общественного строя, главная цель которого – формирование государственной власти в ходе демократических выборов между политическими представителями профобъединений, которые избираются общенациональным голосованием на высший пост государства.

   К сожалению, в современной России даже профессиональные союзы, призванные защищать работников и отстаивать их права подвержены коррупции. Работник предпочитает не обращаться за помощью  в профсоюз, заведомо зная, что всё  давно оплачено.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права

     Статья 353 главы 57 ТКРФ повествует о существовании  федеральных инспекций труда. Эти  инспекции призваны осуществлять надзор и контроль за соблюдение трудового  законодательства и иных нормативно-правовых актов, связанных с нормами трудового  права на государственном уровне.

     Федеральные органы исполнительной власти по контролю и надзору в определенной сфере  деятельности призваны сотрудничать с  федеральными инспекциями труда, отслеживая соблюдение мер безопасности проведения работ в отдельных отраслях и  некоторых областях промышленности.

     Порядок осуществления контроля и надзора  за соблюдением трудового законодательства, а так же иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, со стороны федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им органов местного самоуправления и субъектов РФ, зафиксирован в федеральных законах и законах субъектов РФ.

     В соответствии с федеральным законом  РФ государственный контроль и надзор в данной области реализуется  Генеральным Прокурором РФ и подчиненные  ему прокуроры.

Федеральная инспекция труда

    Статья 354 главы 57 ТКРФ сообщает о существовании  федеральной инспекции труда. Федеральная  инспекция труда – это единая централизованная система, в состав которой входят:

  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов включающих в себя нормы трудового права.
  • Государственные инспекции труда(территориальные органы).

   Деятельностью Федеральной инспекцией труда руководит  главный государственный инспектор  труда РФ. Его назначает на должность и отстраняет от нее Правительство РФ.

   Основные  принципы деятельности Федеральной  инспекции труда: уважение, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина, законность, объективность, независимость, гласность.

   Данная  организация призвана для:

  • Обеспечения соблюдения прав и свобод трудящегося гражданина, в том числе и соблюдение за обеспечением безопасных условий труда для него;
  • Обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов содержащих нормы трудового права со стороны работодателя;
  • Обеспечения снабжения информацией, как работников, так и работодателей об эффективных способах, методах соблюдения трудовых прав;
  • Доведение до сведения о фактах нарушений в соответствующие органы власти.

Государственные инспекторы труда

   Основные  права государственных инспекторов  труда изложены в статье 357 главы 57 ТКРФ. Следует отметить, что во многом их права совпадают с правами  профсоюзных работников. Государственные  инспекторы труда имеют право:

  1. в установленном федеральным зконом порядке и при наличии удостоверения установленного образца посещать предприятия и работодателей с целью проверки в любое время суток;
  2. запрашивать и безвозмездно получать от работодателей или их представителей документацию, информация, которые необходимы для осуществления контроля;
  3. уведомив работодателя изымать образцы используемых или обрабатываемых материалов для проведения анализа и составления актов;
  4. расследовать несчастные случаи на производстве в установленном законом порядке;
  5. предъявлять работодателям и их представителям требования по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  6. отстранять от работы лиц, которые не прошли проверку по установленному порядку обучения безопасным методам деятельности, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований по охране труда;
  7. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, которые не сертифицированы должным образом или не декларированных о соответствии.
  8. Выступать в качестве независимого эксперта в судебных разбирательствах, связанных с разрешением споров по несоблюдению трудового законодательства.

Информация о работе Способы защиты трудовых прав