Трудовое право Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Трудовое право регулирует общественные отношения по организации и применению наемного труда. Наемный труд – «несвободный труд» - труд, осуществляемый под руководством и в пользу другого лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА……….……............................................................... 6
1.1. Общая характеристика источников трудового права их классификация и виды……….………………..……..……. 6
1.2. Локальные и дифференцированные источники трудового права……………………………..……………………..…...
9
РАЗДЕЛ 2.
ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАИНЫ…………………………………………….....…
21
2.1. Конституция Украины, как основной источник трудового права ……………………………………..…...…
21
2.2. Кодекс законов о труде Украины, как источник трудового права………………………………………….…
24
2.3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты о труде…………………………………………………….…..
26
2.4 Значение решений Конституционного Суда Украины и разъяснений Пленумов Верховного Суда Украины ….…
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….. 35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Трудовое правоПравильная.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что за 32 года своего существования  КЗоТ Украины претерпел существенные изменения, в него постоянно вносились  изменения и дополнения: менялись названия глав и статей, исключались отдельные статьи, менялось содержание статей, появлялись новые статьи и целые разделы. Однако, несмотря на все эти изменения и дополнения, кодекс пропитан духом административно-командной системы регулирования экономикой, в его основе все еще лежит советская концепция трудового права.

     В современных условиях рыночной экономики  перед наукой трудового права  стоит важнейшая задача разработать  новую концепцию трудового права  применительно к новым условиям жизни общества, которую необходимо положить в основу новой кодификации трудового законодательства. Однако речь не должна идти о реанимации давно изжившего себя Кодекса законов о труде, а это должен быть действительно новый нормативно-правовой акт, который будет адекватно регулировать современные трудовые отношения и отношения, тесно связанные с ними. 
Национальное трудовое законодательство, кроме КЗоТа, включает в себя также целый ряд законов, которые регулируют отдельные институты трудового права либо содержат отдельные нормы трудового права. К законам, регулирующим отдельные институты трудового права, относятся: Закон Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г.. Закон Украины «Об охране труда» от 14 октября 1992 г., Закон Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 г.. Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 г., Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г. [11. c. 65]

     Следует отметить, что большинство основных положений этих законодательных  актов уже включены в КЗоТ Украины путем принятия отдельных законов о приведении кодекса в соответствие с этими законами. Однако действие указанных законов наряду с КЗоТом порождает проблему двойного трудового законодательства, когда одни и те же нормы одновременно помещаются как в кодексе, так и в специальном законе, дублируя друг друга. К тому же нередки случаи, когда законы содержат нормы, которые отсутствуют в КЗоТе, хотя по логике им надлежало находиться именно в нем.

     Некоторые из законов, действие которых направлено на регулирование различных институтов национальной правовой системы, включают в себя нормы трудового права. К таким относятся: Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 г., Закон Украины «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991 г., Закон Украины «О государственной службе» от 16 декабря 1993 г., Закон Украины «О предпринимательстве» от 7 февраля 1991 г. 
 

2.3. Законы и подзаконные  нормативно-правовые  акты о труде 

     Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения и отношения, тесно с ними связанные 
одной из особенностей трудового права является наличие большого количества подзаконных нормативно-правовых актов. Подзаконными их принято называть постольку, поскольку они принимаются в соответствии с законами с целью развития их положений. К ним относятся: постановления Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров 
Украины, нормативно-правовые акты Министерства труда и социальной политики Украины и иных министерств и ведомств. 
Верховная Рада в соответствии с Конституцией Украины, кроме законов, вправе принимать и постановления. Так, постановлением Верховной Рады Украины от 6 ноября 1991 г. утвержден Дисциплинарный устав прокуратуры Украины, который устанавливает порядок поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности прокурорско-следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры, которые имеют классные чины. [15. c. 314]

     Ведущая роль в разработке и принятии подзаконных нормативно-правовых актов принадлежит Президенту Украины, который согласно ст. 106 Конституции Украины издает указы и распоряжения на основе и на выполнение Конституции и законов Украины, являющиеся обязательными для выполнения на территории Украины.

     Указы и распоряжения Президента Украины  призваны регулировать различные аспекты  трудового права. Так, Указ Президента Украины «О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и  трудоустройству выпускников высших учебных заведений» от 23 января 1996 г. направлен на упорядочение системы подготовки высшими учебными заведениями специалистов для государственного и негосударственного секторов народного хозяйства и их трудоустройства.

     Большое значение для трудового права  имеют нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины. Конституцией Украины (ст. 117) предусмотрено право Кабинета Министров Украины в пределах своей компетенции издавать постановления и распоряжения, которые являются обязательными для выполнения. Это объясняется тем, что на правительство возложена обязанность по обеспечению проведения финансовой, ценовой, инвестиционной политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры.

     Особое  место среди субъектов подзаконного правотворчества занимает Министерство труда и социальной политики, которое согласно Положению о Министерстве труда и социальной политики является основным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сферах занятости, социальной защиты населения, социального страхования, оплаты, нормирования и стимулирования труда, охраны и условий труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социально-трудовых отношений, трудовой миграции. [17. c. 128]

     Приказы, инструкции, правила и положения министерств, государственных комитетов, ведомств, издаваемые в пределах компетенции указанных органов и направленные на регулирование отдельных вопросов в сфере труда, также занимают определенное место в системе источников трудового права.

    Соглашение  о труде – новый источник трудового права, исходит не от государства, а является результатом социального партнерства. Заключается на двусторонней основе (между работодателями и работниками) или на трехсторонней (при участии гос. органов). Законодательная база Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.32.

    Бывают:

    - Генеральное – на общегосударственном (национальном) уровне, устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений – уровень минимальной и средней заработной платы, темпы роста оплаты труда, меры по сокращению безработицы и т.п. Стороны: объединение работодателей государства – объединение работников (объединение профсоюзов) – государство (правительство);

    - Региональное – на уровне отдельных регионов (областей) Украины; стороны: объединение работодателей региона – орган, представляющий работников этого региона (профсоюзный орган), либо: органы исполнительной власти – орган, представляющий интересы работников региона;

    - Отраслевое – на уровне отрасли (оплата труда, социальные гарантии и льготы для работников); стороны: объединение работодателей отрасли – объединение работников отрасли (как правило, в лице профсоюзного органа).

    Региональные  нормативно-правовые акты – решения  и распоряжения местных органов власти и самоуправления. Могут регулировать порядок  деятельности (функционирования) общественного транспорта, торговых, бытовых предприятий; порядок осуществления отдельных видов работ в регионе (напр., предоставление коммунальных услуг) и т.п. [17. c. 134] 

     2.4. Значение решений  Конституционного  Суда Украины и  разъяснений Пленумов  Верховного Суда  Украины 

     Заслуживает внимания рассмотрение вопроса о  включении в систему источников трудового права решений Конституционного Суда Украины и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины. Согласно п. 2 ст. 150 Конституции Украины к полномочиям Конституционного Суда принадлежит официальное толкование Конституции Украины и законов Украины по вопросам, предусмотренных указанной статьей, Конституционный Суд принимает решение, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины, окончательными и не могут быть обжалованные (ч. 3 ст. 150 Конституции Украины). В тех случаях, когда Конституционный Суд дает официальное толкование законов о работе, его решении следует признать источниками трудового права. Это, например, решение в деле за конституционным обращением Киевского городского совета профессиональных союзов относительно официального толкования ч. 3 ст. 21 Кодекса Законов о работе (дело о толковании термина "законодательство" от 9 июля 1998 г.), решение в деле за Конституционным обращением Свободного профсоюза работников метрополитенов Украины относительно официального толкования понятия "профессиональный союз, который действует на предприятии, в учреждении, организации" использовано в абзаце шестом ч. 1 ст. 43 Кодекса Законов о работе Украины (дела о профсоюзе, который действует на предприятии). [19. c. 257]

     Большое значение для правильного применения действующего законодательства имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины. Речь идет о постановлениях Пленума Верховного Суда Украины от 6 ноября 1992 г. №9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров", от 29 декабря 1992 г. №14 "О судебной практике в делах о возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками", от 1 ноября 1996 г. №9 "О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия", от 27 марта 1992 г. №6 "О практике рассмотрения судами гражданских дел за исками о возмещении вреда", от 31 марта 1995 г. №4 "О судебной практике в делах о возмещении морального (неимущественного) вреда" и некоторые другие.

     Дискуссионным есть вопросы о юридической природе  руководящих разъяснений Пленума  Верховного Суда Украины. Существуют разные взгляды. Некоторые ученые, такие как профессор В. И. Прокопенко, профессор С.О. Иванов, профессор Р.З. Лившиц, относят судебную практику к источникам трудового права. Так, по мнению профессора Р.З. Лившица, источником трудового права есть те судебные акты, которые, во-первых, реально изменяют права и обязанности участников трудовых отношений и, во-вторых, опубликованные. К ним принадлежат: постановления Пленума Верховного Суда Украины; постановления Конституционного Суда; решение Верховного Суда Украины в отдельных делах, которые имеют принципиальный характер и опубликованные; решение нижестоящих судов, апробированные Верховным Судом (при кассационном рассмотрении, при составлении обзоров судебной практики) и опубликованные. Профессор В. И. Прокопенко делает вывод, что руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины, которые содержат толкование закона и, даются им в рамках его полномочий, имеют правовую силу, становятся обязательными для выполнения всеми участниками судопроизводства и является источником трудового права.

     Так, признание постановлением Пленума  Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 г. №9 "О применении Конституции  Украины при осуществимые правосудия" бездействующими правила статей 32, 33, 34 КЗоТ, ведомственных положений  или уставов о дисциплине и др., которые предусматривают возможность временного переведения работника без его согласия на другую работу в порядке дисциплинарного взыскания, в случае производственной необходимости или простоя, поскольку они противоречат Конституции Украины, которая запрещает использование принудительной работы (п. 12 постановления) - означает, в сущности, создание новой нормы.

Другой  пример. Согласно ч. 2 ст. 232 КЗоТ суды непосредственно  рассматривают споры об отказе в  принятии на работу лиц, с которыми владелец или уполномоченный им орган согласно действующему законодательству обязан заключить трудовой договор (работников, приглашенных на работу в порядке перевода из другого предприятия, учреждения, организации; молодых специалистов, которые закончили высшее учебное заведение и в установленном порядке направленных на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию; беременных женщин, женщин, которые имеют детей возрастом до 3 лет или инвалида-ребенка, а одиноких матерей - при наличии ребенка возрастом до 14 лет и др.). Пленум Верховного Суда Украины постановлением от 25 мая 1998 г. №15 внес дополнение в п. 6 постановления от 6 ноября 1992 г. №9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров" относительно категорий лиц, дела за исками которых подлежат рассмотрению непосредственно в судах - "или которые считают, что им отказано в заключении трудового договора вопреки гарантиям, предусмотренным ст. 22 КЗоТ". Таким образом, согласно п. 6 постановления №9 от 6 ноября 1992 г. в судебном порядке может быть обжалованный любой случай необоснованного отказа в приеме на работу, а не только незаконный отказ в приеме на работу лиц, с которыми владелец согласно законодательству обязан заключить трудовой договор. [17 c. 259]

     Поскольку в указанных примерах речь идет о создании новой правовой нормы, то в этом случае разъяснения Пленума Верховного Суда Украины, по нашему мнению, нужно признать источником трудового права.

     Важное  значение имеют разъяснение Верховного Суда Украины по вопросам судебной практики, которые нередко восполняют пробелы правового регулирования. Так, большое значение для применения законодательства о трудовом договоре имеет постановление Пленума Верховного Суда Украины от 6 ноября 1992 г. №9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров", которая содержит понятие переведения на другую работу (п. 31), прогула без уважительных причин (п. 24) и много других важных положений. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Трудовое право Украины