Трудовое право Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Трудовое право регулирует общественные отношения по организации и применению наемного труда. Наемный труд – «несвободный труд» - труд, осуществляемый под руководством и в пользу другого лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА……….……............................................................... 6
1.1. Общая характеристика источников трудового права их классификация и виды……….………………..……..……. 6
1.2. Локальные и дифференцированные источники трудового права……………………………..……………………..…...
9
РАЗДЕЛ 2.
ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАИНЫ…………………………………………….....…
21
2.1. Конституция Украины, как основной источник трудового права ……………………………………..…...…
21
2.2. Кодекс законов о труде Украины, как источник трудового права………………………………………….…
24
2.3. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты о труде…………………………………………………….…..
26
2.4 Значение решений Конституционного Суда Украины и разъяснений Пленумов Верховного Суда Украины ….…
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….. 35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Трудовое правоПравильная.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Локальные правовые нормы

     Система источников трудового права отличается от источников других областей права  тем, что в регулировании трудовых отношений важное место занимают локальные (местные) нормы права, которые принимаются непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях владельцем или уполномоченным им органом по согласованию с трудовым коллективом или профсоюзным комитетом.

     Благодаря локальному регулированию трудовых отношений развиваются демократические основы в производственной деятельности. Соотношение же локального и централизованного регулирования является показателем демократизма существующей правовой системы общества.

Локальное нормотворчество осуществляется непосредственно участниками трудовых отношений, которые принимают участие в создании этих норм, могут влиять на их содержание. Это дает возможность работающим знать объем принадлежащих им прав и обязанностей, которые определены локальными нормами, максимально приспосабливая их для реализации своих интересов и удовлетворение нужд. [15. c. 356]

     Для того чтобы осуществлялась локальное  нормотворчество, необходимые два условия. Во-первых, нормы являются локальными и приобретают силу лишь при условии, что они приняты в порядке, предварительно определенному централизованным регулированием. Во-вторых, локальное нормотворчество возможно при наличии общей нормы, которая предоставляет определенным субъектам право заниматься нормотворчеством.

     Это означает, что субъекты трудового  права поставлены в определенные рамки локального нормотворчества. Здесь осуществляется принцип «разрешено лишь то, что определено законом». При этом сущность локальных норм сводится к развитию общих норм трудового права, которые распространяют свое действие только на отношения внутри конкретного предприятия или организации, где они приняты.

     Таким образом, локальные нормы в трудовом праве Украины - правила общеобязательного поведения, которые предварительно санкционированы государством и принято в установленном законом порядке непосредственно на предприятии, организации, действует в его границах.

Основным  локальным документом на предприятиях, в учреждениях, организациях есть коллективный договор.

     Нормативные акты, которые непосредственно принимаются  на предприятии, такие как коллективный договор, подлежат обязательному обсуждению и одобрению трудовым коллективом на общем собрании или конференциях работников данного предприятия, учреждения, организации. Но большинство локальных актов принимается владельцем или уполномоченным им органом совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом.

     Новые экономические отношения значительно  расширили самостоятельность хозяйствующих  субъектов в области правового  регулирования условий работы рабочих  и служащих. В частности, усилилось значение локального правового регулирования трудовых отношений с помощью которого улучшается организация работы и производства, укрепляется трудовая дисциплина, усиливаются моральное и материальное стимулирование, использование внутренних резервов, повышается производительность работы. [14. c.451]

     Другим  важным локальным правовым актом  являются правила внутреннего трудового  распорядка, которыми на предприятиях, в учреждениях, организациях устанавливается  определенный режим работы, правила  поведения участников общей работы, определяются их права и обязанности. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, организации согласно ст. 142 КЗоТ утверждаются трудовыми коллективами по представлению владельца или уполномоченного им органа и профсоюзного комитета на основе типовых и отраслевых правил.

     В правилах внутреннего трудового распорядка определяются порядок принятия на работу и увольнение с работы, порядок использования рабочего времени, поощрение работников, которые добросовестно выполняют свои трудовые обязанности, порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности в случае нарушения ими трудовой дисциплины.

     Правила внутреннего трудового распорядка как локальный правовой акт дополняются  техническими правилами и инструкциями, положениями о структурных подразделах предприятия, учреждения, организации. Эти нормы направлены на обеспечение правильной расстановки и применение работы рабочих и служащих, достижение единства в определении их обязанностей и квалификационных требований, которые к ним относятся, к уровню их общеобразовательных и профессиональных знаний, привычек и умений.

     К локальной норме относятся также установление систем оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год. Эти локальные акты принимаются владельцем или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным комитетом, им предоставлены права устанавливать показатели и условия премирования для работников по профессиям, бригадам, цехам и другим структурным подразделениям. От того, насколько полно будут учитываться при локальной норме характер производства цеха, участка, изменения, оптимальны ли выбранные показатели и установлены размеры премирования, зависит эффективность применения материального стимулирования. [14. c. 459]

     Положение о выплате вознаграждения по итогам годовой работы предприятия, как  и ряд других локальных актов, представляет собой нормативное соглашение между владельцем или уполномоченным им органом и профсоюзным комитетом. В этих положениях определяются круг лиц, которые имеют право на вознаграждение, способ исчисления вознаграждения, продолжительность минимального трудового стажа, который дает право на вознаграждение, размер сумм, которые выплачиваются работнику в зависимости от его беспрерывного стажа работы на данном предприятии, случаи, когда работник может быть лишен вознаграждения.

     Владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган в случае отсутствия в нормативных актах об охране труда требований, которые необходимо выполнить для обеспечения безопасных и безвредных условий работы на определенных работах, обязан принять согласованые с органами государственного надзора за охраной труда мероприятия, которые обеспечивают безопасность работников (ч. 4 ст. 157 КЗоТ). Такие мероприятия разрабатываются владельцем или уполномоченным им органом при участии профсоюзов (ст. 161 КЗоТ).

     Таким образом, локальные нормы, которые  принимаются владельцем предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом совместно с трудовым коллективом или по согласованию с профсоюзным комитетом, являются составной частью системы трудового права. Они должны быть изначально согласованы с более общими правовыми нормами, которые занимают ведущее, определяющее место в иерархии правовых норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  2. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАИНЫ 

2.1. Конституция Украины,  как основной источник трудового права 

     Основным  законом каждого государства  есть конституция. Она закрепляет национальную идею распределения и организации государственной власти, ее соотношение с демократическими учреждениями общества, определяет права и свободы граждан и создает условия для их реализации.

     Важным  достоянием Конституции является то, что она закрепила национальный суверенитет, неприкосновенность территории Украины, обеспечила права человека, определила соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, решила экономические и другие важные для государства вопросы.

     Народ Украины стремится построить  правовое государство, в котором  Конституция должна стать определяющим регулятором общественных отношений. Главным приоритетом деятельности государства должен быть человек как высочайшая социальная ценность. Граждане должны осуществлять свои права по принципу «разрешено то, что не запрещено законом». Права и свободы человека должны быть первоосновой существования и постепенного развития общества, идеалом которого является гуманизм. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица должны осуществлять свои полномочия по принципу «разрешено лишь то, что определено законом». [16 c. 154]

     Украина стремится идти путем создания гражданского общества, обеспечения принципов верховенства права, приоритета прав и свобод человека, утверждения необходимых гарантий развития национальных меньшинств. Ст. 1 Конституции Украины высочайшей социальной ценностью признает человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность.

     Социальные  аспекты жизни людей регулируются именно нормами трудового права, и потому ему должна принадлежать ведущая роль в реальном обеспечении социальных прав граждан.

     Вместе  с Конституцией Украины на территории Украины действуют другие законы, которые обеспечивают верховенство Основного Закона.

     В Конституции Украины (ст. 44) впервые  предусмотрено право работающих на забастовку для защиты своих экономических  и социальных интересов. Данное право  может быть использовано работающими  для защиты своих экономических  и социальных интересов, нарушаемых работодателем. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, прав и свобод других людей. Так, согласно ст. 18 Закона Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 г. сотрудникам милиции запрещается организовывать забастовки или принимать в них участие. Следует отметить, что забастовка имеет добровольный характер, никто не может быть принужден к участию или неучастию в ней. Запрет забастовки возможен только на основании закона.

     Конституция Украины (ст. 36) предоставляет гражданам  право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав. Профессиональные союзы являются общественными  организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права, никто не может быть принужден к вступлению в них. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины. 
Тесно связанным с правом на труд является закрепленное в Конституции Украины (ст. 45) право работающих на отдых. Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время. Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, выходные и праздничные дни, а также иные условия осуществления этого права определяются законом.

     Конституция Украины (ст. 46) гарантирует право своим гражданам на социальную защиту, которое включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.

     В Конституции Украины устанавливается  важный социальный стандарт — пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом. 
Следует отметить, что Конституция Украины в ст. 55 закрепила важнейшую юридическую гарантию прав, свобод и законных интересов человека и гражданина — право на судебную защиту. [15. c. 156]

     Таким образом, Конституция Украины заложила фундамент для развития и обновления национального трудового законодательства, которое должно развиваться на основе конкретизации и развития ее положений. Все принимаемые нормативно-правовые акты, призванные регулировать трудовые и тесно с ними связанные отношения, должны соответствовать Конституции, а ранее изданные должны быть согласованы с ее положениями.

      

2.2. Кодекс законов  о труде Украины,  как источник трудового  права 

     Кодекс законов о труде Украины — это нормативно-правовой акт, призванный комплексно регулировать вопросы в трудовых отношених и отношениях, тесно связанных с ними на территории Украины. [13. c. 23]

     Кодекс  законов о труде Украины был утвержден Верховной Радой Украины 10 декабря 1971 года и вступил в силу с 1 июня 1972 года. Он состоит из 18 глав и 256 статей.

     Как мы видим, Кодекс законов о труде Украины был принят во времена советской власти и ориентирован на ситуацию, когда государство выступало и законодателем, и исполнителем собственных законов, а также практически единым работодателем. Изменения, которые произошли в обществе и экономике, появление разнообразных форм предпринимательской деятельности, потеря государством функции единого работодателя, снижение уровня контроля со стороны государства в сфере труда поставили на повестку дня вопросы по приведению законодательства о труде и непосредственно КЗоТа в соответствие с требованиями времени.

Информация о работе Трудовое право Украины