Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Индивидуальные трудовые споры – это неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде. В индивидуальных трудовых спорах (ст. 381 Трудового кодекса РФ) участвуют, с одной стороны, работник, с другой – работодатель. Не все споры, возникающие между работником и работодателем, являются трудовыми.

Содержание

1. Индивидуальные трудовые споры.
2. Рассмотрение ИТС в суде.

Работа содержит 1 файл

Трудовое право.docx

— 33.20 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Индивидуальные  трудовые споры.

2. Рассмотрение  ИТС в суде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие индивидуальных трудовых споров 

     Индивидуальные  трудовые споры – это неурегулированные  разногласия, возникающие между  работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного  договора и других соглашений о труде. В индивидуальных трудовых спорах (ст. 381 Трудового кодекса РФ) участвуют, с одной стороны, работник, с другой – работодатель. Не все споры, возникающие  между работником и работодателем, являются трудовыми. Например, если работник, проживающий в заводской квартире, самовольно занял освободившуюся в  ней комнату, а предприятие предъявило к нему иск о выселении, то такой  спор не является трудовым. Отношения, в связи с которыми он возник, регулируются нормами не трудового, а жилищного права. Трудовыми  являются только те споры, которые возникают  из отношений, регулируемых трудовым законодательством. Как правило, трудовой спор возникает  тогда, когда субъект трудового  правоотношения считает, что его  право нарушено в результате неправильного  применения в данном конкретном случае тех или иных норм трудового законодательства. Наряду с этим между субъектами трудового  правоотношения могут возникнуть споры  в связи с установлением новых  или изменением действующих условий  труда. Трудовые споры можно классифицировать так – в зависимости от характера  спорного правоотношения на:

     1. Трудовые споры, имеющие материальный  характер.

     2. Трудовые споры, имеющие нематериальный  характер (организационные, процедурные,  процессуальные).

     Предметом рассмотрения специальных органов (КТС, суда, Рострудинспекции субъекта РФ) являются в основном споры материальные, а нематериальные споры встречаются  достаточно редко. Причины возникновения  индивидуальных трудовых споров условно  можно разделить на две основные группы: а) субъективные причины (незнание, неправильное толкование норм трудового  законодательства и т.п.); б) объективные  причины (плохая организация труда, упущения в организационно-хозяйственной  деятельности предприятия, нечеткие формулировки отдельных норм трудового законодательства, пробелы в законодательстве о  труде и т.п.).

     Одной из основных причин, порождающих индивидуальные трудовые споры, является слабое знание или незнание работником и работодателем  трудового законодательства, т.е. низкая правовая культура. В ряде случаев  индивидуальные трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения некоторых работников к исполнению своих трудовых обязанностей и предъявления ими незаконных требовании, а также вследствие сознательного нарушения отдельными работодателями законодательства о труде. Дальнейшее совершенствование трудового законодательства, повышение правовой культуры граждан, улучшение организации труда – эти и другие мероприятия, проводимые в нашей стране, направлены на снижение и искоренение причин, порождающих трудовые споры, на укрепление законности в трудовых отношениях. Законодательство о труде предусматривает разрешение трех видов трудовых споров:

     1) между работником и работодателем  по поводу применения действующих  условий труда (например, споры,  связанные с увольнением работника,  выплатой заработной платы, предоставлением  отпуска и др.);

     2) между работником и работодателем  по поводу установления новых  или изменения существующих условий  труда (например, споры о присвоении  новых тарифных разрядов, окладов,  об установлении новых норм  выработки и др.);

     3) между профсоюзным комитетом  и работодателем по поводу  установления новых или изменения  действующих условий труда (например, споры, возникающие при заключении  коллективного договора).

     Предметом индивидуального трудового спора  являются права и законные интересы работника, нарушенные, по его мнению, администрацией при применении трудового  законодательства, иных нормативных  правовых актов о труде, коллективного  договора, соглашения, трудового договора, то есть при неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов. В таких  случаях заявление о рассмотрении трудового спора подается работником или, в его интересах, от его имени  профсоюзным органом (профкомом). Предметом  индивидуальных трудовых споров между  администрацией и работником может  быть обязанность возмещения материального  ущерба организации неправомерным  поведением работника. В таких случаях  заявление (иск) подается администрацией организации. Несколько слов о компетенции  и подведомственности органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

     Компетенция – это совокупность полномочий (прав и обязанностей) органа в определенной сфере деятельности. При этом полномочия органа одновременно являются его обязанностями. В частности, рассмотрение трудового  спора есть право и одновременно обязанность соответствующих органов, если к ним обратились с надлежащим заявлением. Органы по рассмотрению трудовых споров не вправе отказать в приеме заявления или в рассмотрении спора. Подведомственность – это определенная компетенция определенных органов по рассмотрению тех или иных видов трудовых споров. Подведомственность определяется видом трудового спора по субъектам (индивидуальный или коллективный) и по содержанию (по установлению условий труда или по их применению). Каждый из органов рассматривает споры, ему подведомственные. Следовательно, прежде чем обратиться за решением трудового спора, надо знать куда, в какой именно орган следует подать заявление (иск). Подведомственность юрисдикционного органа определяется законодательным актом (Трудовым кодексом и Гражданским процессуальным кодексом) как круг трудовых споров о праве, на рассмотрение и разрешение которых правомочен орган. Именно по кругу тех трудовых споров, которые каждый юрисдикционный орган вправе рассматривать и разрешать, проводится разграничение подведомственности каждого органа в области рассмотрения споров. Решение органа по трудовому спору только тогда имеет юридическую силу, когда оно вынесено по подведомственному ему вопросу. Поэтому необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и в вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия, но различным порядком. Подведомственность определяется в зависимости от участников спора. Индивидуальные трудовые споры в соответствии со ст. 382 Трудового кодекса РФ рассматриваются КТС и судами. Однако сегодня Трудовой кодекс РФ предполагает возможность обращения работника с жалобой (просьбой разрешить возникшую проблему) в государственную инспекцию труда субъекта федерации. Однако такая инспекция не является основным органом для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Термин подведомственность обычно определяют как круг споров, круг дел, разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа либо должностного лица. Термин подведомственность применяется по виду спора либо по виду органа, который рассматривает спор. В первом случае мы говорим о праве органов рассматривать те или иные споры. Например, споры о восстановлении на работе работников подлежат рассмотрению только в судебном порядке. Трудовой кодекс РФ в ряде статей прямо предусматривает обжалование отдельных решений работодателя в Рострудинспекцию, например, ст. 193 Трудового кодекса РФ. Ст. 291 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность при расследовании несчастных случаев на производстве обжаловать решение в суды или Рострудинспекцию.

     Таким образом, можно сказать, что государственная  инспекция труда наделена полномочиями по решению трудовых споров (коллективных и индивидуальных) между работниками и работодателем. Компетенция специализированных органов по разрешению трудовых споров – их Трудовой кодекс РФ называет в ст. 382 (КТС и суд). Сейчас никто не вправе отменить решение КТС, и прокурор может обратиться с жалобой либо в суд, либо в КТС. КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры за исключением тех, которые отнесены к компетенции судов. Для этого надо выяснить, является ли спор индивидуально-трудовым, и определить подведомственность, во-вторых, определить не относится ли спор к исключительной компетенции суда.

     Споры, связанные с трудовыми договорами:

     1. Связанные с приёмом на работу, например, вопросы о дате приема  на работу, об изменении названия, наименования должности, профессии,  специальности. Особенно это актуально  для тех работников, чьи профессии  связаны с определенными льготами, например, с пенсией за выслугу  лет. 

     2. Применение и изменение условий  трудового договора, ст. 381 Трудового  кодекса РФ включила в число  индивидуальных трудовых споров  разногласия по вопросам изменения  условий труда (в том числе  и условия оплаты труда). Споры  по заявлению работников о  переводе на другую работу, о  выплате компенсации за выполнение  нижеоплачиваемой работы после  перевода относятся к компетенции  суда. Ст. 394 Трудового кодекса РФ  говорит о вынесении решения  о переводе на другую работу. Соотнося статьи 391 и 394, можно  говорить о переводах осуществляемых  вопреки интересам работника,  и таким образом можно признать, что КТС вправе рассматривать  споры о переводе, если администрация  не соблюдает требования закона  о переводе. Сюда относятся переводы  беременных, женщин с малолетними  детьми, лиц с пониженной трудоспособностью  и т.д., т.е. та группа людей,  которые переводятся только по  их согласию.

     3. Расторжение трудового договора. По общему правилу, споры о  восстановлении незаконно уволенного  работника должны рассматриваться  в суде, однако есть некие правила,  которые обязывают при определенных  в законе условиях уволить  работника, который желает прекратить  трудовые отношения с работодателем.  Например, работник поступил на  обучение в ВУЗ и желает  расторгнуть трудовой договор,  а работодатель не желает расторгать  договор и утверждает то, что  работник должен проработать  еще две недели - тогда можно  обращаться в КТС для решения  этого вопроса. Также если работнику  не представляется работа, которая  обусловлена трудовым договором,  можно обращаться в КТС. Главным  вопросом является вопрос оплаты  труда. Определение подведомственности  таких споров сомнений не вызывает. Общие вопросы оплаты труда:  по ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная зарплата работника отработавшего за месяц выполненную норму труда и отработавшего норму времени не может быть ниже МРОТ. Также базовая тарифная ставка не должна быть меньше МРОТ. Вопрос премий. КТС могут рассматриваться споры связанные с премиями, которые входят в состав зарплаты работника, вопросы премирования по другим основаниям не относятся к компетенции КТС (например, премии по результатам соревнования, связанные с юбилейными датами, за рационалистическую деятельность). Есть такая формула, КТС как правило рассматривает споры связанные с премиями, если право на получение этой премии возникает у всех работников выполнивших условия положения о премировании. Нередко отдельные вопросы стимулирования труда работника решаются в коллективном договоре, напр., в него может быть включено обязательство о выплате премий не с учетом, а по согласованию с профсоюзом. Премиальное положение становится локальным нормативным актом, а соответственно работодатель не может в одностороннем порядке отступить от условий положения и работник может обжаловать данные действия работодателя. Может существовать фонд начальника цеха, мастера, премии из этого фонда могут выплачиваться с согласованием с профгрупоргом. Потребовать выплаты такой премии через КТС практически невозможно. Т.к. эти премии – чистый субъективизм. Однако КТС отказать в приеме такого заявления по причине неподведомственности не в праве. Но они могут работнику объяснить бесполезность такого разбирательства. Оплата труда при отклонении от норм труда (за сверхурочную работу и т.д.). Т.к. это споры связанные с применением трудового законодательства, то они подведомственны КТС.

     К ведению КТС относятся вопросы, связанные с оплатой труда, с  выпуском бракованной продукции  во время простоя. В браке может  отсутствовать вина работников, также  определяется полный или частичный  брак, а определение степени уменьшения расценок к компетенции КТС не относится, т.к. это спор об установлении условий труда. Спор по простою может  возникать не только по вопросу отказа оплаты времени простоя, но также  и размера таких выплат. Например, работодатель отказывает в оплате вынужденного простоя в связи с тем, что  работник не предупредил о начале простоя. Такой спор, конечно же, КТС подведомственен. Хотя правило  это достаточно сложное, например, отключили  электроэнергию, и что 1000 работников с заявлениями побегут к работодателю? К тому же электроэнергию могут отключить  и на 30 секунд, и на 8 часов. Удержание  из зарплаты – это значительная доля проходящих через КТС вопросов оплаты труда. В общем виде их подведомственность можно определить так – все  споры связанные с удержанием зарплаты предусмотренной в трудовом законодательстве могут быть рассмотрены КТС. т.е. споры об удержании, которые попадают под действие других отраслей права, например, споры об удержании алиментов, КТС рассматриваться не могут. Например, если подоходный налог удержан в большем размере, чем кажется работнику, то такие споры должны решаться через налоговые органы и действия налоговых органов обжалуются в суд, а не КТС. Гарантийные компенсационные выплаты. Во всех случаях, когда такие выплаты не произведены или их размер меньше чем должен быть, то работник вправе обратиться в КТС. Но, например, споры о взыскании средней зарплаты при задержке выдачи трудовой книжке подлежат рассмотрению в общем порядке, т.е. и КТС может их разрешать. Спор по рабочему времени и времени отдыха. Например, лица, работающие по гибкому графику, могут при нарушении переводиться на жесткий график до трех месяцев, при повторном нарушении до двух лет, споры в таких случаях также подведомственны КТС. Помимо обжалования взысканий, работники могут обжаловать применение других мер правового воздействия, например, если работник считает, что дисциплинарное взыскание возложено на него неправомерно или он не согласен с размером меры взыскания или ее вида. Кроме того, в КТС может быть оспорено такое взыскание, как устное замечание. Требования по досрочному снятию дисциплинарного взыскания в КТС не рассматриваются. Судебная подведомственность индивидуальных трудовых споров. С одной стороны определяется круг споров подлежащих судебному разбирательству, с другой стороны определяется компетенция суда по рассмотрению трудовых дел. Поскольку КТС является органом досудебного рассмотрения трудовых споров, значит, любой вопрос подведомственный КТС может рассматриваться в судебном порядке. Ст. 391 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность работника решать вопрос о том, где рассматривать его трудовой спор. Однако есть группа споров, где усмотрение работника сужено только до одного органа – суда. Ст. 391 называет случаи, исключительной подведомственности судам индивидуальных трудовых споров:

Информация о работе Трудовые споры