Защита трудовых прав работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Современный этап в развитии трудового права характеризуется бурным развитием законодательства. На сегодняшний день в Российской Федерации складывается весьма печальная картина в трудовой сфере. Работник с его интересами и правами зачастую теряется в массе других факторов хозяйственной деятельности работодателя и отодвигается в системе его приоритетов на последний план.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….........3
1.Теоретические аспекты исследования защиты трудовых прав работников………………………………………………………………………….8
1.1 Понятия и формы защиты трудовых прав работников……………………….8
1.2 Факторы и условия обеспечения защиты трудовых прав работников……..11
2. Анализ и оценка уровня защиты трудовых прав работников…………...18
2.1 Анализ основных показателей самозащиты трудовых прав работников…..18
2.2 Государственный надзор и контроль в области защиты трудовых прав……20
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА………………………………………………………………………………..29
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………………………………………………………………………36
3.1 Защита трудовых прав работников профессиональными союзами………………………………………………………………………………36
3.2 Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательств………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………………57

Работа содержит 1 файл

трудовое право.docx

— 95.03 Кб (Скачать)

Если к моменту  вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения  с другим работодателем, то день прекращения  трудового договора должен быть изменен  на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.

Все приведенные  нормативные положения призваны конкретизировать и упростить процесс  судебной защиты трудовых прав работников, нарушенных незаконным переводом на другую работу или увольнением.

Вместе с тем  в новой редакции Трудового кодекса  РФ не уделено должного внимания совершенствованию  судебной защиты трудовых прав работодателей.

Например, в ч.1 ст.83 ТК РФ появился п.11, согласно которому отныне подлежит прекращению трудовой договор с работником в случае отмены решения суда или отмены (признания незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении на работе.

С одной стороны, данная норма решила давнюю проблему поворота исполнения (ст.443 ГПК РФ) незаконных решений судов и государственных  инспекций труда о восстановлении работников на работе. С другой стороны, решение указанной проблемы можно  признать компромиссным и половинчатым, а потому не вполне справедливым по отношению к работодателям.

Ведь в результате получилось, что работник, трудовой договор с которым изначально был расторгнут вполне законно и обоснованно, например, за разглашение охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей работнику известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей (что было подтверждено решениями вышестоящих судебных инстанций), в конечном итоге увольняется не за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. "в" п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ), а по весьма нейтральному основанию - по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора (п.11 ч.1 ст.83 ТК РФ). Следовательно, таким увольнением status quo (законность и нарушенные работником трудовые права работодателя) в полной мере не восстанавливается.

 

3.2. Защита трудовых  прав путём осуществления  государственного  надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства 

    В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Они устанавливают в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

   Государственный  надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда(1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней 15

,Россия взяла  на себя обязательство иметь  систему государственной инспекции  труда, в функции которой входит  обеспечение соблюдения законодательства  о труде, в том числе об  охране труда, на всех предприятиях  и организациях.

В развитие указанного международного документа в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых, в которых было закреплено правовое положение федеральной инспекции  труда. К числу данных нормативно-правых актов относятся Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»16,постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда», Приказ Министерства труда РФ от 29 января 2000 г.«Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации». Выше перечисленные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Причем многие положения кодекса, посвященные федеральной инспекции труда, дублируют нормы указанных нормативно-правовых актов.

    Федеральная  инспекция труда - единая централизованная  система государственных органов,  осуществляющих надзор и контроль  за соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, на территории Российской  Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК).Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной  организации труда № 81 об инспекции  труда, Положение о федеральной  инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции  труда. К их числу относятся:

- обеспечение  соблюдения и защиты, трудовых  прав и свобод граждан, включая  право на безопасные условия  труда;

- обеспечение  соблюдения работодателями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

- обеспечение  работодателей и работников информацией  о наиболее эффективных средствах  и методах соблюдения положений  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права;

- доведение до  сведения соответствующих органов  государственной власти фактов  нарушений, действий (бездействия)  или злоупотреблений, которые  не подпадающих под действие  законов и иных нормативных  и актов.

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной  инспекции труда реализуют следующие  основные полномочия, закрепленные в  ст. 356ТК РФ:

1) осуществляют  государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют  обстоятельства и причины выявленных  нарушений, принимают меры по  их устранению и восстановлению  нарушенных трудовых прав граждан;

3) осуществляют  в соответствии с законодательством  Российской 
Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют  в установленном порядке соответствующую  информацию в федеральные органы  исполнительной власти, органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и  в суды;

5) реализуют  мероприятия по координации деятельности  ведомственных органов надзора  и контроля и федеральных органов  исполнительной власти в части  обеспечения соблюдения трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

6) проводят предупредительный  надзор за строительством новых  и реконструкцией действующих  объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в  целях предотвращения отступления  от проектов, ухудшающих условия  труда, снижающих их безопасность;

7) обобщают практику  применения, анализируют причины  нарушений трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, готовят соответствующие  предложения 
по их совершенствованию;

8) анализируют  состояние и причины производственного  травматизма и 
разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в 
расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

9) дают заключения  по проектам строительных норм  и правил, других нормативных  документов о соответствии их  требованиям трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, рассматривают и согласовывают  проекты отраслевых и межотраслевых  правил по охране труда;

10) участвуют  в установленном порядке в  разработке государственных стандартов  по безопасности труда;

11) принимают  необходимые меры по привлечению  в установленном порядке квалифицированных  экспертов в целях обеспечения  применения положений трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, относящихся к  охране здоровья и безопасности  работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

12) запрашивают  у федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных  органов и других организаций  и безвозмездно получают от  них информацию, необходимую для  выполнения возложенных на них  задач;

13) ведут прием  и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников  о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению  выявленных нарушений и восстановлению  нарушенных прав;

14) осуществляют  информирование и консультирование  работодателей и работников по  вопросам соблюдения трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

15) информируют  общественность о выявленных  нарушениях трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, ведут разъяснительную  работу о трудовых правах работников;

16) готовят и  публикуют ежегодные доклады  о соблюдении трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, в установленном порядке  предоставляют их Президенту  РФ и в Правительство РФ.

В системе федеральной  инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ)наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.

     1. Беспрепятственно в любое время  суток при наличии удостоверений  посещать в целях проведения  инспекции организации всех организационно-правовых  форм и форм собственности.  При инспекционной деятельности  государственный инспектор труда  может уведомлять о своем присутствии  работодателя или его представителя,  если только не считает, что  такое уведомление может нанести  ущерб эффективности контроля, т.е.  закон предусматривает возможность  проведение проверок без предварительного  уведомления. Особый порядок установлен  для инспектирования организаций  Вооруженных Сил РФ, органов пограничной  службы, органов безопасности, органов  внутренних дел, других правоохранительных  органов,исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности. Этот порядок предусматривает доступ только для инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.

    2. Запрашивать  у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления  и безвозмездно получать от  них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных  и контрольных функций.

    3. Осуществлять  расследование несчастных случаев  на производстве и 
причин нарушений законодательства о труде и охране труда.

    4. Предъявлять  работодателям и их представителям  обязательные для исполнения  предписания об устранении нарушений  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права,  о восстановлении нарушенных  прав работников, привлечении виновных  в указанных нарушениях к дисциплинарной  ответственности или об устранении  их от должности в установленном  порядке.

Информация о работе Защита трудовых прав работников