Защита трудовых прав работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Современный этап в развитии трудового права характеризуется бурным развитием законодательства. На сегодняшний день в Российской Федерации складывается весьма печальная картина в трудовой сфере. Работник с его интересами и правами зачастую теряется в массе других факторов хозяйственной деятельности работодателя и отодвигается в системе его приоритетов на последний план.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….........3
1.Теоретические аспекты исследования защиты трудовых прав работников………………………………………………………………………….8
1.1 Понятия и формы защиты трудовых прав работников……………………….8
1.2 Факторы и условия обеспечения защиты трудовых прав работников……..11
2. Анализ и оценка уровня защиты трудовых прав работников…………...18
2.1 Анализ основных показателей самозащиты трудовых прав работников…..18
2.2 Государственный надзор и контроль в области защиты трудовых прав……20
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА………………………………………………………………………………..29
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………………………………………………………………………36
3.1 Защита трудовых прав работников профессиональными союзами………………………………………………………………………………36
3.2 Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательств………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………………57

Работа содержит 1 файл

трудовое право.docx

— 95.03 Кб (Скачать)

   5. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законов и иных нормативных правых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами и делами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд. В соответствии с ч. л ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц размере от 5 до 50 МРОТ. Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. л ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения», ст. 5.29 «Непредставление информации,необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения», ст. 5.30 «Необоснованный отказ о заключения коллективного договора, соглашения», ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению», ст. 5.32«Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения», ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки»,ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая».

   6. Выступать  в качестве экспертов в суде  по искам о нарушении законов 
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинённого здоровью работников на производстве.

  7. Направлять  в суды при наличии заключений  государственной экспертизы условий  труда, требования о ликвидации  организаций или прекращении  деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда:

        Государственные инспекторы по  охране труда также имеют право:

   1) выдавать  разрешения на строительство,  реконструкцию, техническое переоснащение  производственных объектов, производство  и внедрение новой техники,  внедрение новых технологий;

  2) выдавать  заключения о возможности принятия  в эксплуатацию новых или реконструируемых  производственных объектов;

  3) запрещать  производство и использование  не имеющих сертификатов соответствия  или не соответствующих требованиям  охраны труда средств индивидуальной  или коллективной защиты работников;

  4) изымать  для анализа образцы используемых  или обрабатываемых 
материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

  5) приостанавливать  работу организаций, отдельных  производственных подразделений  и оборудования при выявлении  нарушений требований охраны  труда, которые создают угрозу  жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

  6) отстранять  от работы лиц, не прошедших  в установленном порядке обучение  безопасным методам и приемам  выполнения работ, инструктаж  по охране труда, стажировку  на рабочих местах и проверку  знаний требований охраны труда.

     Закон  предусматривает гарантии осуществления  государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20МРОТ.

 

    

     Органы  федеральной инспекции труда  осуществляют деятельность во  взаимодействии с другими федеральными  органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их  объединениями), объединениями работодателей,  другими организациями (ст. 365 ТК  РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947г.), ст. 5 которой предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.

Наделяя государственных  инспекторов труда широким объемом  прав, законодатель предусматривает  также необходимость соблюдения ими определенных обязанностей.

      1. Соблюдать Конституцию РФ, трудовое  законодательство и иные нормативные  правовые акты, содержащие нормы  трудового права, а также 
нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.

   2. Хранить  охраняемую законом тайну (государственную,  служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной, при осуществлении  своих полномочий, а также после  оставления своей должности.

   3. Считать  абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю ведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

    Государственный  инспектор труда является государственным  служащим,  поэтому помимо специальных  обязанностей, предусмотренных ТК  РФ, он должен соблюдать обязанности  и ограничения, закрепленные в  ст. 10 и 11 Федерального закона  «Об основах государственной  службы Российской Федерации».

Решения и действия государственных инспекторов труда  могут быть обжалованы в административном порядке соответствующему руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации  и (или) в судебном порядке в суд  общей юрисдикции или арбитражный  суд.

   За противоправные  действия или бездействие государственные  инспекторы труда несут дисциплинарную, уголовную, административную и  гражданско-правовую ответственность.

     Помимо  органов государственной инспекции  труда, осуществляющих общий надзор  и контроль за соблюдением норм трудового права, ТК РФ в ст.366-369 предусматривает виды надзора, осуществляемые специальными 
государственными органами. Так, государственный надзор за соблюдением 
правил по безопасному ведению работ и охране труда в организациях 
угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей, газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Заключение.

   Защита прав человека, в том числе в сфере трудовых отношений является важнейшей задачей демократического общества. Наиболее сильно в защите нуждается работник, как более слабая сторона трудовых отношений.

Главная проблема заключается в том, что  законодательно права работника  защищены. Последний имеет право на самозащиту, на защиту со стороны государства и общественных организаций. Однако в связи с обстановкой на рынке труда, работник зависит от работодателя. И боясь потерять работу, позволяет работодателю нарушать свои трудовые права. 

     Одним из самых популярных и действенных способов защиты, даже в России является суд. Причем более 90% процентов рассматриваемых дел решается в пользу работника, как более слабой стороны. Вместе с тем количество обратившихся в суд работников ничтожно мало по сравнению с числом нарушенных прав. Это объясняется и российским менталитетом и сложившимся отношением к судебной защите.

Но принимать  меры по защите прав человека и работника  необходимо. И основную функцию в  защите должно взять на себя государство. Прежде всего, необходимо реформирование судебной системы, используя опыт развитых стран. Нужно создать специальные  суды по трудовым вопросам, которые  в короткие сроки смогут рассмотреть  трудовые споры между работниками  и работодателями.

   Кроме того необходима активизация деятельности контрольно - надзорных органов, которые должны надлежащим образом предотвратить нарушение или своевременно выступить в защиту прав работников, тем самым, обеспечив интересы работника, не создав угрозы последнему. Соответствующие государственные органы обязаны реагировать на любые обращения работников, связанные с нарушениями их прав, и принимать своевременные действенные меры.

Что касается профсоюзов то так как законодательно не закреплена обязанность работодателя соблюдать права профессиональных союзов, то ряд положений ТК РФ, равно  как и Федерального закона о профсоюзах становятся декларативными.

Признавая самостоятельное существование  процессуального права (гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, уголовно-процессуального), нельзя одновременно не замечать многочисленных нематериальных (процессуальных, процедурных, организационных) норм в других отраслях права и, в частности, в трудовом. Поскольку с развитием и совершенствованием процессуальных норм связано в той или иной степени укрепление законности и правопорядка, повышение эффективности деятельности субъектов данной отрасли, постольку представляется актуальным научное исследование природы нематериальных норм вообще и применительно к трудовому праву в особенности. Это диктуется потребностями не только теории, но, прежде всего самой практикой.

    Сегодня возникла необходимость разработки и принятия новых процессуальных норм в области трудового законодательства, что вызывается самой жизнью и объективными потребностями совершенствования правового механизма разрешения трудовых споров. Важной юридической гарантией, направленной на защиту субъективных прав работников, является ст.37 Конституции РФ, которая признает за гражданами право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку. Для того, чтобы работники могли реализовать закрепленное в ней право, необходимо разработать четкий правовой механизм разрешения трудовых споров. Конечной инстанцией, разрешаемой данные споры, в настоящее время, являются суды общей юрисдикции. В настоящее время большинство трудовых споров отнесено к компетенции мировых судей. Суды общей юрисдикции уже не справляются с увеличивающимся потоком дел по вопросам труда и социального обеспечения.

    Итак, защита трудовых прав работников сегодня является актуальной проблемой, поскольку создание многочисленных частных предприятий, на которых работают люди, согласно данным статистики, способствует многочисленному нарушению трудовых прав работников. Наиболее распространены нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок Государственной инспекции труда следующие: трудовые договоры (контракты) не заключаются в письменной форме; трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми; на некоторых предприятиях отсутствуют положения об оплате труда, что приводит к дифференциации в уровнях оплаты труда различных категорий работающих; задолженность по выплате заработной платы; нарушение режимов труда и отдыха, привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные и праздничные дни без соответствующего оформления и оплаты; нарушения в области условий и охраны труда.

В этой связи  в рамках данной курсовой работы мы рассмотрели основные способы защиты трудовых прав работников. Итак, ст. 352 Трудового кодекса среди основных способов защиты трудовых прав выделяет: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция  Российской Федерации // Российская  газета. 1993.25 декабря.

Информация о работе Защита трудовых прав работников