История земельных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:04, реферат

Описание работы

Так важно сегодня оглянуться в наше историческое прошлое, чтобы, возможно, именно там найти ответ на насущные вопросы о земельных ресурсах. Исключительная сложность задачи реформирования земельных отношений объективно заставляет и нас обращаться к тем периодам развития отечества, которые в этом отношении были для России переломными, проходили под знаком социально - экономических реформ.

Работа содержит 1 файл

История земельных отношений в России.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

2) В тех случаях,  когда указанные в предшедшей  статье (1) участки находятся в  нераздельном владении нескольких  лиц, не состоящих между собою  в родстве по прямой нисходящей  линии, они составляют общую  их собственность.

IV. В дополнение  статей 62 и 66 Общего Положения  о крестьянах и статьи 15 Положения  о поземельном устройстве крестьян  и поселян разных наименований, водворенных на владельческих  землях (Свод законов, особ. прил. к т. IХ, изд. 1902 г.), постановить:

Переход целых обществ  как с общинными, так и с  подворным землепользованием к  владению в отрубных участках совершается  по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право  голоса на сходе.

Правительствующий сенат к исполнению сего не оставит  учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною  Его Императорского Величества рукою  подписано: В Царском Селе 9 Ноября 1906 года. “Николай”.

Скрепил: председатель Совета Министров Столыпин.

Приложение 5. Первые законодательные  акты Советской власти.

Декрет о земле.

Принят Вторым Всероссийским  съездом Советов рабочих и  солдатских депутатов 8 ноября 1917 г.

1. Помещичья собственность  на землю отменяется немедленно  без всякого выкупа.

2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем  их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми  принадлежностями переходят в  распоряжение волостных земельных  комитетов и уездных Советов  крестьянских депутатов, впредь  до Учредительного собрания.

3. Какая бы то  ни была порча конфискуемого  имущества, принадлежащего отныне  всему народу, объявляется тяжким  преступлением, караемым революционным  судом. Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4. Для руководства  по осуществлению великих земельных  преобразований, впредь до окончательного  их решения Учредительным собранием,  должен повсюду служить следующий  крестьянский наказ, составленный  на основании 242 местных крестьянских  наказов редакцией “ Известий  Всероссийского Совета Крестьянских  Депутатов” и опубликованный  в номере 88 этих “Известий” (Петроград,  № 88, 19 августа 1917 г.).

5. Земли рядовых  крестьян и рядовых казаков  не конфискуются.

Крестьянский наказ  о земле.

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным  собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1. Право частной  собственности на землю отменяется  навсегда; земля не может быть  ни продаваема, ни покупаема, ни  сдаваема в аренду либо в  залог, ни каким-либо другим  способом отчуждаема. Вся земля:  государственная, удельная, кабинетская,  монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная  и крестьянская и т.д. отчуждается  безвозмездно, обращается во всенародное  достояние и переходит в пользование  всех трудящихся на ней.

За пострадавшими  от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку  на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2. Все недра земли:  руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие  общегосударственное значение, переходят  в исключительное пользование  государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят  в пользование общин при условии  заведывания ими местными органами  самоуправления.

3. Земельные участки  с высококультурными хозяйствами:  сады, плантации, рассадники, питомники,  оранжереи и т.п. не подлежат  разделу, а превращаются в показательные  и передаются в исключительное  пользование государства или  общин в зависимости от размера  и значения их.

Усадебная, городская  и сельская земля, с домашними  садами и огородами, остается в пользовании  настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным  порядком.

4. Конские заводы, казенные и частные племенные  скотоводства и птицеводства  и проч. конфискуются, обращаются  во всенародное достояние и  переходят либо в исключительное  пользование государства, либо  общины, в зависимости от величины  и значения их.

Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.

5. Весь хозяйственный  инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит  в исключительное пользование  государства или общины, в зависимости  от величины и значения их, без выкупа.

Конфискация инвентаря  не касается малоземельных крестьян.

6. Право пользования  землею получают все граждане (без различия пола) Российского  государства, желающие обрабатывать  ее своим трудом, при помощи  своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока  они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности на этот срок, прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.

Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование  ею, но взамен того получают от государства  пенсионное обеспечение.

7. Землепользование  должно быть уравнительным, т.е.  земля распределяется между трудящимися,  смотря по местным условиям, по  трудовой или потребительной  норме.

Формы пользования  землею должны быть совершенно свободны - подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных  селениях и поселках.

8. Вся земля, по  ее отчуждении, поступает в общенародный  земельный фонд. Распределением  ее между трудящимися заведуют  местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных  бессословных сельских и городских  общин и кончая центральными  областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости  от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского  хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный  фонд, причем преимущественное право  на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших.

Вложенная в землю  стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они  не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных  местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток  населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению  и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены  общины, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию или по соглашению.

Все содержащееся в  этом наказе, как выражение безусловной  воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется  временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.

Закон о социализации земли.

Принят на заседании  ВЦИК 27 января 1918 г.

(Из в л е  ч е н и е).

Р а з д е  л I.

Общее положение.

Ст. 1. Всякая собственность  на землю, недра, воды, леса и живые  силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда.

Ст. 2. Земля без  всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит в пользование  всего трудового народа.

Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, кто  обрабатывает ее собственным трудом, кроме случаев, особо предусмотренных  настоящим законом.

Ст. 4. Право пользоваться землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.

Ст. 5. Распоряжение недрами  земли, лесами, водами и живыми силами природы предоставляется, в зависимости  от их значения, уездной, губернской, областной  и федеральной Советской власти, под контролем последней. Порядок  пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы  будет определен особым законом.

Ст. 6. Весь частновладельческий  живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого  выкупа из нетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения, земельных  отделов: уездного, губернского, областного и федерального Советов.

Ст. 7. Все постройки, означенные в ст. 6, хозяйственные, а  равно имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия, без всякого выкупа переходят, в зависимости от их значения, в распоряжение уездного, гу6ернского, областного и федерального Советов.

Ст. 8. Все неработоспособные  лица, которые в силу настоящего закона об отчуждении земель, лесов, инвентаря  и прочего, находящегося на сих землях имущества, совершенно лишатся средств  к существованию, могут по удостоверению  местных судов и земельных  отделов Советской власти, впредь до издания общего закона о страховании  неработоспособных граждан, пользоваться правом получения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размере  существующей солдатской пенсии.

Ст. 9. Распределением земель сельскохозяйственного значения между трудящимися ведают сельские, волостные, уездные, губернские, областные, главные и федеральный земельные  отделы Советов, в зависимости от значения этих земель.

Ст. 10. Запасным земельным  фондом в каждой республике ведают земельные отделы главных и федерального Советов.

Ст. 11. В задачи распоряжения землей со стороны земельных отделов  местной и центральной Советской  власти, помимо справедливого распределения  земель сельскохозяйственного значения среди трудового земледельческого населения и наиболее продуктивного  использования национальных богатств, входит:

а) Создание условий, благоприятствующих росту производительных сил страны, в смысле увеличения плодородия земли, поднятие сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятие уровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массах земледельческого населения.

б) Создание запасного  фонда земель сельскохозяйственного  значения.

в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как то: садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства, молочного  хозяйства и проч.

г) Ускорение перехода от малопроизводительных к более  производительным системам полеводства  в различных поясах путем равномерного расселения трудящихся землевладельцев.

д) Развитие коллективного  хозяйства в земледелии, как более  выгодного в смысле экономии труда  и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому  хозяйству.

Ст. 12. Распределение  земли между трудящимися должно производиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе к  исторически сложившейся системе  землепользования, не превышала трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и в то же время давала бы возможность безбедного существования  семье земледельца.

Ст. 13. Общим и основным источником права на пользование  землей сельскохозяйственного значения является личный труд. Кроме того, предоставляется  органам Советской власти, для  поднятия сельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственных образцовых ферм или опытных и показательных  полей), занимать из фонда запасных земель (бывших монастырских, казенных, удельных, кабинетских и помещичьих) определенные участки земли и  обрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд этот подчиняется  общим нормам рабочего контроля.

Информация о работе История земельных отношений в России