Особенности правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ земель крестьянских (фермерских) хозяйств проведенный по следующим направления:
- анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств;
- рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- дать определение крестьянских (фермерских) хозяйств;
- выявить законодательную базу, регулирующую правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Понятие крестьянских (фермерских) хозяйств…………………….5
2. Правовой режим земель КФХ, используемых для строительства…6
3. Особенности правового режима земель крестьянских
(фермерских) хозяйств………………………………………………..…8
Заключение……………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………15

Работа содержит 1 файл

зем право.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………..3 

  1. Понятие  крестьянских (фермерских) хозяйств…………………….5

2. Правовой режим земель КФХ, используемых для строительства…6

3. Особенности правового режима  земель крестьянских 

(фермерских) хозяйств………………………………………………..…8

Заключение……………………………………………………………...13

Список  использованной литературы…………………………………15 
  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение  
  
     Развитие  земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди которых особое место занимает «правовой режим земель». Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости.      

Вместе  с тем, отечественное законодательство, регулирующее правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств, крайне неоднозначно. Множество нормативных актов, подчас противоречащих друг другу, только ухудшают сложившееся положение.               

Целью контрольной работы выступает  комплексный теоретико-правовой анализ земель крестьянских (фермерских) хозяйств проведенный по следующим направления:      

- анализ правовых актов, действующих  в Российской Федерации как  источников правового регулирования  режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств;     

- рассмотрение проблем применения  правовых норм, регулирующих режим  земель крестьянских (фермерских) хозяйств.      

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:     

- дать определение крестьянских (фермерских) хозяйств;     

- выявить законодательную базу, регулирующую правовой режим  земель крестьянских (фермерских) хозяйств;      

-  определить понятие и признаки земель крестьянских (фермерских) хозяйств согласно действующему законодательству;     

- охарактеризовать особенности правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств.     

Объект  и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ     

Крестьянское (фермерское) хозяйство  представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст.1 Федерального Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).      

Крестьянское  хозяйство - это форма свободного предпринимательства, осуществляемого  на принципах экономической выгоды. Права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, закреплены в ст.15 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который применяется с учетом норм земельного и гражданского законодательства.      

Членами крестьянского (фермерского) хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Членами  фермерского хозяйства могут  быть:     

а) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушка  
и бабушка каждого их супругов, но не более чем из трех семей. Дети,  
внуки, братья, сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты  
в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста  
шестнадцати лет;     

б) граждане, не состоящие в родстве  с главой фермерского  
хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать  
пять человек.       

 Главой является один из его  дееспособных членов. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами. Согласно ст. 23 ГК РФ, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации в таком качестве. В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Особенностью правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является принцип неделимости земельного участка. Согласно ст. 9 Закона «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. Однако,  при прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с ГК РФ.  
  
 

2. Правовой режим земель КФХ,

используемых  для строительства.  
     Для строительства зданий, строений и  сооружений, необходимых для осуществления  деятельности фермерского хозяйства, разрешено предоставлять и приобретать  земельные участки не только из земель сельскохозяйственного назначения, но и из земель иных категорий.      

Согласно  ст. 7 Земельного кодекса РФ земли  в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий:      

1) земли сельскохозяйственного  назначения;     

2) земли населенных пунктов;     

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли  иного специального назначения;     

4) земли особо охраняемых территорий  и объектов;      

5) земли лесного фонда;     

6) земли водного фонда;     

7) земли запаса.     

Общий порядок предоставления земельных  участков для строительства из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, определен в ст. 30-33 Земельного кодекса  РФ.      

Получив в регистрационной палате документ, удостоверяющий право на земельный участок (собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда) фермер имеет право распоряжаться  этим земельным участком в соответствии с требованиями законодательства.      

При формировании вновь образуемого  земельного участка необходимо соблюдать  требования п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о соблюдении минимального размера таких земельных участков, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации, за исключением случаев образования земельного участка фермерского хозяйства, основной деятельностью которого является садоводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законом субъекта Российской Федерации.   

3. ОСОБЕННОСТИ  ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ

КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ     

Крестьянское (фермерское) хозяйство  осуществляет предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Данная норма соответствует  содержанию статьи 23 Гражданского кодекса  РФ, однако, в соответствии со ст.259 ГК РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства  может быть создано хозяйственное  товарищество или производственный кооператив. Кроме того, в соответствии со ст.23 ГК крестьянское (фермерское) хозяйство  может осуществлять деятельность путем  регистрации его главы как  индивидуального предпринимателя. Он выступает в гражданском обороте  от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (ст.24 ГК РФ). Глава  крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.     

В соответствии со ст.257 ГК РФ имущество  крестьянского (фермерского) хозяйства  принадлежит его членам на праве  совместной собственности, если законом  или договором между ними не установлено  иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.      

Это означает, что возможно существование  двух видов правового режима имущества, в том числе на землю, крестьянских (фермерских) хозяйств. В одних случаях  право на землю принадлежит главе хозяйства, когда хозяйство было образовано до вступления в силу ГК РФ, и собственником земли признавался его глава. В других - право на землю является совместной собственностью членов хозяйства.      

Особенностью  правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является принцип неделимости земельного участка. Согласно п.2 ст.258 ГК РФ земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. Из этого следует и запрет продажи крестьянским хозяйством части принадлежащего ему участка.      

Эти запреты, на первый взгляд, обусловлены  необходимостью сохранения крестьянского  хозяйства как производственной структуры. Однако в условиях, когда минимальный размер участка для крестьянского хозяйства не установлен и реально одновременно существуют хозяйства площадью и 10 га, и 500 га, трудно объяснить, почему фермер, у которого 500 га не может часть этого участка продать постороннему лицу либо, например, передать сыну, выделяющемуся с целью создания самостоятельного крестьянского хозяйства.      

Но  даже если никакого ущерба для производственной деятельности крестьянского хозяйства от такого раздела участка не будет, его не зарегистрируют органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку нарушаются правила п. 2 ст. 258 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 9 Закона «О крестьянских (фермерских) хозяйствах».     

Вместе  с тем ни у кого не возникает  сомнений в том, что фермер может  продать часть неиспользуемой в  хозяйстве техники, инвентаря и  т.п., хотя и техника и инвентарь относятся к средствам производства, раздел которых в натуре при выходе из хозяйства одного из членов также не допускается. Но в отношении земли наблюдается другой подход, хотя он, подчас, противоречит просто здравому смыслу.      

Однако  согласно ст.258 ГК РФ при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям земельный участок подлежит разделу.      

Статья 258 Гражданского кодекса РФ содержит отсылку к земельному законодательству, которой надлежит руководствоваться при разделе земельного участка наряду с ГК РФ. Но проблема состоит в том, что земельный участок подлежит разделу далеко не во всех случаях прекращения деятельности крестьянского хозяйства.      

Кроме того, даже тогда, когда участок делится, ряд вопросов остается неурегулированным. В частности, представляется неясным правовой режим тех участков, которые образуются в результате раздела. Средний размер земельного участка в крестьянском хозяйстве на сегодняшний день - примерно 48 га, но есть и участки площадью несколько сотен га. Если такой участок разделить на 3-5 или более частей (в зависимости от числа членов крестьянского хозяйства), то каково будет разрешенное использование этих участков, ведь крестьянское хозяйство свою деятельность прекратило, а для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства участки такого размера (в десятки и сотни га), как правило, не выделяются.     

Кроме того, так как бывшие члены крестьянского  хозяйства сельскохозяйственным производством  больше не занимаются, то, скорее всего, эти земельные участки будут проданы другим землепользователям. При этом раздел участка должен быть предварительно осуществлен в натуре (на местности), права каждого из бывших членов на недвижимость должны быть зарегистрированы с выдачей соответствующих документов и т.п. Все это создает никому не нужные и ничем не оправданные сложности.      

Гораздо проще было бы закрепить в земельном  законодательстве право бывших членов крестьянского хозяйства при  прекращении его деятельности по их желанию продать весь участок как единое целое и поделить между собой вырученные средства (естественно, речь идет о продаже земельных участков, которые не исключены из оборота или не ограничены в обороте). Однако императивная формулировка статьи 258 Гражданского кодекса РФ о том, что "земельный участок … делится...", не позволяет это сделать.      

В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования  и распоряжения своим имуществом. В частности, собственнику земельного участка предоставлено право продавать его, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, доверительное управление, обменивать, передавать земельный участок или часть его в уставные (складочные) капиталы хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями, и т.д.).      

Информация о работе Особенности правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств