Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Основными требованиями по охране недр являются: обеспечение полного и комплексного изучения недр, соблюдение установленного порядка предоставление недр в пользование и недопущения самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления. Пожаров и от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и т.д.

Содержание

Введение
1.1 Понятие недр и состав государственного фонда
1.2 Право собственности на недра
1.3 Право пользования недрами и его виды
1.4 Порядок предоставления недр и земель предназначенных для использования недр
1.5 Правовой режим земель использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых (общераспространенных и не общераспространенных)
Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

контр. природоресурс.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Соглашаясь  с ней и не относя право собственности  на недра и ресурсы недр к отдельной  отрасли права, поскольку институт права собственности носит межотраслевой характер, отметим, что данное право собственности характеризуется специфичным субъектным составом и содержанием, имеет свои объекты.

     К числу понятийных основ института  относятся такие категории, как: недра, природные ресурсы, ресурсы  недр, углеводородное сырье, геологическая информация. Следует подчеркнуть, что категории: «недра», «ресурсы недр», «минеральные ресурсы», «природные ресурсы», «геологическая информация» - это, прежде всего, экономические, технические категории, используемые в специальных отраслях знаний. С другой стороны, эти категории вовлечены в правовой оборот, используются в юридической литературе, в правовых актах. Некоторые теоретические исследования понятий «недра», «природные ресурсы» проведены в работах ученых, занимающихся проблемами экологического и земельного права. Г.С. Башмаков относит понятие недр к числу ключевых категорий и на основе анализа правовых норм советского периода приходит к выводу, что советское законодательство рассматривало в качестве недр часть природной среды, которая находится под земным покровом, а также выходы месторождений полезных ископаемых на поверхность.

     Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

     Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ст. 2 Закона «о недрах») ст. 2 Закона «о недрах».

Закон о недрах четко определяет, что недра в границе Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах земли полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

     Для гарантийного обеспечения государственных  потребностей РФ стратегическими дефицитными  видами ресурсов недр отдельные их участки недр, содержащие месторождения  полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения, на основе совместимых решений органов государственной власти РФ и ее субъектов.

     В 1975 году были приняты “Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик  о недрах”, в соответствии с которыми недра объявлялись государственной собственностью, а право пользования недрами могли получить государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР. ГК РСФСР 1964г. также не допускал каких-либо сделок с участками недр или правами на их разработку. На современном этапе был принят первый Закон РФ “О недрах” (1992 г., в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ). В статье 2 Закона о недрах 1992 года провозглашено создание государственного фонда недр в пределах государственных границ РФ. Одновременно с этим возникли проблемы разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, в итоге в статье1-2 “Собственность на недра” ст.1-2 “Собственность на недра” провозглашено: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”. Несмотря на то, что статья 129 ГК РФ признает природные ресурсы оборотоспособными объектами гражданских прав, тем не менее, закон РФ о недрах сохраняет традиции исключительной государственной собственности на недра и содержащиеся в них полезные ископаемые.

     Таким образом, в рамках проведенного исторического  анализа можно отметить, что горно-земельное  законодательство прошлого было достаточно продвинутым, системным, не ориентированным на сиюминутные экономические амбиции. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что в дореволюционном законодательстве, в самой горной политике государства, в правотворческом духе того времени идеалы покорения и господства над природой как таковые отсутствовали. Иными словами, на уровне Правительства и законодательной инициативы в прошлую эпоху существовала совсем иная, отличная от современной, ментальность, иные ценностные установки.  

1.3 Право пользования  недрами и его  виды

     В соответствии со ст. 6 Закона о недрах виды пользования недрами предоставляются для:

1) регионального  геологического изучения, включающего  региональные геологические и  геофизические работы, геологическую  съемку, инженерно- геологические  изыскания, научно - исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общие геологическое изучения недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследований вулканической деятельности, создание и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического  изучения, включающего поиск и  оценку месторождений полезных  ископаемых;

3) разведки  и добычи полезных ископаемых, в т.ч. использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства  и эксплуатации подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных  ископаемых;

5) образования  особо охраняемых геологических  объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора  минералогических, палеонтологических  и других геологических коллекционных материалов.

  Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, в точности юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и субъектов РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

 Права  и обязанности пользователей  недр возникает с момента получения  лицензии.

  Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.

 Пользователь  недр имеет право: 

1) эксплуатировать  предоставленные ему участок  недр в соответствии с целями, обозначенными в лицензии;

2) самостоятельно  выбирать формы предпринимательской  деятельности;

3) использовать результаты своей деятельности, в т.ч. добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством;

4) проводить  (без дополнительной лицензии) геологическое  изучения недр за счет собственных  средств в границах горного отвода;

5) обращаться  в органы, предоставившие лицензию  по поводу пересмотра ее условий  при возникновении обстоятельств,  существенно отличающихся от  тех, при которых лицензия была  представлена.

Пользователь  недр обязан обеспечить:

1)соблюдение норм законодательства;

2) соблюдение  техники проектов, планов и схем  развития горных работ; 

3) ведение  геологической маркшейдерской и  иной документации в процессе  всех видов пользования недрами; 

4) предоставление  геологической информации в федеральный  и соответствующий территориальный фонды;

5) предоставление  достоверных данных о разведанных,  извлеченных и оставленных в  недрах земли запасах полезных  ископаемых и содержащихся в  них компонентах, об использовании  недр, не связанных с добычей  полезных ископаемых, и т.п.;

6) безопасное  ведение работ, связанных с  пользованием недрами. 

     Земельным кодексом регламентированы лишь процессы предоставления и изъятия земельного участка для разработки месторождений  полезных ископаемых, в том числе  возможного изъятия сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. Изъятие особо ценных продуктивных земель, а также земель природно-заповедного фонда, пригородных и зеленых зон, лесов группы, историко-культурного назначения и других, особо охраняемых территорий не допускается согласно Земельному кодексу РФ.

       Выдаче лицензий предшествует  лишь предварительное согласование  с органом управления земельными  ресурсами либо с собственником  земли отвода соответствующего  земельного участка для целей  недропользования, а при расположении земельного участка на территории исконной среды обитания малочисленных народов - с главой общины.  

1.4 Порядок предоставления недр и земель предназначенных для использования недр

     Правовые  нормы, закрепляющие разрешительный порядок предоставления недр в пользование, тесно связаны с нормами, определяющими правовые основания предоставления прав недропользования, так как и те, и другие регулируют сходные правоотношения.

     Следует отметить, что правовые основания  предоставления прав недропользования являются составной частью правового режима недр и связаны с государственным характером собственности на недра и административно-правовым регулированием отношений недропользования. Эта связь неоднократно подчеркивалась российскими юристами, занимающимися исследованиями правовых проблем недропользования. Действующие нормы закона Российской Федерации о недрах (в редакции 1995 года), а также Положение о порядке лицензирования пользования недрами ( 1992г ) в качестве правовых оснований приобретения прав недропользования закрепляют властно-распорядительный акт - совместное решение органа государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального подразделения), опосредованное состязательной формой ( конкурсами и аукционами) формирования этого решения.

     Однако  права недропользования могут быть также приобретены в соответствии с принятыми специальными законами Российской Федерации в случаях, которые не предусмотрены нормами  Закона РФ о недрах.

       Поэтому приобретение прав недропользования  на текущий момент в соответствии  с рядом законодательных актов  Российской Федерации может осуществляться:

- на  основании совместного решения  органов исполнительной государственной  власти субъектов РФ и федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального подразделения) по результатам конкурса или аукциона или в порядке подтверждения ранее предоставленных прав;

- на  основании решения Правительства  РФ применительно к определенным видам пользования недр либо при пользовании недрами континентального шельфа Российской Федерации;

- в  порядке правопреемства прав  в случаях, прямо предусмотренных  ст. 17 Закона РФ «о недрах» ст. 17 Закона РФ «о недрах»; 

- на  основании решения федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального подразделения) для целей геологического изучения недр;

- на  основании заключенного с Российской  Федерацией соглашения о разделе  продукции в соответствии со  ст. 4 проекта Федерального закона РФ о соглашениях о разделе продукции, принятого Государственной думой в третьем чтении в июне 1995 года).

     Наконец, приобретение прав пользования участками  недр, содержащими месторождения  общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения , используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, может быть осуществлено в особом порядке, установленном органами представительной власти субъектов Российской Федерации.

Решения о предоставлении прав принимаются  либо по результатам конкурсов или  аукционов (проводимых среди претендентов на право недропользования на основании  правовой нормы в связи с заявкой  субъекта предпринимательской деятельности, ранее пользовавшимися конкретным участком недр в качестве действующего добывающего предпринимателя.

     Порядок проведения конкурсов и аукционов  на право пользования недрами, закрепленный нормами федерального законодательства, включает в себя:

1. Принятие  решения органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо Правительством Российской Федерации о выставлении определенных участков недр на конкурс (аукцион).

Информация о работе Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми