Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Основными требованиями по охране недр являются: обеспечение полного и комплексного изучения недр, соблюдение установленного порядка предоставление недр в пользование и недопущения самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления. Пожаров и от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и т.д.

Содержание

Введение
1.1 Понятие недр и состав государственного фонда
1.2 Право собственности на недра
1.3 Право пользования недрами и его виды
1.4 Порядок предоставления недр и земель предназначенных для использования недр
1.5 Правовой режим земель использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых (общераспространенных и не общераспространенных)
Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

контр. природоресурс.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

- данные  о пользователе недр и органах,  выдавших лицензию;

- данные  о целевом назначении работ, связанных с использованием недр;

- указания  пространственных границ участка  недр, предоставляемого в пользование; 

- сроки  действия лицензии и сроки  начала работ; 

- условия,  связанные с платежами, взимаемыми  при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

- согласованный  уровень добычи, право собственности  на добытое минеральное сырье,  а также соглашение о его  долевом распределении и многие  другие данные.  

1.5 Правовой режим земель использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых (общераспространенных и не общераспространенных)

     В настоящее время право пользования  участками недр не упоминается в  современном гражданском законодательстве в качестве обременения земельных  участков, а права на земельные  участки не упоминаются как обременения участков недр. Тем не менее, это не означает, что обозначенная выше проблема надумана. Пока она, по-видимому, неактуальна в той мере, в какой актуально, например, обременение земельных участков правом застройки или правом аренды. Пока отвод участков недр в пользование осуществляется, как правило, при сохранении за государством прав на покрывающие их земельные участки. Но приватизация земли производится, несмотря на отсутствие для этого твердых юридических оснований. Начало массовой приватизации земель может кардинально изменить ситуацию к худшему. Уже отведенные в пользование участки недр могут быть обременены правами землевладельцев настолько, что всякая их эксплуатация окажется нерентабельной. В некоторых случаях землевладельцы, не осуществляя никакой самостоятельной хозяйственной деятельности, смогут изымать у недропользователей значительную часть ренты.

     Особенность земель для пользования недрами  состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории  земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.

 Под  правовым режимом земель для  пользования недрами следует  понимать особую целостную систему  правового регулирования отношений  по использованию и охране  этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

     На  совокупность правовых норм, устанавливающих  правовой режим земель для пользования  недрами, распространяются два вида принципов: общие и специальные.

Правовой режим этих земель базируется на таких общих для регулирования земельных отношений принципах, как принцип множественности и юридического равенства форм собственности на землю, принцип целевого назначения земель, принцип платности использования земель и др.

     Одновременно  с общими принципами на совокупность правовых норм, регулирующих правовой режим земель для пользования  недрами, распространяются основные положения, которые можно обозначить как  специальные, т.е. присущие регулированию  отношений только или преимущественно применительно к данным землям. Здесь можно выделить такие принципы: взаимосвязи и взаимозависимости правовых режимов земле - и недропользование; приоритета геолого-съемочных, поисковых и других исследований и изысканий; особой охраны площадей значений полезных ископаемых.

     Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования  недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных  участков с цель. Добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Субъектов Российской Федерации.

     Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья (ст. 18 Закона «о недрах» ст. 18 Закона «о недрах»)

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

     Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

     Действующее законодательство подразделяет все  полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

Как говорит  само наименование, общераспространенные полезные ископаемые распределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются повсеместно.

К необщераспространенным полезным ископаемым относятся все  прочие полезные ископаемые, которые  действующим законодательством  не отнесены к числу общераспространенных.

     Отнесение полезных ископаемых к категории  общераспространенных или необщераспространенных имеет важное юридические последствия, ибо правовой режим участков недр, представляемых в пользование для  разработки этих полезных ископаемых, имеется существенные различия.

     Во-первых, порядок пользования недрами  для разработки общераспространенных полезных ископаемых, как правило, регулируются законодательством субъектов РФ, в то время как порядок использования  недр в целях добычи необщераспространенных полезных ископаемых регламентируется действующим законодательством.

     Во-вторых, установлен разный порядок предоставления горных отводов в целях разработки общераспространенных и необщераспространенных полезных ископаемых.

     В-третьих, разработка общераспространенных полезных ископаемых для своих хозяйственных нужд разрешена всем землепользователям в пределах границ предоставленных им земельных участков, без предоставления горных отводов или выдачи специальных разрешительных на то документов, в то время как разработка необщераспространенных полезных ископаемых для своих хозяйственных нужд землепользователями в пределах предоставленных им земельных участков без предоставления горных отводов запрещена.

     Разносторонность  полезных свойств недр проявляется  в значительном числе видов пользования недрами, закрепленных действующим законодательством: геологическое изучение недр; промышленное освоение месторождений полезных ископаемых (проектирование и строительство горнодобывающих предприятий, эксплуатация месторождений полезных ископаемых); строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитенов, туннелей, трубопроводов, коллекторов и т.п.); подземный сброс сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства;

     К общераспространенным полезным ископаемым относятся: песок (кроме формовочного, стекольного и для фарфорофаянсовой и огнеупорной промышленности), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной формовочной и для фарфорофаянсовой и цементной промышленности, красочной, бентонитовой, керамзитовой, кислотоупорной и каолина), камень булыжный, кремень, песчаник (кроме битуминозного, облицовочного и динасового), кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого и для производства кристаллического кремня), мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной и т.п.).

Подземное хранение нефти, газа и других продуктов; эксплуатация ресурсов глубинного тепла  Земли для теплоснабжения городов  и поселков, а особенно в районах, испытывающих недостаток в топливе  и не имеющих централизованного теплоэлектроснабжения, для выработки электроэнергии, обогрева грунта в теплицах и парниках и т.д.

     Вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные  металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности  на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О недрах", другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.

Российская  Федерация обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.

     Субъекты  добычи драгоценных металлов и драгоценных  камней, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы  и драгоценные камни, в пользование  на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

Добытые из недр драгоценные металлы и  драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Россией   Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

     Аффинированные  драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются:

1) специально  уполномоченному федеральному органу  исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

2)уполномоченным  органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  на территориях которых были  добыты эти драгоценные металлы  и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

     Для гарантированного обеспечения государственных  потребностей Российской Федерации  стратегическими и дефицитными  видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

  Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Информация  о геологическом строении недр, находящихся  в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.

       Геологическая информация, полученная  за счет государственных средств,  предоставляется по установленной  форме в федеральный и соответствующий  территориальный фонды геологической  информации, осуществляющие ее хранение  и систематизацию.

  Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее использования.

Информация о работе Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми