Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Основными требованиями по охране недр являются: обеспечение полного и комплексного изучения недр, соблюдение установленного порядка предоставление недр в пользование и недопущения самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления. Пожаров и от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и т.д.

Содержание

Введение
1.1 Понятие недр и состав государственного фонда
1.2 Право собственности на недра
1.3 Право пользования недрами и его виды
1.4 Порядок предоставления недр и земель предназначенных для использования недр
1.5 Правовой режим земель использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых (общераспространенных и не общераспространенных)
Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

контр. природоресурс.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

2. Формирование  конкурсной комиссии, утверждение  полномочий конкурсной комиссии  и положения об условиях конкурса (аукциона).

3. Подачу  предприятиям в установленный  конкурсной комиссией срок в  Роскомнедра (его территориальное  подразделение) заявок на предоставление  им лицензии на право пользования  интересующим участком недр.

4. Мероприятия  по организации конкурса (аукциона), проводимые Роскомнедрами (его территориальными подразделениями): учет поступивших от предприятий- заявителей заявок; информирование органов государственной власти субъекта Федерации о поступивших заявках; предоставление заявителям необходимой информации о сроках и условиях проведения конкурса (аукциона); публикация в органах печати информации о выносимых на конкурс (аукцион) объектах недр не позднее, чем за 3 месяца до даты проведения конкурса или аукциона (по крупным объектам недр - не позднее, чем за 6 месяцев).

5. Рассмотрение  конкурсной комиссией заявок  претендентов и технико-экономических  обоснований разработки месторождений  полезных ископаемых либо иной  эксплуатации недр.

6. Принятие  совместного решения органа управления  недрами и органа исполнительной государственной власти субъекта Федерации о предоставлении право пользования участком недр (выставленным на конкурс или аукцион) победителю конкурса или аукциона на основании заключения конкурсной комиссии.

 Извещение  в печать о конкурсных требованиях должно содержать сведения о местонахождении и описании участков недр, выставленных на конкурс (аукцион); стартовых размерах платежей за пользования недрами и стоимости пакета предварительной геологической информации; размере лицензионного сбора за участие в конкурсе (аукционе), времени и месте их проведения; сроке подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе; основных критериях, определяющих выбор победителя будущего владельца лицензий.

  Перечисленные общие принципы проведения конкурса или аукциона на право пользования недрами определены в Положении о порядке лицензирования права пользования недрами, а условия и процедуры конкретных конкурсов или аукционов устанавливаются при их проведении.

Результаты  конкурса или аукциона публикуются не позднее 30 дней со дня принятия решения по их итогам. В содержании публикуемой информации должны быть указаны списки предприятий, участвующих в конкурсе или аукционе; списки предприятий, получивших лицензию; условия, на которых лицензии были предоставлены. Победителям конкурса признается победитель, представивший экономические приемлемые и наиболее соответствующие охране недр и природной среды технические решения эксплуатации лицензируемого участника недр. Допускается выдача лицензий на условиях объявленного конкурса при наличии только одной заявки. Однако конкурс считается не состоявшимся в случае несоответствия условий предоставленных ТЭО (технико-экономических обоснований) всех заявителей объявленным условиям конкурса. Победителем аукциона признается заявитель (участник аукциона), предложивший наибольшую плату за получение права пользования недрами при выполнении остальных условий конкурса.

Форма состязательных процедур (собственно конкурс либо аукцион) определяется органом управления государственным фондом недр (Роскомнедрами) совместно с органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации.

При этом исключительно конкурсная форма  предоставления прав недропользования применяется при предоставлении права разработки радиоактивных руд либо месторождений питьевых подземных вод.

     Следует отметить, что конкурсы на получение  прав недропользования в целях разработки радиоактивных руд проводятся только для государственных предприятий Российской Федерации. В то же время право разработки месторождений питьевых подземных вод (и соответственно лицензия, оформляющая это право) выдается владельцам и собственникам земельных участков без проведения конкурса. Условия проведения конкурсов определяются конкурсной комиссией, состав и полномочия которой устанавливаются совместным решением органа исполнительной государственной власти субъектов Федерации и органом управления государственным фондом недр.

     Отбор претендентов для участия в конкурсе на право пользования участками недр, определение начальных условий конкурсов, а также порядок и критерии определения победителей конкурсов или аукционов устанавливаются экспертной комиссией по проведению конкурсов на получение прав недропользования, формируемой органами государственной власти субъекта Федерации и Федеральным органом управления - государственным фондом недр с участием федеральных органов государственного управления отраслевой и специальной компетенции.

Конкурсной  комиссией устанавливаются также требования к перечню документов, необходимых при подаче заявке для участия в конкурсе или аукционе на право получения прав недропользования.

     При этом совместным решением органа государственной  власти субъекта Федерации и федерального органа управления государственным фондом недр могут быть ограничены запасы предоставляемых для разработки полезных ископаемых, а также количество используемых участков недр либо запасы полезных ископаемых и количество участков недр, предоставляемых в пользование инвесторам.

Отбор претендентов для участия в конкурсе на заключение с Российской Федерацией концессионных договоров и соглашений о разделе продукции об использовании  недр, а также условия проведения таких конкурсов должны определятся  правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной государственной власти субъекта Федерации.

  Следует сказать, что вопросы порядка выставления на конкурс или аукцион изъятых на законных основаниях недропользователей лицензионных участков или минимальных условий подобных конкурсов в федеральном законодательстве не отражены. Поэтому субъекты Российской Федерации в праве детально урегулировать вопросы в соответствии ст. 72,76 конституции Российской Федерации.

В практике проведения конкурсов на право пользования недрами встречаются случаи выставления на конкурс участков недр, изъятых у конкретных недропользователей, вложивших определенные финансовые средства в эксплуатацию этих участков.

 На  мой взгляд, целесообразно законодательно  урегулировать вопрос о возможности возмещения затрат прежнего недропользователя при выставлении на конкурс или аукцион таких лицензионных участков недр (ранее находившихся в пользовании и изъятых у недропользователя).

     Действующие нормы законодательства о недропользования закрепляют также возможность предоставления прав недропользования и выдачи лицензии горнодобывающим и иным предприятиям (пользовавшимся недрами до введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами) в порядке подтверждения ранее предоставленного права пользования недрами и минуя конкурсный порядок.

     При этом в законодательстве установлено, что заявки претендентов (на переоформление ранее предоставленного права пользования  недрами) должны в обязательном порядке  содержать: данные об отработанных и числящихся на балансе предприятия запасах полезных ископаемых; данные об основных технико-экономических показателях предприятия за последние пять лет; копии документов, подтверждающие предоставленное ранее право пользование участков недр и земельным участком.

     Решение о подтверждении ранее предоставленного права пользования недрами принимается (как и при конкурсном порядке) совместно органом исполнительной государственной власти субъекта Федерации  и органом управления недрами (его  территориальным подразделением).

       Выдаваемая лицензия и в данном  случае оформляется в соответствии  с общими требованиями, закрепленными  ст. 12 Закона РФ «о недрах» ст. 12 Закона РФ «о недрах». 

 В  случае если право на пользование  участком недр не будет подтверждено, ранее пользовавшийся участком недр недропользователь обязан передать новому владельцу прав недропользования горно-технологическую документацию, подготовительные и эксплуатационные горные выработки, недвижимое горное оборудование на условиях заключаемого (с новым владельцем указанного права) договора.

Нормами законодательства о недропользовании утвержден перечень субъектов предпринимательской  деятельности, которые вправе претендовать на подтверждение, ранее предоставленное  право пользования недрами, минуя  конкурсный порядок.

В этот перечень входят: действующие горнодобывающие предприятия; иные пользующиеся недрами предприятия, имеющие горный овод или получившие право на пользование недрами в ином порядке; артели старателей, работающие на горных отводах государственных предприятий.

     К сожалению, законодатель не уточнил  понятие “ иной порядок получения  прав на пользование недрами”, что  в процессе право применения привело  к судебно - арбитражным разбирательствам по поводу признания либо аннулирования  прав недропользования и, соответственно, лицензии, предоставленных субъектами предпринимательской деятельности в порядке п. 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами.

Перечисленные правовые основан6ия предоставления прав недропользования были закреплены в  Законе РФ о недрах и являлись исчерпывающими.

Ограниченный  перечень правовых оснований приобретения прав недропользования, установленный  Законом РФ о недрах и Положением, о порядке лицензирования пользования  недрами, не отвечал реальным отношениям в сфере недропользования в связи с возникновением рыночных отношений.

Федеральный закон РФ о внесении изменений  и дополнений в Закон РФ о недрах от 3 марта 1995 года расширил перечень правовых оснований предоставления прав недропользования.

     Статья 10 - 1 данного Закона включает в этот перечень следующие положения:

- на  основании совместного решения  федерального органа управления  государственным фондом недр (его  территориальным подразделением) и  органом исполнительно государственной  власти субъектов РФ по результатам  конкурсов;

- на  основании решения Правительства  РФ по согласованию с органами  исполнительной власти субъектов  РФ для целей захоронения радиоактивных  отходов и токсичных веществ  в глубоких горизонтах, обеспечивающих  локализацию; 

- на  основании решения Правительства РФ по результатам или аукциона для пользования недрами континентального шлейфа РФ;

- в порядке  переоформления действующих лицензий  на основаниях, предусмотренных  настоящим Законом; 

- в порядке,  установленном органами представительной  власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, несвязанных с добычей полезных ископаемых;

- на  основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласно с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей геологического изучения недр.

     Указанные основания получения прав недропользования распространяются и на свободные экономические зоны.

Процессы  приватизации предприятий добывающих отраслей и привлечение капитала иностранных инвесторов в добывающие отрасли экономики страны связаны  с изменением правового статуса  субъекта права пользования недрами и изменениями его организационно - правовой формы как субъекта предпринимательской деятельности.

В тоже время действующими правовыми нормами  правопреемство прав недропользования не было предусмотрено до 1995 года, что  являлось правовым пробелом, который препятствовал эффективному правовому регулированию отношений недропользования.

     Наличие указанного пробела (при формально-юридическом  подходе) означало на практике, что  реорганизуемое предприятие - недропользователь  было вынуждено повторно проходить конкурсные процедуры и выполнять стартовые финансовые условия конкурсов и аукционов для получения прав недропользования.

     Лицензия  на право пользования недрами  не только в случае отказа владельца  лицензии от прав недропользования либо его ликвидации в качестве самостоятельного юридического лица, но и при реорганизации предприятия (недропользователя) должна была быть аннулирована на основании решения органа управления недрами (Роскомнедра) либо органа государственной власти субъектов Федерации с последующей консервацией или ликвидацией предприятий по эксплуатации недр.

     Неурегулированность правопреемства прав недропользователей привела к ряду конфликтных ситуаций при реорганизации предприятий - пользователей недр.

Предоставление  недр в пользование оформляется лицензией, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии.

     Лицензия  содержит:

Информация о работе Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми