Земельное право: Приобретение прав на земельный участок под здание, строительство и сооружение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Земля является важным природным богатством, а также пространственным базисом для деятельности субъектов права. В ряде отраслей экономики земля выступает в качестве основного производственного ресурса.
В настоящее время земельный участок выступает объектом гражданских, земельных, налоговых, экологических, градостроительных и иных правоотношений. В каждом конкретном случае в сферу правового регулирования попадает тот или иной элемент правового режима земельного участка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Процедура приобретения земельных участков как объектов гражданских прав…………………………………………………………………5
1.1.Земельный участок - объект гражданских правоотношений и гражданско-правовые основания его приобретения…………………………………………….5
1.2.Аренда и купля-продажа земельных участков в российском законодательстве…………………………………………………………………...13
Глава 2. Актуальные правовые проблемы приобретения права на земельные участки, расположенные под объектами строительства…30
2.1.Реализация принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов: права покупателя здания, строения, сооружения на земельный участок…………………………………………………………………30
2.2.Особенности ипотеки земельных участков, на которых имеются здания, строения, сооружения……………………………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………………….48
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Земельное Право Курсовая приобретение прав на зем.участок.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

     Арендные  отношения по поводу земельного участка  между арендодателем и арендатором регулируются договором аренды, заключаемым по правилам Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных Кодексом.

     В договоре аренды должны быть указаны  данные, позволяющие определенно  установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не является заключенным. В связи с этим следует обратить внимание на то, что только в результате государственного кадастрового учета (п. 2 ст. 70 Кодекса) каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Поэтому любой земельный участок может стать объектом аренды лишь после того, как в отношении его осуществлен государственный кадастровый учет.

     Право сдачи имущества, в том числе земельного участка, в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

     Права юридических лиц и граждан - арендаторов  земельных участков определяются в  договорах аренды в соответствии с Гражданским кодексом РФ и с учетом особенностей, установленных Кодексом. Однако следует иметь в виду, что для некоторых видов арендаторов земельных участков в специальных нормах установлены ограничения их прав. Такие нормы обладают приоритетом по отношению к положениям Гражданского кодекса РФ и Кодекса.

     Статья 22 Кодекса содержит нормы, определяющие земельно-правовые особенности аренды земельных участков, которые следует рассматривать в качестве специальных по отношению к общим нормам ГК РФ об аренде имущества. Например, согласно п. 1 указанной статьи, иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Указанные ограничения установлены, в частности, в п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35. Кроме того, по общему правилу п. 11 ст. 22 Кодекса не могут предоставляться в аренду российским и иностранным гражданам, лицам без гражданства земельные участки, которые изъяты из гражданского оборота. Перечень этих участков установлен в п. 4 ст. 27 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что буквальное толкование положений п. 1 ст. 22 Кодекса не позволяет применить установленные в нем правила в отношении иностранных юридических лиц.

     По  истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор  имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды такого участка, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 и ст. 46 Кодекса. Данное правило п. 3 ст. 22 Кодекса основывается на диспозитивной норме, содержащейся в первом предложении п. 1 ст. 621 ГК РФ, в соответствии с которой преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок имеет арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, если иное не установлено законом или договором аренды. В пункте 3 ст. 22 предусмотрено иное, т.е. исключено условие, ставящее решение вопроса о заключении договора аренды земельного участка на новый срок в зависимость от того, насколько добросовестно исполнял свои обязанности арендатор, для случаев, предусмотренных п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 и ст. 46 Кодекса.3

     Арендатор, обладающий указанным преимущественным правом, обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, - то в разумный срок до окончания действия договора. Если арендодатель откажет такому арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключит договор аренды с другим лицом, то арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков (см. п. 1 ст. 621 ГК РФ).

     На  практике полезно иметь в виду императивное ограничение срока аренды зарезервированных в установленном порядке земель. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель (см. п. 3.1 ст. 22 Кодекса).

     Определение размера арендной платы осуществляется по соглашению сторон в договоре аренды земельного участка (см. п. 4 ст. 22 Кодекса). Это следует из правил первого абзаца п. 1 ст. 424, п. 1, 2 ст. 614 ГК РФ, согласно которым порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае если договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

     Согласно п. 2 - 4 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

     определенных  в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

     установленной доли полученных в результате использования  арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

     предоставления арендатором определенных услуг;

     передачи  арендатором арендодателю обусловленной  договором вещи в собственность  или в аренду;

     возложения  на арендатора обусловленных договором  затрат на улучшение арендованного  имущества. Стороны могут предусматривать  в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

     Если  иное не установлено договором, то размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные  договором, но не чаще одного раза в  год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

     По  общему правилу в случае существенного  нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены договором аренды.

     Правительство РФ вправе устанавливать общие начала определения арендной платы для  договоров аренды земельных участков, арендодателями по которым являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные  образования в лице соответствующих органов.

     Согласно п. 5 и 6 ст. 22 Кодекса арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

     Арендатор земельного участка, за исключением  резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду  в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные Кодексом.

     Установлено общее правило, согласно которому арендатор  земельного участка вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, передавать арендованный участок в субаренду в пределах срока договора аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

     Указанное общее правило не применяется:

     если  его применение исключено специальными условиями соответствующего договора аренды;

     в отношении государственных и  муниципальных предприятий, казенных предприятий, являющихся арендаторами земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности;

     в отношении арендаторов, являющихся резидентами особых экономических зон.

     Резидент  особой экономической зоны - арендатор  земельного участка, находящегося в  государственной и (или) муниципальной  собственности, не вправе сдавать его  в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Такой запрет связан с тем, что использовать земельный участок для соответствующего вида деятельности вправе лишь лицо, отвечающее требованиям указанного Федерального закона.

     В пунктах 15, 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»4 указано на то, что поскольку п. 2 ст. 607 и п. 2 ст. 615 ГК РФ допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков и такие особенности предусмотрены Кодексом, постольку при применении п. 5 и 6 ст. 22 Кодекса достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором. Уведомление должно быть направлено собственнику земельного участка в разумный срок после совершения сделки с третьим лицом в письменной или иной форме, позволяющей арендатору располагать сведениями о получении уведомления адресатом. Если уведомление арендатором в разумный срок не направлено, то арендодатель вправе предъявить к нему требования о возмещении возникших в связи с этим убытков.

     Земельный участок может быть передан в  аренду для государственных или  муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более  чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка (см. п. 7 ст. 22 Кодекса).

     Для сравнения напомним, что отношения, связанные с передачей земельных  участков в аренду для проведения изыскательских работ, регулировались ст. 45, 46 ЗК 1991 г. В них также устанавливались права и обязанности организаций, проводящих изыскательские работы. Как и прежде, для целей, указанных в п. 7 ст. 22 Кодекса, предусмотрено заключение краткосрочного договора аренды, а не изъятие земельного участка. В подобных договорах целесообразно устанавливать на практике, помимо прочих, также те обязанности арендатора, которые прямо предусмотрены в указанном пункте.

Информация о работе Земельное право: Приобретение прав на земельный участок под здание, строительство и сооружение