Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение чрезвычайной ситуации;
• рассмотреть чрезвычайные ситуации техногенного характера, определить причинных их возникновения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...
1 Определение чрезвычайной ситуации…………………………………………...
2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера …….………………………..
2.1 Аварии на химически опасных объектах………………………………………
2.2 Аварии на радиационно опасных объектах………………………………...….
2.2.1 Правила поведения на радиационно загрязненной местности …………….
2.3 Аварии на взрывопожароопасных объектах…………………………………..
2.4 Аварии на гидродинамических объектах……………………………….……..
2.5 Аварии на транспорте…………………………...………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Техногенные ЧС.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

  В случае пожара необходимо срочно покинуть здание, используя основные и запасные выходы и позвонить в пожарную охрану, сообщить ФИО, адрес и что горит.

  В начальной стадии развития пожара можно  попытаться потушить его, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др.). Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой. Если все старания оказались напрасными, и огонь получил распространение, нужно срочно покинуть здание (эвакуироваться). При задымлении лестничных клеток следует плотно закрыть двери, выходящие на них, а при образовании опасной концентрации дыма и повышении температуры в помещении (комнате), переместиться на балкон, захватив с собой намоченное одеяло (ковер, другую плотную ткань), чтобы укрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы; дверь за собой плотно прикрыть. Эвакуацию нужно продолжать по пожарной лестнице или через другую квартиру, если там нет огня, использовав крепко связанные простыни, шторы, веревки или пожарный рукав. Спускаться надо по одному, подстраховывая друг друга. Подобное самоспасение связано с риском для жизни и допустимо лишь тогда, когда нет иного выхода. Нельзя прыгать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистика свидетельствует, что это заканчивается смертью или серьезными увечьями.

  При спасении пострадавших из горящего здания, прежде чем войти туда, необходимо накрыться с головой мокрым покрывалом (пальто, плащом, куском плотной ткани). Дверь в задымленное помещение открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха. В сильно задымленном помещении продвигаться нужно ползком или пригнувшись, дышать через увлажненную ткань. Если на пострадавшем загорелась одежда, набросить на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ) и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха. При спасении пострадавших необходимо соблюдать меры предосторожности от возможного обвала, обрушения и других опасностей. После выноса пострадавшего нужно оказать ему первую медицинскую помощь и отправить в ближайший медицинский пункт. 

2.4 Аварии на гидродинамически опасных объектах.

  Прорыв плотин, дамб и других гидросооружений может произойти в результате землетрясения, урагана, обвала, оползня, паводка, из-за конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, недостаточного водосброса и перелива воды через плотину.

  При прорыве плотины (дамбы) образуется проран. От его размеров зависят объем и скорость падения волны прорыва из верхнего бьефа (участок реки, канала или водохранилища, примыкающий к плотине, шлюзу и т.п. выше или ниже по течению) в нижний. Параметры волны зависят от гидрологических и типографических условий рек. В равнинных районах скорость движения ее достигает 25 км/ч, а в предгорных и горных – до 100 км/ч.

  По  мере движения волна прорыва непрерывно уменьшает высоту и скорость движения и, как правило, увеличивает ширину разлива.

  В результате аварии гидросооружения  под водой может оказаться  значительная часть местности, прилегающей  к данному объекту. В отличие  от наводнения, прорыв плотины не поддается  прогнозированию, что не дает людям  времени для проведения предупредительных мероприятий. Действия населения при авариях на гидродинамически опасных объектах схожи с действиями людей при наводнениях. 

2.5 Аварии  на транспорте.

  Аварии  на железнодорожном транспорте могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

  Для уменьшения последствий возможной  аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах. В вагонах запрещается: проводить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и токсичные вещества, пользоваться электроприборами, кроме бритв; зажигать спички, свечи, курить в неустановленных местах; выбрасывать окурки; размещать чемоданы и другие вещи на верхних полках без соответствующего крепления.

  Аварии  в метрополитене. Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах  метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов  поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути. При чрезвычайной ситуации пассажиры оповещаются с помощью громкоговорящей связи. Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.

  Аварии  на автомобильном транспорте. Автомобильный  транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

  Пассажир, сидящий на заднем сидении, должен закрыть  голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать "скорую помощь" и ГИБДД.

  Аварии  на морском и речном транспорте. При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и  на плоты в следующей последовательности: вначале дети и женщины, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др. Все плавучие средства со спасенными людьми должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно.

  Аварии  на авиационном транспорте. Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

  Если  полет будет проходить над  водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет  и как им пользоваться.

  При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам.

  В случае пожара в салоне самолета пассажир защищает себя от огня, покрыв открытые места тела одеждой; он должен стараться  меньше дышать воздухом, содержащим дым; если имеются маски и кислород – воспользоваться ими. Если таковые отсутствуют – смочить носовой платок и дышать через него, быстро двигаясь к выходу, пригнувшись или на четвереньках. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  В данной работе были рассмотрены чрезвычайные ситуации техногенного характера. Подведем некоторые итоги.

  Чрезвычайные  ситуации – ситуации, возникающие  в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, диверсий или факторов социального и политического характера.

  Чрезвычайные  ситуации обычно классифицируют по следующим  основным признакам:

      • сфере их возникновения – техногенные, природные, экологические;
      • ведомственной принадлежности – локальные, объектовые, региональные, глобальные;
      • масштабам возможных последствий – на транспорте, в строительстве, в промышленности, в сельском хозяйстве.

  Техногенные чрезвычайные ситуации – аварии и  катастрофы с несчастными, трагическими последствиями.

  По типам  аварии подразделяют на следующие группы:

    • на химически опасных объектах – это обращающиеся  в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей;
    • на радиационно опасных объектах – авария, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации. К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.;
    • на взрывопожароопасных объектах – взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву;
    • на гидродинамических объектах – аварии на сооружениях или естественных образованиях, создающих разницу уровней воды до и после него. Гидродинамические объекты – плотины, водозаборные станции запруды для различных целей. Разрушение или прорыв объекта происходит либо под воздействием сил природы, либо под воздействием человека;
    • аварии на транспорте – экстремальное событие на транспорте техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб;
    • пожары – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. К основным поражающим факторам пожара можно отнести непосредственное воздействие огня (горение), высокую температуру и теплоизлучение, газовую среду; задымление и загазованность помещений и территории токсичными продуктами горения.

  Основными  причинами технологических катастроф  является человеческий фактор, он присутствует во всех указанных ниже причинах:

    • большая насыщенность производства;
    • конструктивные ошибки в изготовлении;
    • значительный износ оборудования;
    • ошибки персонала;
    • искажение информации при совместных действиях людей.

  Для обеспечения безопасности, в частности  на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – Челябинск: Юж.-Урал, 1996.

2.Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник / Под ред. Н.К. Шишкина. – М.: ГУУ, 2000.

3.Мешкова Ю.В., Юров С.М. Безопасность жизнедеятельности. – М., 1997.

4.Анофриков В.Е., Бобок С.А., Дудко М.Н., Елистратов Г.Д. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 1999.

5.Атаманюк В.Г. Гражданская оборона: учебник для вузов / Под ред. Д.И. Михайлика. – М.: Высшая школа, 1986.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного характера