Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Нормы радиационной безопасности

Автор: d********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями "развитие" и "устойчивость". Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние "нагрузки". Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Содержание

1. Понятие экономической безопасности 3 стр.
1.1. Виды экономической безопасности 5 стр.

1.2. Основные угрозы экономической безопасности 8 стр.

2. Понятие, уровень и критерии продовольственной безопасности 11 стр.

2.1. Стратегия продовольственной безопасности 14 стр.

3. Понятие информационной безопасности 15 стр.

3.1. Основные составляющие информационной безопасности 16 стр.

3.2. Наиболее распространенные угрозы доступности 17 стр.

4. Нормы радиационной безопасности 18 стр.

Список используемой литературы 32 стр.

Работа содержит 1 файл

БЖД2.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

      К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

  • преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
  • зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
  • увеличивающаяся внешняя задолженность;
  • недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;
  • неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

      К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

  • унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;
  • низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;
  • высокий уровень монополизации экономики;
  • высокий уровень инфляции;
  • недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
  • слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
  • ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;
  • вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
  • тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
  • низкая инвестиционная активность;
  • предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;
  • потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;
  • несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;
  • низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;
  • криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;
  • массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;
  • незаконный перевод финансовых средств за границу.

      Внутренние  факторы, в свою очередь, подразделяются на: связанные с закономерностями циклического развития экономической  системы и не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

      Действия  второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

  • в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;
  • в экономических отношениях хозяйствования и управления;
  • в социальной сфере;
  • в состоянии окружающей среды;
  • в системе федеративных отношений и в региональной экономике.

      К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны. 

    2. Понятие, уровень и критерии продовольственной безопасности 

      Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

      Степень продовольственной безопасности государства  зависит от базового потенциала сельскохозяйственного  производства. Аграрная политика в  области обеспечения продовольственной  безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.

      Роль  продовольственной безопасности связана  с тем, что продовольствие является базовым показателем жизнедеятельности человека.

      Недостаточность продовольствия возникает по причине  стихийных бедствий, вызванных природными явлениями, войнами, различного рода экономическими кризисами в государстве, радикальными изменениями общественного строя и т.п. Важность проблемы продовольственной безопасности в системе национальной безопасности заключается и в том, что она тесно связана с экологической безопасностью.

      Таким образом, продовольственная безопасность является важнейшим элементом не только экономической безопасности государства, но и его политической и экологической безопасности, определяя ведущую роль продовольственной безопасности в национальной безопасности.

      Продовольственная безопасность - состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.

      Продовольственная безопасность для Российской Федерации  является одной из центральных проблем  в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения  продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.

      Критерии  продовольственной безопасности:

      Для оценки состояния продовольственной  безопасности используется следующая  система показателей: 1) в сфере потребления:- уровень экономической доступности основных пищевых продуктов;- уровень физической доступности основных пищевых продуктов;- уровень располагаемых ресурсов домашних хозяйств по группам населения; - уровень потребления основных видов продовольствия в расчете на душу населения, в том числе за счет отечественного производства; - потребление пищевых продуктов по отдельным группам населения; - доля населения, для которого потребление основных пищевых продуктов ниже рациональных норм; - объемы адресной помощи населению; - удельный вес импортных и отечественных пищевых продуктов, выявленных как не соответствующих требованиям технических регламентов и иным положениям законодательства Российской Федерации; - суточная калорийность питания человека; - количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки; - продовольственная инфляция. 2) в сфере производства и национальной конкурентоспособности: - объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на душу населения; - удельный вес продовольственной продукции отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов; - уровень поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рублях на рубль реализованной продукции; - продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов; - состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. 3) в сфере организации и управления: - объемы государственных резервов основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с установленными действующими нормативными актами; - текущий уровень запасов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; - доля импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия. Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности используется следующий критерий - удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, % : по зерну не менее – 95; по сахару не менее – 80; по растительному маслу не менее – 80; по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) не менее – 85; по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) не менее – 90; по рыбе и рыбопродуктам не менее – 80; по картофелю не менее – 95; по соли пищевой не менее – 85. Порядок установления количественных и качественных значений критериев для других показателей оценки состояния продовольственной безопасности определяются Правительством Российской Федерации.

      Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной  политики, так как охватывает широкий  спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических  факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, объективные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.

      Государственная политика должна опираться в основном на четыре принципа: 1) наличие, 2) стабильность, 3) эффективность использования, 4) доступность, под которыми подразумевается, что:

  • продукты питания должны иметься в наличии в результате местного производства, использования запасов или импорта;
  • наличие продуктов должно быть стабильным. Люди имеют ежедневные потребности, которые не должны страдать от внезапно произошедших или значительных перемен;
  • продукты питания должны соответствующим образом перерабатываться, храниться и консервироваться, потребители должны быть уверены в том, что потребляемые ими продукты приемлемого качества и безопасны для здоровья, питание должно быть сбалансированным;
  • продукты питания должны быть доступны как в отношении их физического наличия, так и в отношении покупательной способности. Четыре упомянутых выше принципа универсальны для всех времен и всех стран.
 

     2.1. Стратегия продовольственной безопасности

      Продовольственная безопасность Российской Федерации  является одним из главных направлений  обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности  и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

      Стратегической  целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее – рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

      Основными задачами обеспечения продовольственной  безопасности независимо от изменения  внешних и внутренних условий  являются:

      - своевременное прогнозирование,  выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

      - устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

      - достижение и поддержание физической  и экономической доступности  для каждого гражданина страны  безопасных пищевых продуктов  в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

      - обеспечение безопасности пищевых  продуктов.

      Продовольственная независимость Российской Федерации  – устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

      Исходя  из требований продовольственной независимости  основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность. 

     3. Понятие информационной безопасности 

      Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных  или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться  нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре. Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий. В свою очередь защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

      Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам  информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности – это оборотная сторона использования информационных технологий.

Информация о работе Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Нормы радиационной безопасности