Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Нормы радиационной безопасности

Автор: d********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями "развитие" и "устойчивость". Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние "нагрузки". Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Содержание

1. Понятие экономической безопасности 3 стр.
1.1. Виды экономической безопасности 5 стр.

1.2. Основные угрозы экономической безопасности 8 стр.

2. Понятие, уровень и критерии продовольственной безопасности 11 стр.

2.1. Стратегия продовольственной безопасности 14 стр.

3. Понятие информационной безопасности 15 стр.

3.1. Основные составляющие информационной безопасности 16 стр.

3.2. Наиболее распространенные угрозы доступности 17 стр.

4. Нормы радиационной безопасности 18 стр.

Список используемой литературы 32 стр.

Работа содержит 1 файл

БЖД2.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

       Допускается одновременное облучение до указанных  пределов по всем нормируемым величинам. ПД в коже относится к среднему по площади 1 смзначению в базальном слое кожи толщиной 5 мг/смпод покровным слоем толщиной 5 мг/см2. На ладонях толщина покровного слоя — 40 мг/см2. Указанным пределом допускается облучение всей кожи человека при условии, что при усредненном облучении любого 1 см2 площади кожи этот предел не будет превышен.

       К указанным основным ПД не относятся  дозы от природного и медицинского облучения, а также дозы вследствие радиационных аварий. На эти виды облучения  устанавливаются специальные ограничения. Эффективная доза для персонала за период трудовой деятельности (50 лет) не должна превышать 1000 мЗв, а для населения за период жизни (70 лет) — 70 мЗв. При одновременном воздействии на человека источников внешнего и внутреннего облучения годовая эффективная доза не должна превышать указанных ПД.

       Годовое поступление радионуклидов через органы дыхания и среднегодовая объемная активность их во вдыхаемом воздухе не должны превышать числовых значений ПГП и ДОА, приведенных в приложениях П-1 и П-2, где ПД взяты равными 20 мЗв в год для персонала и 1 мЗв в год для населения. В условиях нестандартного поступления радионуклидов величины ПГП и ДОА устанавливаются методическими указаниями федерального органа Госсанэпиднадзора.

       Для женщин в возрасте до 45 лет, работающих с источниками излучения, вводятся дополнительные ограничения: эквивалентная доза на поверхности нижней части области живота не должна превышать 1 мЗв в месяц, а поступление радионуклидов в организм за год не должно быть более 1/20 предела годового поступления для персонала. В этих условиях эквивалентная доза облучения плода за 2 месяца невыявленной беременности не превысит 1 мЗв. Администрация организации (предприятия) обязана перевести беременную женщину на работу, не связанную с источниками ионизирующего излучения, — с того дня, когда она сообщила о беременности, — на период беременности и грудного вскармливания ребенка. Для студентов и учащихся старше 16 лет, проходящих профессиональное обучение с использованием источников излучения, годовые дозы не должны превышать значений, установленных для персонала группы Б.

       Планируемое облучение персонала группы А выше установленных пределов доз при ликвидации или предотвращении аварии может быть разрешено только в случае необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения. Планируемое повышенное облучение допускается для мужчин старше 30 лет лишь при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Планируемое повышенное облучение в эффективной дозе до 100 мЗв в год и эквивалентных дозах не более двукратных значений, приведенных выше, допускается с разрешения территориальных органов Госсанэпиднадзора, а облучение в эффективной дозе до 200 мЗв в год и четырехкратных значений эквивалентных доз — только с разрешения федерального органа Госсанэпиднадзора.

       Повышенное  облучение не допускается: для работников, ранее уже облученных в течение  года в результате аварии или запланированного повышенного облучения с эффективной  дозой 200 мЗв или с эквивалентной  дозой, превышающей в 4 раза указанные ПД; для лиц, имеющих медицинские противопоказания для работы с источниками излучения.

       Лица, подвергшиеся облучению в эффективной  дозе, превышающей 100 мЗв в течение  года, при дальнейшей работе не должны подвергаться облучению в дозе свыше 20 мЗв в год. Облучение эффективной дозой свыше 200 мЗв в течение года — потенциально опасное. Работников, получивших такую дозу, следует немедленно выводить из зоны облучения и направлять на медицинское обследование. Последующая работа с источниками излучения этим лицам может быть разрешена только в индивидуальном порядке с учетом их согласия по решению компетентной медицинской комиссии. Лица, не относящиеся к персоналу, но привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, должны быть оформлены и допущены к работам как персонал группы А.

       Ограничение природного облучения. Допустимое значение эффективной дозы, обусловленной суммарным воздействием природных источников излучения, для населения не устанавливается. При проектировании новых жилых и общественных зданий должно быть предусмотрено, чтобы среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность (ЭРОА) изотопов радона и тория в воздухе помещений не превышала 100 Бк/м3, а мощность эффективной дозы гамма-излучения не превышала мощность дозы на открытой местности более чем на 0,3 мкЗв/ч.

       При многофакторном воздействии должно выполняться условие: сумма отношений  воздействующих факторов к значениям, приведенным выше, не должна превышать  1. На основании значений ПГП радионуклидов через органы пищеварения, соответствующих пределу дозы 1 мЗв в год и квот от этого предела, может быть рассчитана для конкретных условий допустимая удельная активность основных пищевых продуктов с учетом их распределения по компонентам рациона и в питьевой воде, а также с учетом поступления радионуклида через органы дыхания и внешнего облучения.

       Ограничение медицинского облученияПринципы контроля и ограничения радиационных воздействий в медицине основаны на получении необходимой и полезной диагностической информации или терапевтического эффекта при минимально возможных уровнях облучения. При этом не устанавливаются ПД, но используются принципы обоснования назначения радиологических медицинских процедур и оптимизации мер защиты пациентов.

       При проведении профилактических медицинских рентгенологических исследований и научных исследований практически здоровых лиц годовая эффективная доза облучения этих лиц не должна превышать 1 мЗв. Установленный норматив годового профилактического облучения может быть превышен лишь в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, требующей проведения дополнительных исследований или вынужденного использования методов с большим дозообразованием. Такое решение о временном вынужденном превышении этого норматива профилактического облучения принимается областным (краевым, республиканским) управлением здравоохранения.

       Проведение  научных исследований на людях с  источниками излучения должно осуществляться по решению федерального органа здравоохранения. При этом требуется обязательное письменное согласие испытуемого и предоставление ему информации о возможных последствиях облучения. Лица (не являющиеся работниками рентгенорадиологического отделения), оказывающие помощь в поддержке пациентов (тяжелобольных, детей) при выполнении рентгенорадиологических процедур, не должны подвергаться облучению в дозе, превышающей 5 мЗв в год. Мощность дозы гамма-излучения на расстоянии 1 м от пациента, которому с терапевтической целью введены радиофармацевтические препараты, не должна превышать при выходе из радиологического отделения 3 мкЗв/ч.

       Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ—99) устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения; являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, перепрофилировании и выводе из эксплуатации радиационных объектов.

   От радиационного контроля и учета освобождаются:

  • электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ;
  • др. электрофизические устройства, в условиях нормальной эксплуатации которых мощность эквивалентной дозы в любой точке на расстоянии 0,1 м от поверхности аппаратуры не превышает 1,0 мкзВ/ч.

РБ на объекте и вокруг него обеспечивается:

  • качеством проекта радиационного объекта;
  • обоснованным выбором района и площадки для размещения радиационного объекта;
  • физической защитой источников излучения;
  • зонированием территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;
  • условиями эксплуатации технологических систем;
  • санитарно-эпидемиологической оценкой и лицензированием деятельности объекта;
  • санитарно-эпидемиологической оценкой изделий и технологий;
  • наличием системы радиационного контроля;
  • планированием и проведением мероприятий по обеспечению РБ персонала и населения при нормальной работе объекта, реконструкции и выводе из эксплуатации;
  • повышением радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

   РБ персонала обеспечивается:

       а) ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту и полу, по состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и др. показателям;

       б) знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;

       в) достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

       г) созданием условий труда, отвечающих требованиям ОСПОРБ-9 и НРБ-9;

       д) применением средств индивидуальной защиты;

       е) соблюдением установленных контрольных уровней;

       ж) организацией радиационного контроля;

       з) организацией системы информации о радиационной обстановке;

       и) проведением эффективных мероприятий по защите персонала при получении повышенного облучения в случае радиационной аварии.

РБ населения обеспечивается:

       а) созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям НРБ-99 и ОСПОРБ-99;

       б) установлением квот на облучение от разных источников излучения;

       в) организацией радиационного контроля;

       г) эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

       д) организацией системы информации о радиационной обстановке.

       При разработке мероприятий по снижению доз облучения персонала и  населения следует исходить из следующих  основных положений: индивидуальные дозы должны в первую очередь снижаться там, где они превышают допустимый уровень облучения; мероприятия по коллективной защите людей в первую очередь должны осуществляться в отношении тех источников излучения, где возможно достичь наибольшего снижения коллективной дозы облучения при минимальных затратах; снижение доз от каждого источника излучения должно прежде всего достигаться за счет уменьшения облучения критических групп для этого источника излучения.

       Применение  радиоактивных веществ в различных  областях хозяйства путем их введения в вырабатываемую продукцию (независимо от физического состояния продукции) разрешается при наличии санитарно-эпидемиологичесого заключения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять Госсанэпиднадзор.

       Оценка  действующей системы обеспечения  РБ в организации и в каждом регионе должна основываться на следующих  основных показателях, предусмотренных  Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения":

  • характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
  • анализ обеспечения мероприятий по РБ и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области РБ;
  • вероятность радиационных аварий и их масштаб;
  • степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
  • анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
  • число лиц, подвергшихся облучению выше установленных ПД облучения.

       Все указанные показатели необходимо представить  в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий, характеризующих уровень обеспечения РБ работников данной организации или населения территории, которые разработаны и утверждены в порядке, установленном Правительством РФ. Анализ данных, приведенных в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий, следует проводить путем сопоставления их с требованиями НРБ-99 и ОСПОРБ-99, с прежними данными и с аналогичными показателями др. организаций и территорий. Для оценки состояния РБ используется показатель радиационного риска. В наибольшей степени этот риск характеризует суммарная накопленная эффективная доза от всех источников излучения. Значимость каждого источника излучения следует оценивать по его вкладу в суммарную эффективную дозу.

       В ОСПОРБ-99 приводится классификация радиационных объектов по потенциальной опасности и требования к их проектированию. Потенциальная опасность радиационного объекта определяется его возможным радиационным воздействием на население при радиационной аварии. Потенциально более опасными являются радиационные объекты, в результате деятельности которых при аварии возможно облучение не только работников объекта, но и населения. Наименее опасными радиационными объектами являются те, где исключена возможность облучения лиц, не относящихся к персоналу. По потенциальной радиационной опасности установлены 4 категории радиационных объектов:

I категория — при аварии возможно радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по защите населения;

Информация о работе Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Нормы радиационной безопасности