Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:31, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы к экзамену по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Работа содержит 1 файл

БЖД Шпоры ч.1.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

  В 1994г. Госкомсанэпиднадзором РФ введены "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям  вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и  напряженности трудового процесса" (руководство Р 2.2.013-94). В нем помимо оптимальных, допустимых и вредных УТ введен класс опасных (экстремальных) УТ, расширен и уточнен перечень негативных факторов, по которым проводится оценка, а в классе вредных УТ выделено 4 степени. Для первой из них характерны обратимые отклонения от нормативов, тем не менее приводящие к риску развития заболевания; при второй степени отклонения от нормативов приводят к начальным признакам профзаболеваний и повышают общую заболеваемость, при третьей - вызывают легкие формы профзаболеваний, а при четвертой - тяжелые формы. Опасными или экстремальными считаются такие концентрации или уровни вредных факторов, которые создают угрозу жизни или высокий риск тяжелых форм заболеваний.

  Оптимальные нормативы установлены только для параметров микроклимата, а для вредных факторов условно за оптимальные принимаются значения, безопасные для населения (обычно в несколько раз меньшие, чем ПДК и ПДУ рабочей зоны).

  Физиологией труда разработаны рекомендаций по оптимизации рабочих движений (замене статических усилий на менее тягостные динамические), выбору наименее утомляющих движений в оптимальном рабочем пространстве (для рук - в дугах 34...40 см от предплечей), оптимальных усилий (для двух рук при движениях к себе - не более 54 кг, для одной руки - не более 20 кг, при движении от себя соответственно 72 и 59 кг) и т.д. Направления движений должны совпадать с движениями объекта управления (включение скорости - от себя, а торможение - к себе).

  В производственном обучении должны учитываться физиологические механизмы формирования двигательных навыков. Навыком называется доведенное до автоматизма в результате упражнений умение совершать целенаправленные действия. Процесс выработки сложных двигательных навыков, как показано Н.А. Бернштейном, происходит быстрым, "постигающим скачком" (например, при обучении плаванью или езде на велосипеде).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВОПРОС  № 6

  Микроклимат помещений и его  гигиеническое нормирование.  Под микроклиматом помещений понимают создаваемые в них метеорологические условия, к которым относятся температура ( t , °С) и скорость движения воздуха ( V , м/с), его влагосодержание (φ, %), тепловое излучение и уровень барометрического давления (Рб). При этом t и V влияют на конвекционный перенос тепла (Qконв), φ и V определяют теплоотдачу испарений (Qисп), от теплового излучения зависят теплоперенос радиацией (Qрад). Уровень Рб существенно влияет на конвекционной теплоперенос и перенос тепла проведением - кондукцией (Qконд), что необходимо учитывать при обеспечении работ в условиях повышенного (кессоны) или пониженного (высокогорье) давления. Важное значение для теплообмена организма имеет уровень его энергетического обмена (Qмет), который резко возрастает при увеличения физического компонента деятельности, а также теплоизоляционная способность одежды и время воздействия.Общее воздействие микроклимата на тепловое состояние может быть выражено уравнением теплового баланса: Qмет ± Qконд ± Qрад ± Qконв – Qисп  = 0. При нулевом значении баланса обеспечивается постоянство t тела, при плюсовом - развивается перегревание организма, при отрицательном - его охлаждение. При перегревании основным путем теплоотдачи становится испарение, которое в комфортных условиях равно 40 г/ч. При высокой  t и интенсивной физической работе испарение может достигать 12 л за смену. Допустимые влагопотери испарением при 7...8-часовой смене составляют 250 г/ч, а 1...2-часовой - 800 г/ч.Теплообмен организма в оптимальных или комфортных условиях только на 25% обеспечивается испарением, а резкое увеличение испарения свидетельствует о напряжении системы терморегуляции. При низких t повышается теплопродукция за счет непроизвольного сокращения мышц (дрожь), высокая t резко снижает физическую работоспособность и ускоряет развитие утомления (при t +40 °С утомление операторов ТС наступает в 2 раза быстрее, чем в комфортных условиях). Снижение t воздуха до + 10°С нарушает координацию пальцев кисти, что отрицательно сказывается на качестве работы операторов ТС.

  Экстремальные t при продолжительном воздействий вызывают простудные заболевания, увеличивают трудопотери, приводят к отморожениям, тепловому и солнечному ударам (в первом случае вследствие перегрева всего организма, во втором - перегрева головного мозга). Указанные поражения, случившиеся на работе, расследуются и учитываются как несчастные случаи; видом происшествия, приведшим к ним, указывается воздействие экстремальных t.

  Организм  человека может адаптироваться (приспособлять свое строение и функции) к определенным климатическим условиям. Адаптированность, как правило, закрепляется генетически. При временном  негенетическом приспособлении говорят об акклиматизации, которая занимает около 4...6 месяцев и заключается в определенной перестройке энергетического обмена и системы терморегуляции.

  Нормирование  параметров микроклимата проводят или  по комплексным показателям, учитывающим одновременное воздействие двух и более факторов, или раздельно по каждому фактору. В нормативных документах РФ принято нормирование раздельно по каждому фактору (ГОСТ 12.1.005-88 и СН 4088-86) - по t , φ и V. Указанными документами предусмотрено применение оптимальных и допустимых норм, т.е. соответственно значения показателей микроклимата, не вызывающих напряжения механизмов терморегуляций и вызывающих эти напряжения, но не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей. В них учитываются сезонные изменения энергетического обмена (Qмет) и характера одежды (приводятся нормы для теплого и холодного периодов года со среднесуточными t наружного воздуха соответственно выше и ниже +10˚С), а также категории тяжести работ (см. п.п. 1.1.1). Так, значения оптимальной t в холодный период при увеличении тяжести работы с Iа до III снижаются от 22 … 24 до 16 … 18˚С, а в теплый период – с 23 …25 до 18 … 20˚С. Допустимые t устанавливаются раздельно для постоянных и непостоянных РМ (на последних работающий находится менее 50% или 2 ч непрерывно). При этом диапазон допустимых t на постоянных РМ соответственно изменяется с 25…21 до 19…13˚С и с 28…22 до 26…15˚С (на непостоянных РМ эти значения на 2…3˚С меньше). Оптимальная φ во всех условиях должна быть 40…60%, а допустимая φ – в холодный период 75%, в теплый – 55…75%. Оптимальная V равна 0,1…0,4 м/с, а допустимая – 0,1…0,6 м/с.

  Радиационная  t учитывается введением специальных норм для помещений с избытками явного тепла. Нормами установлены и допустимые перепады t воздуха по горизонтали и вертикала.

  Комплексные показатели микроклимата используют в  РФ только в гигиенической классификации УТ по вредным и опасным факторам, которая применяется для установления доплат за указанные условия. Кроме того, в Руководстве Р 2.2.013-94 микроклиматические условия оцениваются по WBGT -индексу, который рассчитывается по показателям сухого, влажного и радиационного (шарового) термометров. На Западе большое распространение получили шкалы комфортных условий, например, стандарт по комфорту Американского общества инженеров-специалистов по нагреву, охлаждению и кондиционированию воздуха (АSHRAE). В нем зона комфорта для зимних и летних условий определяется с учетом всех 4 микроклиматических факторов, теплоиэоляционной способности одежды и уровня энергетического обмена. Зоны комфорта устанавливаются при их приемлемости для 94% людей.

  Уровень Рб влияет не только на тепловое состояние организма. Уменьшение давления, при подъеме на высоту, снижает парциальное давление кислорода Ро2 (на высоте 2000...3000 м Ро2 снижается со 120 до 70 мм рт.ст., что вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем). При падении Ро2 до 60 мм рт.ст. (высота 4000 м) сердце и легкие уже не обеспечивают требуемого поступления О2. Наступает кислородное голодание - гипоксия (при этом наблюдается падение работоспособности, головная боль и т.д.). Еще опаснее очень быстрое - в течение долей секунды - снижение давления при разгерметизации кабин или скафандров, как это было с советскими космонавтами в 1971г. В этом случае наступает практически мгновенное выделение растворенных в жидкостях организма газов, в крови образуются газовые пузырьки, перекрывающие мелкие сосуды (газовая эмболия). Такое же явление может развиваться и в случае декомпрессии при работах под повышенным давлением (например, в кессонах). Декомпрессионная (или кессонная) болезнь способна привести к гибели человека. Работы под повышенные давлением связаны с еще одной опасностью: 02 при высоких давлениях становится токсическим веществом, а азот - "веселящим" газом. Поэтому для профилактики отравлений и травм работы под высоким давлением требуют использоватья специальных дыхательных смесей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВОПРОС  № 7

  Основы  эргономики и инженерной психологии. Главным компонентом трудовой деятельности все чаще становится умственный труд, соответственно возрастает значение психологических факторов человека. Оптимизацией труда на основе учета, прежде всего, психологических свойств человека (а также физиологических и антропометрических) занимается эргономика. Информационное взаимодействие человека и машины является объектом исследования инженерной психологии. Основные цели этих наук заключаются в дальнейшей гуманизации трудовой деятельности, рациональной организации конструкций РМ и всех его компонентов - органов управления (ОУ), средств отображения информации (СОИ) и рабочего кресла, создании научно обоснованных РТО, разработке и внедрению профессионального психофизиологического отбора и т.д.

  Гуманизация современных видов труда требует  повышения его содержательности, предупреждения развития отрицательных психологических состояний в процессе деятельности, обеспечения всестороннего развития личности. Эффективное современное производство невозможно без высокой специализации, постоянного углубляющегося разделения труда. Однако  эти процессы ведут к однообразию рабочих операций и возрастающей монотонности трудовых процессов. Переход к полной автоматизации снижает содержательность деятельности, вызывает отчуждение работников и является одной из причин психического пресыщения. Информационные перегрузки, характерные для сложных ТС, дефицит времени и высокая ответственность за принимаемые решения приводят к развитию состояния психоэмоциональной напряженности и психологического стресса, снижающего работоспособность и приводящего в конечном счете к росту сердечно-сосудистых заболеваний.

  Состояние монотонии проявляется в пониженной психической активности при частом повторении элементарных операций или при резком ограничении внешних раздражителей и низких уровнях рабочей нагрузки. При монотонии через 30...60 мин снижается качество работы, появляются жалобы на усталость и сонливость. Для борьбы с ней применяют чередование рабочих операций, изменение ритма работы, динамический микроклимат и т.д.

  При психическом пресыщении идет активное преднамеренное отрицание определенной деятельности, тенденция к перемене места работы  с жалобами на отсутствие перспектив, плохое здоровье и т.д. Причиной пресыщения являются глубокие нарушения мотивации, ощущение своей ненужности на работе. Развитию такого состояния во многом способствовала полная автоматизация производственного процесса. Нашими психологами был выдвинут принцип активного оператора, предусматривается повышение содержательности труда, создание определенного уровня рабочей нагрузки и повышение мотивации.

  Особое  значение из психических состояний, связанных с трудовой деятельностью, имеет стресс (напряжение). Он был предложен для обозначения трехэтапной (тревога-адаптация-истощение) неспецифической реакции организма на повреждение, постепенно стрессом стали называть и нервно-психическое напряжение (психологический стресс). Повышенное напряжение вначале может даже улучшить некоторые функции (например, величину мышечных усилий), но сразу же ухудшает сложные интеллектуальные действия, вызывает чувство растерянности и невозможность сосредоточиться, мышечную скованность и непроизвольное напряжение мышц. Увеличиваются ошибки, появляются неадекватные реакции и может наступить срыв деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"