Техногенные катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:42, доклад

Описание работы

Cамое страшное происходит в том случае, когда имеет место техногенная катастрофа. Чаще всего это происходит по вине человека. Постоянная бесхозяйственность, безалаберность, отсутствие элементарной ответственности может привести порой к ужасающим последствиям. Именно поэтому, тема Техногенной катастрофы является более чем актуальной в настоящее время

Содержание

Введение. ……………………………………………………………. 3 стр.
1.Техногенная катастрофа и её виды. ……………………………… 4 стр.
2.Причины и последствия техногенных аварий. …………………… 7 стр.
3.Меры и средства предотвращения техногенных аварий. ……… 15 стр.
Заключение. ………………………………………………………. 19 стр.
Список используемой литературы. …………………………….. 20 стр.

Работа содержит 1 файл

ОБЖ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

 
Для того чтобы возник пожар необходимо три компонента: горючее вещество, кислород и первоначальный источник теплоты с энергией, достаточной  для начала реакции горения.  Образование пламени связанно с газообразным состоянием вещества, поэтому горение жидких и твёрдых веществ, сопровождающееся возникновением пламени, предполагает их предварительный переход в газообразную фазу.  При пожарах существует несколько различных опасных факторов. Первый из них - это повышенные температуры в зоне горения. Они могут привести к тепловым ожогам поверхности кожи и внутренних органов людей, а также вызвать потерю несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений. 
Вторым фактором является поступление в воздух рабочей зоны значительного количества вредных продуктов сгорания, в большинстве случаев приводящее к острым отравлениям людей.
 

3.Аварии  в коммунальных  системах жизнеобеспечения.

В основном происходят в городах и крупных поселках, где наблюдается большое скопление  людей, промышленных предприятий. Помимо материального ущерба такие аварии наносят серьезный моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения.

Четыре группы аварий:

· На канализационных  системах;

· На тепловых сетях;

· В системах водоснабжения;

· На коммунальных газопроводах.

4.Аварии на очистных сооружениях.

Существует две  группы аварий на очистных сооружениях:

- На очистных  сооружениях сточных вод промышленных  предприятий с выбросом более  10 тонн.

- На очистных  сооружениях промышленных газов  с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Опасность в  залповых выбросах отравляющих или  токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным  воздействием на персонал. 

5.Аварии с выбросом вредных веществ.

 На многих  предприятия для технологических целей применяют вредные, в том числе сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). Так, например, хлор и аммиак используют на многих предприятиях текстильной, химической, пищевой промышленности. В различных производствах широко применяются щелочи, кислоты и другие агрессивные и сильнодействующие вещества. 
При аварийных разгерметизациях ёмкостей, оборудования, с содержанием токсичных веществ или их перевозка, связанны с повышенным риском опасностей, так как выход наружу этих веществ приводит к превышению предельно допустимой концентрации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы.

В зависимости  от термодинамического состояния жидкости при хранении, находящейся в ёмкости, возможно три варианта протекания процесса при разгерметизации ёмкости:

- при больших перегревах жидкость может полностью переходить во взвешенное мелкодисперсное и парообразное состояние с образованием токсичных, вредных и пожаро- взрыво- опасных смесей;  

- при низких  энергетических параметрах жидкости  происходит спокойный её пролив на твёрдую поверхность, а испарение осуществляется путём теплоотдачи от твёрдой поверхности;  

- промежуточный  режим, когда в начальный момент  происходит резкое вскипание  жидкости с образованием мелкодисперсной  фракции, а затем наступает  режим свободного испарения с относительно низким скоростями.  Ряд веществ в промышленных условиях хранится и используется при низких температурах (криогенных температурах) в жидком состоянии. Наиболее часто встречаются: жидкий кислород и азот, жидкий водород, гелий и т.д. Эти вещества в общепринятом понимании нельзя назвать ядовитыми или токсичными, но поступление их в атмосферу в большом количестве может вызвать вытеснение из неё кислорода, что также создаст определённых размеров опасную зону. 
 
Кроме того некоторые из этих веществ являются окислителями или пожаро- взрыво- опасными веществами, низкие температуры этих веществ могут привести  к дополнительным опасным факторам, таким как потенциальная опасность ожогов поверхности тела и внутренних органов у людей, а также к потере несущей способности силовых элементов зданий, машин и механизмов за счёт хладноломкости.  Используемые в настоящее время, в промышленности криопродукты можно подразделить на три типа:

-нейтральные криопродукты (азот, гелий),

-криопродукты-окислители (кислород),

-горючие криопродукты (водород, метан).

При сбросе в  атмосферу каждого из трёх типов  криопродуктов в зоне выброса  создаются свои специфические опасности. 

6.Аварии на гидротехнических сооружениях.

Опасность возникновения  затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

Значительные  участки местности через 15 - 30 минут  обычно оказываются затопленными слоем  воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому  гидроузлу имеются схемы и  карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено  строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении  на прежние места необходимо остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться - возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

7.Аварии на транспорте.

Чрезвычайные  ситуации на железной дороге могут  быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для  пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры  должны строго соблюдать правила  поведения в поездах.

Чрезвычайные  ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам  не удается избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять  машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся  на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

Как правило, после  удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГАИ.

8.Аварии на морском и речном транспорте.

Ежегодно в  мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

При кораблекрушении  по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей  последовательности: вначале женщины  и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к  берегу или к трассе прохождения  пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.

9.Аварии на авиационном транспорте.

Безопасность  полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

Пассажиры обязаны  занимать места согласно номерам, указанным  в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого  ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся  аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное  оборудование.

Если полет  будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и  посадке пассажир должен пристегнуть  ремни безопасности. При аварийной  посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета. 

Технический прогресс делает нашу жизнь комфортнее. Однако техногенные катастрофы не только уносят тысячи человеческих жизней, но и обходятся  государствам и корпорациям в гигантские суммы.

15 апреля 1912 года затонул «Титаник», считавшийся на тот момент одним из самых дорогих океанских лайнеров. Более 1500 человек расстались с жизнью в ледяной воде в результате столкновения корабля с айсбергом. Стоимость «Титаника» составляла 7 миллионов долларов, что в пересчете по курсу сегодняшнего дня примерно соответствует сумме 150 миллионов долларов США.

26 апреля 1986 года в результате разрушения 4-го энергоблога Чернобыльской АСЭ произошел взрыв ядерного реактора и выброс радиоактивных веществ в атмосферу и воду. 336 тысяч человек были переселены с постоянных мест обитания. Количество погибших в результате аварии - в первые дни ядерного взрыва составляет 57 человек. Из 600 тысяч человек, участвовавших в разное время в ликвидации последствий аварии, 4 тысячи умерли от рака. Общие расходы на устранение последствий, эвакуацию населения и компенсации пострадавшим оцениваются приблизительно в 200 миллиардов долларов США.

6 июля 1988 года в результате ошибки технического персонала, занимающегося проверкой и заменой предохранительных клапанов, на нефтяной платформе «Пайпер Альфа» произошел взрыв и пожар. В течение 2 часов платформа была объята пламенем. В результате катастрофы погибли 167 рабочих, а компания «Оксиден петролеум» понесла ущерб в 3,4 миллиарда долларов США.

24 марта 1989 года капитан танкера «Эксон Вальдес» ненадолго оставил управление, в результате чего танкер врезался в риф, и в море вылилось 10,8 млн. галлонов нефти (более 30 тысяч кубических метров). Данный разлив нефти не был самым большим, с точки зрения количества нефти, однако на стоимость уборки нефтяного пятна повлияла удаленность места катастрофы от берега. В итоге на нее было потрачено 2,5 миллиарда долларов США.

Информация о работе Техногенные катастрофы