Техногенные катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:42, доклад

Описание работы

Cамое страшное происходит в том случае, когда имеет место техногенная катастрофа. Чаще всего это происходит по вине человека. Постоянная бесхозяйственность, безалаберность, отсутствие элементарной ответственности может привести порой к ужасающим последствиям. Именно поэтому, тема Техногенной катастрофы является более чем актуальной в настоящее время

Содержание

Введение. ……………………………………………………………. 3 стр.
1.Техногенная катастрофа и её виды. ……………………………… 4 стр.
2.Причины и последствия техногенных аварий. …………………… 7 стр.
3.Меры и средства предотвращения техногенных аварий. ……… 15 стр.
Заключение. ………………………………………………………. 19 стр.
Список используемой литературы. …………………………….. 20 стр.

Работа содержит 1 файл

ОБЖ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

13 ноября 2002 года во время сильного шторма у берегов Испании нефтяной танкер «Престиж», перевозивший 77 000 тонн горючего, получил повреждения. В результате шторма «Престиж» сломался пополам, и 20 миллионов галлонов (более 75 тысяч кубических метров) мазута вылились в море. Устранение последствий этой катастрофы обошлось в 12 миллиардов долларов США.

1 февраля 2003 года во время возвращения на Землю взорвался космический шаттл «Колумбия». Причиной аварии стал отлетевший фрагмент обшивки термозащиты. Стоимость самого шаттла составляла 2 миллиарда долларов США. На расследование катастрофы была потрачена сумма в 500 миллионов долларов США, что сделало это расследование самым дорогостоящим в истории авиации. Общая стоимость катастрофы, согласно данным NASA, составила 13 миллиардов долларов США.

26 августа 2004 года на мосту в Германии автомобиль столкнулся с бензовозом, который перевозил 32 тысячи литров топлива. В итоге бензовоз вылетел на ограждение, упал с высоты 90 футов и взорвался, повредив мост. Ремонт моста обошелся в 40 миллионов долларов США, а на его полную замену понадобилась сумма в 318 миллионов долларов США.

23 февраля 2008 года произошел самый дорогой несчастный случай в истории авиации. «B-2 Spirit» (Stealth Bomber) рухнул на землю вскоре после вылета с военной базы на острове Гуам. Следователи пришли к выводу, что причиной аварии стал сбой в системе управления полетом, произошедший из-за попадания влаги. Всего на вооружении ВВС США осталось 20 таких самолетов. Оба пилота успешно катапультировались.

12 сентября 2008 года в Калифорнии пассажирский поезд компании «Метролинк» столкнулся с грузовым составом компании «Юнион Пасифик». Причиной аварии стала невнимательность машиниста «Метролинк», отвлекшегося на SMS, из-за чего поезд проехал на красный свет. В результате 25 человек погибло, а денежные потери компания «Метролинк» составили 500 миллионов долларов США, включая выплаты родственникам погибших пассажиров. 

В конце уходящего  века техногенные катастрофы происходят гораздо чаще, чем в начале. И  это, с одной стороны, явно связано  со стремительным развитием научно-технического прогресса, создающего "технические шедевры" с точки зрения мощности, вариантов электронного управления, скоростей и тому подобное. Техногенные катастрофы - страшная дань, которую человечество платит за прогресс. Они происходят с учащающейся периодичностью и с кровавыми последствиями, верхний предел которых никто не в состоянии представить.

Для обеспечения  безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются  специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования. 
 
 
 
 

      3.Меры и средства предотвращения техногенных аварий.    

При крупных  авариях и катастрофах организация  работ по ликвидации последствий  проводится с учетом обстановки, сложившейся после аварии или катастрофы, степени разрушения и повреждения зданий и сооружений, технологического оборудования, агрегатов, характера аварий на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта и других условий.

Работы по организации  ликвидации последствий аварий и  катастроф проводятся в сжатые сроки: необходимо быстро спасти людей, находящихся под обломками зданий, в заваленных подвалах, и оказать им экстренную медицинскую помощь, а также предотвратить другие катастрофические последствия, связанные с гибелью людей и потерей большого количества материальных ценностей.

С возникновением аварии или катастрофы начальник гражданской обороны на основании данных разведки и личного наблюдения принимает решение на ликвидацию последствий и ставит задачи формированиям.

Начальники участков руководят спасательными и неотложными  аварийно-восстановительными работами. Они указывают командирам формирований наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, определяют материально-техническое обеспечение, сроки окончания работ и представляют донесения об объеме выполненных работ, организуют питание, смену и отдых личного состава формирований.

Мероприятия   по   предупреждению крупных аварий и катастроф. Крупные производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб народному хозяйству, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое государственное значение. Современное промышленное предприятие является сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит от состояния других предприятий отрасли, объектов смежных отраслей, обеспечивающих поставки по кооперации, а также от состояния энергоснабжения, транспортных коммуникаций, связи и т. п. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и проведения, спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. 

Наиболее эффективным  мероприятием является закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно снизить материальный ущерб в случае, если авария произойдет. Так, для снижения пожарной опасности предусматривается уменьшение удельного веса сгораемых материалов. При проектировании новых и реконструкции существующих систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных целей, но и для случая возникновения пожара. Подобные решения разрабатываются и по другим элементам производства. Учитываются - требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т. д.

Таким образом, эти мероприятия разрабатываются  и внедряются комплексно, с охватом  всех вопросов, от которых зависит  безаварийная работа объектов, с учетом их производственных и территориальных особенностей, с привлечением всех звеньев управления производственной деятельностью.   

Средства  предотвращения техногенных аварий:

 

1.Средства  взрывозащиты герметичных  систем.  

Любое оборудование повышенного давления должно быть укомплектовано системами взрывозащиты, которые  предполагают:

- применение  оборудования, рассчитанного на  давление взрыва; 

- применение  гидрозатворов, огнепреградителей,  инертных или паровых завес;   

- защиту аппаратов  от разрушения при взрыве с  помощью устройств аварийного  сброса давления (предохранительные мембраны и клапаны, быстродействующие задвижки, обратные клапаны и т.д.).

Взрывозащита  систем повышенного давления достигается также организационно-техническими мероприятиями; разработкой инструктивных материалов, регламентов, норм и правил ведения технологических процессов; организацией обучения и инструктажа обслуживающего персонала; контролем и надзором за соблюдением норм технологического режима, правил и норм техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности и т.п.  

Трубопроводы. Для того чтобы внешний вид трубопровода указывал на свойства транспортируемой среды, введена их опознавательная (сигнальная) окраска (ГОСТ 1402-69). 
Например: вода - зелёный, воздух - синий, щёлочи - фиолетовые и т.д.   Для обозначения вида опасности транспортируемого по трубопроводу вещества на его поверхность дополнительно наносят сигнальные кольца. Их число определяется степенью опасности. Кольца предусмотрены: красного цвета - для взрывоопасных; зелёного цвета - для безопасных и нейтральных веществ; жёлтого цвета - для токсичных веществ, а также глубокого вакуума, высокого давления. 
Все трубопроводы после монтажа и периодически в процессе эксплуатации подвергаются гидравлическим испытаниям на прочность при пробном давлении на 25% превышающем рабочее, но не менее 0,2 Мпа.  Предохранительные устройства. Каждый сосуд или ёмкость должен дополнительно быть снабжён устройством от повышения давления выше допустимого.

 В качестве  предохранительных устройств применяются:   

1) предохранительные  мембраны - предельная простота их  конструкции характеризует их  как самые надёжные из всех  существующих средств взрывозащиты, кроме того они практически не имеют ограничений по пропускной способности. Хотя у них есть свои существенные недостатки, что после срабатывания защищаемое оборудование остаётся открытым, что приводит к остановке оборудования и выбросу в атмосферу содержимого аппарата;

2) взрывные клапаны  - использование их на технологическом  оборудовании даёт возможность  устранения негативных последствий,  так как после срабатывания  и сброса необходимого количества  газа через взрывной клапан  его сбросное отверстие вновь закрывается, обеспечивая тем самым продолжительность работы оборудования. 
К их недостатку следует отнести большую инерционность по сравнению с мембранами, значительную сложность конструкции,  а также недостаточную герметичность;  

3) пружинные  предохранительные клапаны являются  самыми распространёнными в настоящее  время средством защиты технологического  оборудования от взрыва. Однако  и они имеют ряд существенных  недостатков, в основном определяющихся  большой инерционностью как грузовых, так и пружинных конструкций клапанов.  

С системами  находящимися под давлением, человек  сталкивается не только в промышленности, но и в быту. Мы используем ёмкости  и трубопроводы, содержащие пожаро- взрыво- опасные среды или среды находящиеся под повышенным давлением, такие как бытовые газовые баллоны, различные косметические распылители, трубопроводы с горячей и холодной водой и т.д. 
При эксплуатации данного вида оборудования необходимо соблюдать меры безопасности аналогичные тем, которые соблюдаются и на производственных условиях.  
 
 

2.Пожарная  защита производственных  объектов.  

Автоматическая  пожарная сигнализация является важной мерой предотвращения крупных пожаров, так как время между возникновением пожара и приезда пожарной бригады проходит много, что в большинстве случаев приводит к полному охвату пламенем помещения. Основная задача автоматической пожарной сигнализации - обнаружение начальной стадии пожара, передача извещения о месте и времени его возникновения и при необходимости включения автоматических систем пожаротушения и дымоудаления.  Функционально автоматическая пожарная сигнализация состоит из приёмно-контрольной станции, которая через сигнальные линии соединена с пожарными извещателями. 
Задача сигнальных извещателей является преобразование различных проявлений пожара в электрические сигналы.  Скорость срабатывания автоматической пожарной сигнализации в основном определяется скоростью срабатывания первичных извещателей. В настоящее время наиболее часто используются тепловые, дымовые, световые и звуковые пожарные извещатели.  Предотвращение развития пожара зависит не только от скорости его обнаружения, но и от выбора средств и способов пожаротушения.  Выбор средств и способов пожаротушения. 
 
Для подавления процесса горения можно снижать содержание горючего компонента, окислителя (кислорода воздуха), снижать температуру процесса или увеличить энергию активации реакции горения. В соответствии с этим в настоящее время при тушении пожаров используют один из следующих основных способов:

- изоляция очага горения от воздуха или снижение путём разбавления воздуха негорючими газами, концентрации кислорода в воздухе до значения, при котором не может происходить процесс горения;

- охлаждение  очага горения ниже определённых  температур (температур самовоспламенения, воспламенения и вспышки горючих веществ и материалов);

- интенсивное  ингибирование (торможение) скорость  химической реакции окисления; 

- механический  срыв пламени в результате  воздействия на него сильной  струи газа или жидкости;

- создание условий огнепреграждения, при которых пламя вынуждено распространяться через узкие каналы.   

Для реализации перечисленных способов тушения  пожаров используют различные огнетушащие  вещества. К ним относятся в  первую очередь вода самый дешёвый  и доступный материал, песок, пожарные щиты с оборудованием, огнетушители являются одним из наиболее эффективных первичных средств пожаротушения, инертные разбавители применяются для объёмного тушения, последнее время для тушения пожаров всё более широко применяют огнетушащие порошки.  Многие огнетушащие вещества, применяемые в автоматических системах пожаротушения, повреждают технологические установки. Поэтому выбор типа огнетушащего вещества должен определяться не только скоростью и качеством тушения пожара, но и необходимостью обеспечить минимальное суммарное повреждение, которое может быть причинено зданию и оборудованию.

                                             Заключение. 
 

Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.  
Немалую провоцирующую и стимулирующую роль в амбициях человека по отношению к природе сыграли технический прогресс, особенно бурный в ХIХ-ХХ столетиях, интенсивное развитие промышленно-энергетического потенциала, что привело к существенному повышению материального уровня жизни людей, ее комфортности. Следует отметить, что до последнего времени редко кто задумывался над опасными необратимыми последствиями этого процесса. Поставив перед собой задачу покорения природы, пользования благами все новых и новых технических достижений за счет ее нещадной эксплуатации, человечество, по существу, вступило на гибельный путь и пока еще продолжает по нему идти, несмотря на предостережения. Первый звонок-предостережение земляне получили в 1912 г. с гибелью «непотопляемого "Титаника"», второй — в 1986 г. (Чернобыльская катастрофа). Но в поведении человека этот сигнал тревоги ничего не изменил к лучшему. Остается ждать третьего звонка, но как бы он не стал и последним. Незащищенность человечества во всех функционирующих структурах системы жизнеобеспечения, складывавшейся тысячелетиями, становится угрожающей.  
Казалось бы, по мере развития цивилизации опасности и угрозы существованию человечества, странам и народам, лично каждому будут ослабевать. Но происходит обратное. Человек, оставаясь существом разумным, и человечество, обладая коллективным разумом, оказались неспособными осознать складывающиеся реальности, адекватно среагировать на новые угрозы в силу легкомыслия, беспечности, отсутствия информации или других обстоятельств. Именно собственным поведением людей объясняется катастрофичность нынешней ситуации в мире, подошедшем к роковой черте, когда перед цивилизацией встал выбор: либо погибнуть, либо, используя накопленный потенциал, выйти на принципиально иные решения относительно своего существования и развития. За беспечность надо расплачиваться. И в этом плане катастрофы являются не только предостережением, но и возмездием за неразумное, безнравственное поведение.
 
 

Информация о работе Техногенные катастрофы