Транспорт и его опасности. Экстремальные ситуации в природных и городских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:45, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности транспортных аварий и катастроф.
Исходя их поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- выделить сущность аварий и катастроф, критерии и отличия;
- рассмотреть виды транспортных аварий и катастроф, их причины и характеристики;

Содержание

Введение 3
1 Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте 4
1.1 Экстремальные ситуации аварийного характера на железнодорожном транспорте 4
1.2 Экстремальные ситуации аварийного характера на авиационном транспорте 7
1.3 Экстремальные ситуации аварийного характера на городском транспорте 10
2 Травматизм уличный, дорожно-транспортный. правила предупреждения 16
2.1 Уличный травматизм. Правила предупреждения 16
2.2 Дорожно-транспортный травматизм. Правила предупреждения 17
3 Общественный и частный транспорт. безопасность на общественном и частном транспорте. правила поведения 20
3.1 Правила безопасного поведения на транспорте (городском общественном, акционерных предприятий и частном) 20
3.2 Меры безопасности на железнодорожном транспорте 21
3.3 Особенности поведения в авиационном транспорте 21
3.4 Меры безопасности на речном и морском транспорте 22
3.5 Обеспечение безопасности дорожного движения 23
3.6 Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО БЖДdocx.docx

— 55.88 Кб (Скачать)

     Метрополитен  – сложная производственная система, включающая в себя элементы автоматики, телемеханики, вентиляции, водоснабжения и электроснабжения. Электрооборудование усиливает опасность возникновения экстремальных ситуаций, связанных с токопоражением людей и пожарами. Наиболее опасны в этом отношении рельсовые пути и туннели. Для обеспечения безопасности пассажиров воспрещается заходить в служебные помещения метрополитена, прикасаться к каким-либо элементам электрооборудования и спускаться на рельсовые пути.

     На  платформе в ожидании поезда следует  размещаться равномерно по длине  поезда, не заходя при этом за ограничительную  линию у края платформы. При необходимости поднять с путей оброненную вещь обращайтесь к дежурному по станции, но ни в коем случае не пытайтесь достать ее сами. К вагону до полной остановки поезда подходить не рекомендуется.

     Находясь  в вагоне, следует знать, где находится  его противопожарное оборудование, поскольку пожароопасность здесь достаточно велика, так как в оборудовании вагонов использованы синтетические и другие материалы. В предвидении этого в вагонах предусмотрено противопожарное оборудование, основным элементом которого является углекислотный огнетушитель. Над диваном на стене обозначены силуэт огнетушителя красного цвета и стрелка, указывающая местонахождение огнетушителя.

     Для экстренной связи с машинистом на стене находится приемно-передающее устройство. При возникновении экстремальной ситуации в вагоне надо, нажав кнопку устройства, оповестить машиниста о произошедшем. Для отключения дверей имеются краны, ручки которых надо повернуть на себя.

     Действия  в экстремальных ситуациях при  пожаре в метрополитене (особенно в  туннелях) усложняются, так как из-за замкнутости объема дым и токсичные продукты горения быстро образуют смертельные концентрации. При возникновении опасности свяжитесь с машинистом.

     При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойствие, а при длительной стоянке (более 10 мин) получите необходимую  информацию от поездной бригады, выполните  рекомендации. При необходимости  используйте противопожарное оборудование вагона и действуйте уверенно, без паники.

     Во  избежание пожара на метрополитене  не перевозите пожароопасные и взрывчатые вещества, токсичные материалы.

     При затоплении согласуйте свои действия с конкретными обстоятельствами и рекомендациями поездной бригады, окажите помощь слабым и пострадавшим.

     Для предотвращения травмирования в случае резкого торможения поезда старайтесь держаться за поручни, дуги спинок кресел, занять фиксированное положение. Не засыпайте во время движения.

     Одним из наиболее массовых видов городского транспорта является автобус. Экстремальные ситуации наиболее вероятны при посадке и высадке, в момент резких торможений, при возникновении пожара, затоплений.

     Посадку и высадку осуществляют только после  его полной остановки. При нахождении в автобусе не держите открытыми  двери, не стойте в проходе, около  дверей, не прислоняйтесь к дверям; занимайте места подальше от прохода, лучше всего в средней части  салона.

     Во  время движения обеспечьте себе устойчивое положение. Если нет возможности сесть, держитесь за поручень, но помните, что низкий поручень при резком торможении не удержит от падения. Находитесь лицом в сторону движения – так вы будете иметь информацию о возможной экстремальной ситуации. Не отвлекайте водителя от управления автобусом. Не рекомендуется спать, так как в этом случае можно своевременно не отреагировать на аварийную ситуацию.

     Безопасность  при дорожно-транспортном происшествии гарантируется устойчивым фиксированным положением тела. При сильном резком торможении возможна травма шеи, если вы не подготовлены к этому. Старайтесь компактно расположить голову, руки и ноги, чтобы они не оказались зажатыми при аварии. Сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте их под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги.

     При падении сгруппируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Чаще всего это приводит к вывихам и переломам. Падая, обхватив руками голову, постарайтесь упасть на бок, на сиденье или на пол автобуса, это позволит избежать значительных травм.

     При возникновении аварии не дезорганизуйте и без того сложную обстановку, не кричите, не мечитесь. При пожаре в автобусе необходимо как можно  быстрее его покинуть, используя  выходы, в том числе и аварийные.

     В практике нередки ситуации, связанные  с затоплением автобуса. В условиях полного затопления определяющим будет  являться фактор времени. При закрытых дверях и окнах до полного затопления салона водой имеется определенный резерв времени, которое следует  использовать для подготовки эвакуации  из автобуса.

     Освободитесь  от тяжелой, стесняющей движение одежды и обуви. Вещи оставьте на месте – жизнь дороже любых ценностей. Затем, набрав в легкие побольше воздуха, через аварийный выход как можно быстрее устремляйтесь вверх к поверхности.

     При возникновении экстремальных ситуаций в троллейбусе или трамвае действия людей в принципе аналогичны уже рассмотренным выше. Однако, поскольку и троллейбус, и трамвай являются энергоемкими видами транспорта, следует помнить об электробезопасности. 
 

 

     

     2 Травматизм уличный, дорожно-транспортный.     Правила предупреждения

 

     Травматизм  часто является следствием неправильного  поведения в опасной ситуации. Он может быть бытовым, уличным, дорожно-транспортным, спортивным и криминальным.

     2.1 Уличный травматизм. Правила предупреждения

 

     Уличный травматизм (не связанный с транспортом) возникает главным образом при падении на скользких тротуарах и лестницах, у подростков – во время игр без правил или игр в неположенных местах (на стройплощадках).

     Чтобы избежать травм на улице, следует:

     1) выполнять правила дорожного  движения;

     2) обращать внимание на свою  походку на скользкой улице.  Ступать нужно на всю подошву,  не торопиться, ноги слегка расслабить  в коленях. На подошву обуви  приклеить полоски (поперек) из  плотной ткани с помощью клея  «Момент» или обувного (специального) клея. Руки при ходьбе должны  быть свободными. Если падение неизбежно, нужно присесть и сгруппироваться. Это позволит не удариться головой.

     В последние годы хирурги-травматологи установили связь остеопороза с тяжелыми травмами конечностей (переломами) в зимнее время, на скользкой улице. Причем была выявлена связь между частым потреблением лимонадов, напитков типа «Пепси», «Спрайт» и прочих с остеопорозом. Это вызвано тем, что компонент напитков – ортофосфорная кислота – способствует активному выведению кальция из организма и кости становятся хрупкими, ломкими. Особенно это опасно для молодых и пожилых людей.

     Ранней  весной или во время оттепели зимой  старайтесь двигаться на расстоянии от домов и строений. Реальную опасность представляют сосульки и падающие с крыш куски льда. Предельно осторожным нужно быть зимой и весной во время снежной бури, метели, сильного ветра, так как при этом могут быть сорваны листы железа с парапетов и крыш домов, уличные фонари, большие ветки старых деревьев.

     Надо  обходить места, где над асфальтом  или грунтом поднимается пар, в этом месте могут быть промыты  водой подземные полости, провалившись в которые можно погибнуть  от ожогов. Не следует наступать  на крышки любых люков, их лучше обойти.

     Старайтесь  не переходить строительные траншеи  и ямы по случайным тропинкам, импровизированным мосткам, особенно если ямы заполнены водой.

     2.2 Дорожно-транспортный травматизм. Правила предупреждения

 

     Дорожно-транспортный травматизм преобладает среди несчастных случаев на улице. Из общего числа пострадавших детей в возрасте от 7 до 14 лет более 30% становятся инвалидами. Ежегодно из-за ДТП число инвалидов возрастает примерно на 3 тыс. человек, а случаи ДТП со смертельным исходом составляют внушительную цифру, сопоставимую с потерями СССР в афганской войне 1979–1989 гг.

     Зачастую  виновником ДТП является пешеход, не умеющий оценивать ситуацию на дороге, совершающий ошибки при выходе на проезжую часть, нарушающий правила поведения на дорогах.

     Опасными  считаются:

     1) места, где происходит резкое  изменение режимов движения транспорта;

     2) меняющиеся элементы дороги (сужение,  спуск, радиус поворота);

     3) места слияния и пересечения  транспортных потоков на одном  уровне;

     4) перекрестки, остановки общественного  транспорта, пешеходные переходы, мосты,  туннели.

     Причиной  опасных ситуаций на дорогах могут  стать:

     1) стоящее транспортное средство  и внезапно выезжающая из-за него автомашина;

     2) мешающие обзору проезжей части  предметы или сооружения (киоски, кусты, деревья и т.п.) и машина, выезжающая из-за них;

     3) движущийся транспорт и обгоняющий  его автомобиль.

     Началом опасной ситуации являются:

     1) момент схода пешехода на проезжую  часть при пересечении ее справа  налево;

     2) выход пешехода к осевой линии,  когда он переходит проезжую  часть слева направо.

     Взаимоотношения водителя и пешехода регулируются правилами  дорожного движения:

     1) водитель на перекрестках и  дорожных переходах при включении  для него зеленого сигнала  светофора должен дать возможность  пешеходам закончить переход;

     2) при повороте направо и налево  или съезде с проезжей части  водитель должен уступить дорогу пешеходам.

     Пешеходу  необходимо иметь в виду следующее:

     1) наиболее опасными являются зоны  ограниченной видимости, перекрестки,  участки скоростного движения  транспорта;

     2) переходить улицу безопаснее  всего по подземному, надземному  или наземному пешеходным переходам;

     3) пересекая дорогу или улицу,  необходимо посмотреть в обе  стороны и убедиться в возможности безопасного перехода на другую сторону;

     4) нельзя выбегать на дорогу, особенно  из зоны ограниченной видимости;

     5) никогда нельзя рассчитывать  на реакцию водителя, надеяться  нужно только на свои собственные  безопасные действия;

     6) если нарушены правила безопасности  пешеходом или водителем и  ДТП неизбежно, необходимо постараться избежать наезда, оказавшись между колесами машины или запрыгнув на капот, для ослабления удара надо сгруппироваться и прикрыть голову руками;

     7) во время гололеда на тротуаре  и дороге нужно быть предельно  осторожным, так как поскользнувшись можно угодить под машину ногами. 

     3 Общественный и частный транспорт.  Безопасность     на общественном и частном транспорте. Правила     поведения

 

     Транспортные  средства – устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них. Транспорт может быть личным, акционерных предприятий и общественным (муниципальным). Он может быть также наземным (автомобильным и железнодорожным), подземным (метро), авиационным, морским и речным. Нет абсолютно безопасного транспорта. На любом виде транспорта возможны следующие опасные ситуации: столкновения с автотранспортом, пожар, экстренное торможение, криминальные конфликты, сексуальные домогательства и др.

      3.1 Правила безопасного поведения на транспорте (городском общественном, акционерных предприятий и частном)

Информация о работе Транспорт и его опасности. Экстремальные ситуации в природных и городских условиях