Александр Грин и музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:50, реферат

Описание работы

Целью нашей работы является исследование роли и места музыки в творчестве писателя, что может помочь в понимании специфики эстетической системы А. Грина.

Заданная нами цель диктует следующие задачи: продолжить исследование в области взаимосвязей литературы и музыки на материале творчества А. Грина; раскрыть круг музыкальных образов, тем, специфику ритма в произведениях А. Грина; рассмотреть функции образов музыки.

Чтобы верно понять тему музыки в творчестве А. Грина, необходимо знать его судьбу. Опираясь на работы Л. Михайловой, В. Сандлера, самого А. Грина, воспоминаний его близких, можно составить следующую картину его жизни.

Содержание

Введение

ГЛАВА I. “Взаимодействие музыки и литературы” (история и теория вопроса)

1.1 Влияние поэзии на музыкальное искусство

1.2. “Музыка как одно из художественных средств в литературе”

Глава II. Мир музыки в творчестве А. Грина

2.1. Музыка в жизни А. Грина

2.2. Музыка - средство отражения души героя

2.3. Музыкальные образы

2.4. Музыкальный ритм

2.5. Тишина

Глава 3. Функции музыки в творчестве А. Грина

3.1. Философское понимание искусства

3.2. Воздействие музыки на героев

3.3. Музыка социальных слоев в “стране” А. Грина

3.4. Музыка как эмоциональный фон в произведениях А. Грина

3.5. Солирующий инструмент и оркестр

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Александр Грин и музыка.rtf

— 461.04 Кб (Скачать)

      Музыка, звучащая в кабаках, портах, - это песни матросов, рабочих, бродяг. Эти песни трудно назвать музыкой. Они отражают не духовные потребности героев, а физиологические. Это музыка бездуховного реального мира. В произведениях А. С. Грина часто звучат такие песни: “Его [Хина Меннерса] перебил неожиданный, дикий рев сзади. Страшно ворочая глазами, угольщик, стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением и так свирепо, что все вздрогнули: Корзинщик, корзинщик, Дери с нас за корзины!..

      … Но только бойся попадать в наши палестины!... - взвыл угольщик” [77]. (Алые паруса) .

      В этом же рассказе встречается следующее описание звучания оркестра.

      “Скрипач, хлопая по спине музыкантов, вытолкнул из толпы семь человек, одетых крайне неряшливо.

      - Вот, - сказал Циммер, - это - тромбон; не играет, а так палит, как из пушки <…> фанфары; как замирают, так сейчас хочется воевать. Затем кларнет, корнет - а - пистон и вторая скрипка. Все они - великие мастера, обнимают резвую приму, то есть меня. А вот и главный хозяин нашего веселого ремесла - Фриц, барабанщик. У барабанщиков, знаете, обычно разочарованный вид, но этот бьет с достоинством, с увлечением. В его игре есть что-то открытое и прямое, как его палки” [78].

      Такие описания можно встретить во многих произведениях А. Грина (“Кирпич и музыка” , “Карантин” , “Колония Ланфиер” , “Дорога Никуда” …) .

      Подводя итоги, можно сделать выводы: Во-первых, музыка является в произведениях А. С. Грина одним из главных критериев оценки героев: показывает богатство внутреннего мира или низменность души, а также выражает жизненные позиции героев.

      Во-вторых, музыка - это образец идеального, к которому должны стремиться герои А. С. Грина. Один из возможных путей достижения идеала - творчество. Но творить могут только люди с “чистой” душой.

      В-третьих, музыка, звучащая в душах героев, способна передать нюансы “душевной вибрации” , - состояний души.

      В-четвертых, “чистые” души героев А. Грина постоянно находятся в “непокидающем чувстве музыкального обаяния” . Именно они могут услышать прекрасную “музыку сфер” . Для этих героев музыка - сама жизнь, а не теоретические познания из области музыки.

      В-пятых, герои А. С. Грина, тонко чувствующие музыку, очень одиноки, поэтому музыка для них является спасением.

      В-шестых, мир музыки - духовный, божественный мир, но это могут понять только герои, обладающие “музыкальным обаянием. Герои, не способные понять музыки, - бездуховны.

      2.3. Музыкальные образы

      В произведениях А. С. Грина встречаются разнообразные музыкальные образы. Все образы можно разделить на три категории: во-первых, образы, связанные с вокальным началом; во-вторых, образы, связанные со стихией пластических движений - танцем, и, в-третьих, образы, связанные со сферой инструментального звучания.

      Круг музыкальных образов в произведениях А. С. Грина очень широк: от простого упоминания из мира музыки до построения литературного произведения на основе музыкальной символики.

      Большое место в своем литературном творчестве А. С. Грин отводит песне. Именно пение наиболее тесно связано с передачей эмоционального состояния человека.

      Песня в некоторой степени аналогична человеческой речи. Б. Асафьев указывает, что “речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного звукового потока” [79]. Этого мнения придерживаются многие исследователи. В частности, М. Арнаудов говорит: “Поэзия и музыка, слово и мелодия сближаются своими корнями, имея своим материалом все тот же человеческий голос. <…>. Оба вида искусства, поскольку рассчитывают на воздействие через звуки, имеют и некоторые родственные черты” [80].

      Такие подтверждения мы можем найти в творчестве А. Грина. Например, сравнение речи Вальтера Аборциуса из рассказа “Заколоченный дом” с музыкальным звучанием. Вальтер “имел обыкновение брать высокие ноты, не обращая внимания на оркестр, и нахально спускать их, когда слушающий сам забирался на высоту” [81]. Другой пример, из рассказа “Пролив бурь” : “В криках слышался звенящий металлический тембр, показывающий крайнее возбуждение” [82].

      В произведениях А. С. Грина звучит весь мир. Поют не только герои произведений, но и природа, и предметы, окружающие людей.

      Свою “песенку жизни” у А. Грина имеет каждый персонаж, но содержание ее у каждого разное. Содержание “песни” зависит от души персонажа, его жизненного настроя. Л. Мазель отмечает, что “музыка - это глубоко выразительная, взволнованная речь, язык души” [83].

      Часто на страницах произведений А. С. Грина звучит музыка порта: “Я совершал свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рева и грома, свистков и криков, лязга и вагонов на эстакаде и звона якорных цепей” [84]. Это признание делает герой рассказа “По закону” . Другой персонаж А. С. Грина - мещанин Степан Соткин из рассказа “Тихие будни” часто вспоминал “нестройную музыку Одесского порта” [85]. В рассказе “Трюм и палуба” перед нами изображена гавань, которая “сверкала и пела” [86]. В этом же рассказе звучит “музыка отдаленных бездн” [87].

      Природа А. Грина не мертвая материя, а одушевленная. Мы слышим “дыхание” океана, “вечную музыку берега и моря” [88], “однозвучную мелодию водопадов” [89]. Лес А. С. Грина имеет свою песню, которая часто является “музыкой тишины” [90].

      Предметы материального мира тоже имеют свою музыку: “песня красивого белья” [91], “музыка золота” [92]… Особую песню в этой жизни исполняют созданные человеком автомобиль и аэроплан - механические изобретения, которые не любил А. С. Грин: “У него [автомобиля] есть музыка - некоторые новые композиции, так старательно передающие диссонанс уличного грохота или случайных звуков, возникающих при всяком движении” . Музыка автомобиля и аэроплана не приятна на слух: “Громкое однотонное пение потекло в вышине, и члены Клуба, посмотрев на небо, увидели аэроплан, пересекающий зрительное поле тяжким пятном” .

      Свою музыку имеют не только внешние предметы. А. С. Грин “озвучил” самого человека. В произведениях писателя любому человеческому состоянию соответствует определенная музыка, выражающая горе, радость, одиночество, ужас, страх, гнев, голод.

      Испытывая голод Альдо Путано из рассказа “Новый цирк” говорит: “Немыслимо работать под кишечную музыку” [93]. Аян из рассказа “Пролив бурь” , испытывая гнев, был погружен “в головокружительную музыку угроз и бешенства” [94].

      Следующая категория музыкальных образов связана со стихией танца. Танец наиболее тесно соприкасается с музыкой. Их взаимосвязь определяет М. Арнаудов: “Танец и песня являются чем-то неразделенным во имя ритмического принципа, и лишь потом идут рядом только словесное и музыкальное, освобожденные от всего хореографического” [95]. Музыку и танец, объединяет одна специфическая черта - музыкальный ритм.

      Л. Мазель пишет: “Танец ближайший родственник музыки. Их объединяет то, что они тесно связаны с эмоционально - выразительными проявлениями человеческого организма, воспринимаемые в одном случае зрением, в другом - слухом” [96]. В музыкальной энциклопедии сформулирована функция танца - “выражение эмоционального напряжения через сложенные движения. Возникновение танца относится к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением сильных эмоций” [97]. При помощи музыкальной символики испанского народного танца “Фанданго” в одноименном рассказе А. С. Грин раскрывает смысл своего произведения. И. Дунаевская отмечает: “Фанданго” становится мерой соизмерения высшей красоты и гармонии, звучащей в герое” [98]. На музыкально - ритмическом языке выражено духовное состояние героя. В самом начале - это восторг. А затем: “Фанданго” - ритмическое внушение страсти, страстного и странного торжества” [99].

      При выступлении Друда в цирке звучит “Мексиканский вальс” : “Кружась, ветер мелодии охватил сердце пленом и мерой ритма; звон, трели и пение рассеяли непостижимую магию звука, в которой праздничнее сверкает жизнь и что-то прощается внутри, насыщая все чувства” [100]. Воодушевляясь этой музыкой Друд взлетел.

      Инструментальная музыка занимает в творчества А. С. Грина не такое большое значение, как вокальная и танцевальная. В первую очередь, для А. С. Грина важны тембровые звучания инструментов. Это способствует раскрытию души героя, созданию определенной эмоциональной атмосферы.

      Музыкант Циммер говорит: “Соло на тарелках и медных трубочках - другое дело <…>. Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи” [101]. Скрипка - для А. Грина - божественный инструмент. Ассоль писатель тоже сравнивает со скрипкой. В рассказе “Новый цирк” директор захотел создать что-то новое, несбыточное. Оркестр создавал атмосферу “новизны” : “на эстраде играл оркестр. Инструменты оркестра заинтересовали меня: тут были сундуки, подносы, самоварные трубы, живая ворона, которую дергали за ногу (чтобы кричала) , роль барабана исполнял толстяк, бивший себя бутылкой по животу. Капельмейстер махал палкой, похожей на ту, которой протыкают сига. Гром музыки нестерпимо терзал уши” [102]. Такая музыка для А. Грина не имеет право на существование. Он заканчивает рассказ картиной уничтожения цирка пожаром.

      Диапазон музыкальных образов А. С. Грина очень широк.

      Наиболее часто встречается в произведениях Грина образ мечты. Музыка - часть прекрасного, чаще всего недосягаемого мира. Фигура одинокого прохожего на фоне яркоосвещенного дома, из которого доносятся звуки прекрасной музыки, встречается в творчестве Ф. Достоевского[103]. Этот же образ встречается и у А. С. Грина (“Кирпич и музыка” , “Возвращенный ад” …) .

      “Одно окно второго этажа было полуосвещено <…> Придушенные стеклом, слышались ленивые звуки скрипки. Смычок выводил неизвестную, но плавную и красивую мелодию[104].

      Песня Друда - музыка мечты о прекрасной стране “Цветущих лучей” . “Друд вверху громко запел. Среди ничтожества его голос прозвучал с силой порыва ветра; это была короткая неизвестная песня” . В душе Ассоль звучит прекрасная музыка.

      “Фанданго” - мечта о неизвестной, волшебной стране.

      Очень много в произведениях А. С. Грина имен, связанных с образами музыки: упоминание певцов, инструментов, музыкальных терминов.

      - Изумительно, - сказал Грэй - всем вам отведено место в трюме, который на этот раз, значит будет нагружен разными “скерцо” , “адажио” и “фортиссимо” [105].

      В большом количестве в произведениях А. С. Грина встречаются сравнения из мира музыки.

      В романе “Джесси и Моргиана” А. Грин сравнивает слова любви с “великой музыкой” [106]. Мысли героев напоминают “перебор струн” [107]. Капитан в рассказе “Рай” говорит о жизни: “нас ждали, может быть, радостные песни, а мы сыграли похоронный марш” [108]. Описывая драку за золото в рассказе “Колония Ланфиер” Грин пишет: “Горну показалось, что где-то в стороне от его дома густая толпа мечется в огромной кадрили без музыки и огней” [109].

      Музыкальные образы предопределяют темы, звучащие в произведениях А. Грина. Наиболее значимые темы в творчестве А. С. Грина - тема одиночества, любви и смерти.

      Часто встречающаяся тема в творчества А. С. Грина - тема одиночества, тоски, отчаяния. “Она [тоска] росла и крепла, и тяжелые, кровяные волны стучали в сердце, тесня дыхание” [110]. Эта тоска отражается и в музыкальных образах: “где-то вероятно на соседнем дворе, шарманка заиграла хрипящий, жалобный вальс” [111]. Печальные произведения часто исполняют уличные, бродячие музыканты: “Бродячий музыкант, настроив виолончель, заставил ее тихим смычком говорить грустно и хорошо” [112].

      Песни простых людей отмечены печалью, отчаянием: “Песня - жалоба одиноко и торжественно плыла в речной тишине <…> Река застыла, слушая красивую, грустную и страшную песню о жизни без света и силы” [113]. Одиночество пронизывает песни изгнанников. В доме Джесси собирались гости, среди них был итальянский изгнанник Джиолати: “В этот вечер Джиолати, вспоминая родину, пел трогательные романсы” [114].

      Большое место занимает тема любви, страсти. Любовь в произведениях А. С. Грина способна творить чудеса. Наслаждаясь игрой на рояле возлюбленной Роэны Давенат “слышал не вальс, а небесный хор” [115]. Корабль Грэя - “Секрет” - подходит к берегу под “звуки прекрасной музыки” : “Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнем алого шелка; музыка ритмических переливов, переданных не совсем удачно известными всем словами: “Налейте, налейте бокалы - и выпьем, друзья, за любовь…” [116].

      Герой новеллы “Она” пытается найти свою возлюбленную: “Море яркого света дрожало и плыло в звуках бесшабашных мелодий огненными, острыми точками” [117]. Музыка околдовала часового из романа “Блистающий мир” : “Уже не замечал он, что стоит жарко и тяжело дыша, всем сердцем перешагнув за дверь, откуда долетал смех, рассыпанный среди мелодий невидимых инструментов, наигрывающих что-то волшебное <…> Вновь ясно отозвались струны, выразили любовь, тоску, песню, вошли в душу и связали ее” [118]. Содержание испанского танца “Фанданго” - любовная пантомима. Музыкальная тема этого танца звучит в нескольких произведениях А. С. Грина. Музыка этого танца переносит героя в воображаемый прекрасный мир.

Информация о работе Александр Грин и музыка