Александр Грин и музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:50, реферат

Описание работы

Целью нашей работы является исследование роли и места музыки в творчестве писателя, что может помочь в понимании специфики эстетической системы А. Грина.

Заданная нами цель диктует следующие задачи: продолжить исследование в области взаимосвязей литературы и музыки на материале творчества А. Грина; раскрыть круг музыкальных образов, тем, специфику ритма в произведениях А. Грина; рассмотреть функции образов музыки.

Чтобы верно понять тему музыки в творчестве А. Грина, необходимо знать его судьбу. Опираясь на работы Л. Михайловой, В. Сандлера, самого А. Грина, воспоминаний его близких, можно составить следующую картину его жизни.

Содержание

Введение

ГЛАВА I. “Взаимодействие музыки и литературы” (история и теория вопроса)

1.1 Влияние поэзии на музыкальное искусство

1.2. “Музыка как одно из художественных средств в литературе”

Глава II. Мир музыки в творчестве А. Грина

2.1. Музыка в жизни А. Грина

2.2. Музыка - средство отражения души героя

2.3. Музыкальные образы

2.4. Музыкальный ритм

2.5. Тишина

Глава 3. Функции музыки в творчестве А. Грина

3.1. Философское понимание искусства

3.2. Воздействие музыки на героев

3.3. Музыка социальных слоев в “стране” А. Грина

3.4. Музыка как эмоциональный фон в произведениях А. Грина

3.5. Солирующий инструмент и оркестр

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Александр Грин и музыка.rtf

— 461.04 Кб (Скачать)

      Такими же качествами А. С. Грин наделяет другого скрипача - Дюплэ из рассказа “Сила непостижимого” . Дюплэ слышит “музыку сфер” , обладающую “сверхъестественной силой созвучий” . Такая музыка, в исполнении гениального музыканта, пробуждает в человеке неведомые чувства: “Я, бывший офицер, плакал навзрыд, как маленький, среди шума и суеты дня, от неведомых чувств” [200].

      Перерождающее воздействие оказывает в творчестве А. С. Грина музыка, связанная с божественными силами. Это музыка света. Такая музыка должна нести свет, добро и красоту. Только такая музыка в произведениях А. Грина - “изящество, волнующее до слез; свет, проникающий в кровь” [201].

      Говоря о назначении искусства в творчестве А. С. Грина, Л. Михайлова пишет, что это “чудо торжествующей правды, чудо ощущения и прозрения души, чудо открытия мира и себя в мире” [202].

      Музыка является “поводырем” в идеальный мир, она воодушевляет героя на борьбу с несовершенной действительностью, придает силы.

      В романе “Блистающий мир” Руна говорит Друду о воздействии музыки на человеческую душу: “Мне хочется жить как бы в несмолкающих звуках торжественной, всю меня перерождающей музыки” [203]. Музыка - это “внутреннее волнующее блаженство” .

      В рассказе “Рай” музыка давала героине силы жить: “Я любила петь, пение зажигало меня” [204].

      Музыка в произведениях А. Грина - “сверкающая душа” , поэтому она не может причинить зла. В рассказе “Черный алмаз” скрипач Ягодин решил при помощи музыки отомстить своему прошлому сопернику, любовнику его жены - Трумову, который к этому времени стал каторжником. Ягодин размышлял так: “Трумов услышит от него прекрасную, волнующую музыку, которая ярко напомнит каторжнику счастливую жизнь человека любимого и свободного: такая музыка угнетет и отравит душу” [205]. Но Ягодин ошибся, прекрасная музыка не может служить низменным целям, она “мир прекрасного” и имеет светлую власть над душой человека. Концерт Ягодина помог Трумову мобилизировать силы для побега на свободу.

      Слушая музыку, герой преображается, в нем просыпаются лучшие качества. Музыка заполняет пустые места души, наполняя жаждой жизни: “Ветер мелодии охватил сердца пленом и мерой ритма; звон, трели и пение рассеяли непостижимую магию звука, в которой праздничнее сверкает жизнь и что-то прощается внутри, насыщая все чувства” [206].

      Музыка - идеальный мир, мир созвучия и полной гармонии. Именно к такому миру стремится герой А. С. Грина, убегая от жестокой действительности мира.

      В рассказе “Племя Сиург” музыка и жизнь сравниваются с храмом. Но жизнь - это “суровый храм, где обижают детей” [207]. А музыка - это “истина” . “В храме, улыбаясь, топая ножками, расставив руки и подпевая сама себе, танцует маленькая девочка. Она кружится, мелькает в углах, исчезает и появляется, и нет у нее соображения, что сторож, заметив танцовщицу, возьмет ее за ухо” [208].

      В воспоминаниях В. Калицкой, первой жены А. Грина, встречается такой эпизод: “Иногда я играла Александру Степановичу на рояле.

      Из пьес, которые я знала, ему больше всего нравился Второй вальс Годара.

      Однажды прослушав его, Александр Степанович сказал: - Когда я слушаю этот вальс, мне представляется большой светлый храм. Посреди него танцует девочка” [209].

      Исходя из этого, можно сделать вывод, что в рассказе “Племя Сиург” А. С. Грин развил и дополнил свои мысли о воздействии музыки.

      С перерождающей функцией музыки тесно связан эстетический аспект. А. С. Грин верил в возможность счастья человека. Музыка, в творчестве А. С. Грина, мир счастья. В. Ковский пишет: “Искусство по природе своей пронизано идеей прекрасного, оно несет людям свет любви и доброты, которой не хватает в действительной жизни. Оно предназначено “выпрямлять” душу” [210].

      Музыка смягчила душу Евстигнея. Услышав музыку, он решил, что не будет мстить недругу. Музыка затронула струны души простого рабочего. Он понял, что в этом мире есть нечто божественное, выше его существования. Но с этим пониманием начинаются душевные мучения. Герой стремится к идеальному.

      Герой рассказа “Карантин” , услышав детскую песенку, вспомнил детство. Его дальнейшие размышления привели к отказу от террористического акта.

      Музыка не способна уничтожить душу человека, она восстает в творчестве А. Грина против несправедливости и зла. В рассказе “Таинственная пластинка” при помощи музыки раскрывается убийство. Музыка показывает “цвет души” [211] убийцы. Убитый певец Гонасед явился перед своим убийцей в образе Мефистофеля, когда убийца- Бевенер - записывал на пластинку арию. При прослушивании пластинки оказалось, что исполняет арию не Бевенер, а убитый Гонасед: “Голос убитого мрачно гнул его [Бевенера] пораженную волю” [212]. Музыка помогает восстановить правосудие. Бевенер признается в убийстве, совершенном очень искусно.

      Подводя итоги данного параграфа, можно сделать следующие выводы.

      Во-первых, музыка в творчестве А. С. Грина имеет огромное влияние на души людей, действует на них облагораживающе. Но перерождающее воздействие имеет только музыка “света” .

      Во-вторых, музыка - дорога в идеальный мир. Или сама является миром, полным блаженства и гармонии.

      В-третьих, музыка заставляет человека задуматься над своим существованием, искать смысл жизни.

      В-четвертых, музыка, в творчестве А. Грина является истинной, восстающей против зла.

      В-пятых, музыка у А. Грина возвышает человека, отрывает его, хотя бы на время, от пошлости действительного мира.

      3.3. Музыка социальных слоев в “стране” А. Грина

      Страна “Гринландия” так же, как и в реальном мире, делится на бедных и богатых. Каждому классу соответствует своя музыкальная культура.

      Как и в реальном мире люди, обладающие хорошим достатком, получали музыкальное образование, - владели игрой на фортепиано. Но А. С. Грин наделяет душой своих героев независимо от их сословия. Душа, способная понимать музыку, есть у каждого человека. Именно поэтому так завороженно слушал музыку Евстигней, простой рабочий. Мысль услышать звучание фортепиано влекла его каждую ночь к красивому дому, “чистым комнатам” , “светлым окнам” , из которых звучит прекрасная музыка. Грэй, предлагая Дуссу собрать оркестр, говорит: “Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят эстрады своими замысловатыми шумами, - нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг” [213].

      А. Грин высказывает мысль, что простые люди лучше понимают музыку, чем люди высшего общества. Богатые, образованные, прекрасно владеющие инструментом герои из высшего общества понимают красоту музыки, но красота эта холодная, без огня жизни. В рассказе “Воздушный корабль” А. Грин описывает игру Лидии Зауэр: “В холодную тишину зала ударились звонкие, мягко повторяемые аккорды. Играла Лидия Зауэр, томная блондинка, с холодным взглядом, резким голосом и удивительно нежным <…> цветом волос. Лицо ее <…> мерно колебалось в такт музыки, совсем спокойное и чужое звукам рояля” [214].

      Инструменты, вещи, связанные с миром музыки, граммофон, музыкальные шкатулки, часы с музыкой, театры, доступные чаще всего богатым. Вот почему разбогатев, персонажи А. Грина приобретают предметы, ассоциирующиеся с высшим обществом. Михаил, сын Граньки, не желая жить, как отец, решил разбогатеть. Вернувшись к отцу барином, Михаил рассказывает: “Действительно, вышел я в люди и все такое. Сперва пятьсот получал, теперь тысячу. Венская стоит мебель, граммофон купил дорогой, играет” [215]. Пик - Мик, предлагая женщине за петуха 30.000 рублей, говорит, что за эти деньги можно приобрести “каменный трехэтажный дом, картины, дорогие цветы, паркет, рояль лучшей фабрики” [216]. Владелец ресторана “Отвращение” Кишлот разбогател и “выучился играть на механическом пианино” [217]. Но все эти стремления не связаны с духовными потребностями.

      Среди бедных людей также есть люди со “светлой душой” и с “темной” . Часто в произведениях А. С. Грина люди из низших слоев общества способны понимать музыку, но они необразованны. Боцман Атвуд, отвечая на вопрос Грэя, где Пантен, говорит: “Он занят, на него напали там какие-то люди с трубами, барабанами и другими скрипками” [218]. Музыка “прекрасная” им чаще всего недоступна.

      Музыка бедных - это песни пьяниц: “Пэд одобрительно мычал, пытаясь затянуть песню, но ничего, кроме хриплого рева, не выходило из его воспаленной глотки, привычной к мелодиям менее, чем монах к сену” [219]; это непристойные песни матросов, бродяг. Музыка низов напоминает звуки реального мира: “На дворе, где стояла казарма, сидели татары и громко, пронзительно пели резкими, гортанными голосами. Увлекшись и краснея от напряжения, смотря и ничего не видя, они вздрагивали, надрываясь, и в вопле их, монотонном, как скрип колеса, слышалось ржание табунов, шум степного ветра и неприятный верблюжий крик” [220].

      Делая выводы, можно сказать, что во-первых, музыка, звучащая в произведениях А. Грина, связана с социальной средой. Музыка, исполняемая в высших слоях общества и низших, контрастна.

      Во-вторых, А. С. Грин наделяет своих героев чуткой душой, независимо от их среды обитания. Они способны понять божественное происхождение, но для людей из низших слоев общества музыка чаще всего недоступна.

      В-третьих, неравенство социальных слоев порождает потребительское отношение к музыке. Герои стремятся не к пониманию музыки, а к самоутверждению при помощи предметов музыкального мира, принадлежащего верхним слоям общества.

      3.4. Музыка как эмоциональный фон в произведениях А. Грина

      Часто в произведениях А. С. Грина музыка является выразителем эмоционального состояния героев: веселье, печаль, грусть, нежность, тревогу и т.д. Необычный восторг испытывает Тарт, попав на остров своей мечты. Восторг души переходит в песню: “Тарт кричал с блестящими от слез глазами: голос его летел к водопадам, бился в каменные уступы и трижды повторенный эхом, перешел в песню, вызванную внезапным, мучительным потрясением, страстную и простую” [221]. Скрипач Дюплэ обладал внутренней музыкой. Его “возбужденные чувства” [222] находились под влиянием музыки. Уверенность, решительность в правильном выборе своей судьбы слышится в пении революционера из рассказа “Третий этаж” : “Мистер запел “Марсельезу” <…> Он увидел пушку и запел” Совсем по другому звучит музыка перед смертью героев в рассказе “Рай” , которые пытаются скрыть волнение, тревогу. “Бухгалтер пугливо улыбался, ворочался, напевая сквозь зубы и часто вздыхал” [223]. Банкир тоже пытался сдержать отчаяние: “Наклонив голову, с рассеянным и сухим лицом мурлыкал он когда-то любимые мотивы, песни и арии, но деланно звучал голос” [224].

      Протяжная, задумчивая песня звучит, когда герой погружен в свои мысли. “Он [негр] <…> пел и думал. Пение, похожее на визг токарного резца по железу, обрывалось с каждой затяжкой, возобновляясь, когда свежий клуб дыма вылетал из сморщенных губ” [225].

      Чаще всего состояние души герои передают через пение. Но иногда герой слышит музыку, соответствующую его эмоциональному состоянию.

      В рассказе “Далекий путь” герой испытывает умиротворение, спокойствие. В это время он слышит духовные песнопения, исполняемые “хорошо спевшимися голосами двухсот крепких мужчин. Торжественные звуки молитвенного пения создавали в тишине вечера настроения благости и покоя” [226].

      Герой рассказа “В Италию” Геник скрывался от преследования. “Где-то, вероятно на соседнем дворе, шарманка заиграла хрипящий, жалобный вальс” [227]. Музыка шарманки совпадала с чувствами Геника - “загнанного зверя” .

      В произведениях А. С. Грина музыка выражает не только эмоциональное состояние героя, но и создает эмоционально-экспрессивный фон всего произведения. “Прекрасная музыка” пронизывает произведения “Алые паруса” , “Блистающий мир” , “Фанданго” , “Черный алмаз” , “Таинственная пластинка” … Во многих произведениях музыка тесно связана с романтическим миром А. С. Грина, а также с темой чуда, таинственного, необъяснимого. Бирк, стоя под дверью, не знал, что его ждет: “Я стоял на пороге чуда” [228]. Бирк не знал, что находится за закрытой дверью. “Тогда, против моей воли, скрытое стало приобретать зрительные образы, цвета воспаленной мысли. Симфония красок кружилась перед моими глазами и переливы их были музыкальны, как оркестровая мелодия. Я видел пространство, границами которого были звуки, музыка воздуха, движение молекул” [229]. Музыка создает особую атмосферу необычного, а также влияет на развитие сюжета произведения.

      Перед выступлением Друда в цирке заиграла музыка, которая воинственно настроила зрителей. Зрители были готовы к бою. Создалось напряжение ожидания. “Бухнуло глухое серебро литавр, взвыл тромбон, выстрелил барабан; медь и струны в мелькающем свисте флейт понесли воинственный марш, и представление началось” [230]. Но все же присутствовавшие не выдержали такого зрелища: битва была проиграна. “Смятенный оркестр смолк; одинокий гобой взвыл фальшивой нотой и как подстреленный оборвал медный крик” [231].

      Особую атмосферу создает музыка в рассказе “Фанданго” . Музыка испанского танца передает не только изменения, происходящие в душе героя, но и является лейтмотивом всего произведения. “Оркестр замедлил и опустил глухую паузу последнего перехода. Она перевернулась в сотрясающем нервы взрыве последнего ликования. Музыка взяла обаятельный верх, перенеслась там из вышины в вышину и трогательно, гордо сошла вниз, сдерживая экспрессию. Наступила тишина поезда, остановившегося у станции; тишина, резко обрывающая мелодию, напеваемую под стук бегущих колес” [232]. И. Дунаевская пишет: “Символика музыкальных переходов показательна. Это то невидимое, что совершается в самом человеке, то, что <…> приближает к совершенству человека, идущего по пути восстановления взорванного духовного мира, определяя в нем некую меру восхождения <…> и возвращая на землю” [233].

Информация о работе Александр Грин и музыка