Александр Грин и музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:50, реферат

Описание работы

Целью нашей работы является исследование роли и места музыки в творчестве писателя, что может помочь в понимании специфики эстетической системы А. Грина.

Заданная нами цель диктует следующие задачи: продолжить исследование в области взаимосвязей литературы и музыки на материале творчества А. Грина; раскрыть круг музыкальных образов, тем, специфику ритма в произведениях А. Грина; рассмотреть функции образов музыки.

Чтобы верно понять тему музыки в творчестве А. Грина, необходимо знать его судьбу. Опираясь на работы Л. Михайловой, В. Сандлера, самого А. Грина, воспоминаний его близких, можно составить следующую картину его жизни.

Содержание

Введение

ГЛАВА I. “Взаимодействие музыки и литературы” (история и теория вопроса)

1.1 Влияние поэзии на музыкальное искусство

1.2. “Музыка как одно из художественных средств в литературе”

Глава II. Мир музыки в творчестве А. Грина

2.1. Музыка в жизни А. Грина

2.2. Музыка - средство отражения души героя

2.3. Музыкальные образы

2.4. Музыкальный ритм

2.5. Тишина

Глава 3. Функции музыки в творчестве А. Грина

3.1. Философское понимание искусства

3.2. Воздействие музыки на героев

3.3. Музыка социальных слоев в “стране” А. Грина

3.4. Музыка как эмоциональный фон в произведениях А. Грина

3.5. Солирующий инструмент и оркестр

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Александр Грин и музыка.rtf

— 461.04 Кб (Скачать)

      Фанданго - часть романтического мира. Музыка испанского танца для героя становится мерой соизмерения, идеалом, воплощением духовности. При помощи музыки “Фанданго” герой отделяется от страшной действительности.

      Подводя итоги данного параграфа, можно сказать, что во-первых, музыка - выразитель душевного состояния героя; она создает определенный музыкальный лейтмотив и таким образом поддерживает эмоциональное звучание произведения.

      Во-вторых, музыка создает эмоционально-экспрессивный фон произведения, является самостоятельной темой.

      В-третьих, музыка тесно связана с романтическим миром А. Грина, в котором царит своя особенная атмосфера - она создает представления о гармонии и красоте.

      3.5. Солирующий инструмент и оркестр

      В произведениях А. С. Грина мир музыки существует параллельно действительности и в то же время постоянно с ней соприкасается. Если в “стране” А, Грина “человек - музыкальный инструмент” [234], то в мире музыки А. Грина инструменты - действующие лица.

      В творчестве А. С. Грина звучат различные инструменты (рояль, кларнет, скрипка, виолончель, гитара, цимбалы…) . Каждый инструмент имеет свои особенности. Некоторые инструменты могут изображать музыку и света и в то же время - музыку тьмы. Циммер говорит Грэю: “Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи” [235]. Ночью эти инструменты исполняют музыку тьмы: “… невидимая скрипка играет дьявольскую мелодию” [236]. Так же и в мире людей: есть герои со “светлой” душой, а есть с “темной” .

      Как и в мире людей, в мире музыки может звучать мелодия одного инструмента или мелодия, исполняемая оркестром. Мелодия солирующего инструмента может исполняться в унисон с оркестром или вступать с ним в противоречие.

      Изображая единую людскую общность, звучит оркестр. Чаще всего такой оркестр состоит из инструментов, задающих определенный ритм - ритм жизни. Это различные виды ударных инструментов, духовые инструменты: “Звучный и веский удар невидимого барабана повторился несколько раз. Пронзительная, сиплая трель дудок сопровождала эти наивно торжественные “бун-бун” унылой мелодией. <…>Стремительно зазвенели цимбалы, и все перешло в движение” [237].

      В романе “Блистающий мир” оркестр, играющий в цирке, озвучивает душевное состояние зрителей. Ему противопоставлена песня Друда о Блистающем мире.

      Герой рассказа “Крысолов” слышит ночью голоса. К основному, руководящему голосу “резко прильнула скрипка, виолончель, флейта и контрабас <…>. Оркестр играл “под сурдинку” [238].

      Оркестр в произведениях А. С. Грина может звучать и в душе одного героя. Тогда он показывает богатство внутреннего мира.

      В творчестве А. С. Грина звучание одного инструмента выражает душевное состояние человека. Здесь важен для А. Грина тембр музыкального инструмента. “Внезапно звук пронесся между деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант <…> сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного, повторения. Звук задрожал, как голос, скрывающий горе, усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался” [239]. Именно кларнет обладает чистым и ясным тембром с оттенком грусти.

      Звучание гитар и мандолин созвучно разговору испанцев в рассказе “Фанданго” . Герой этого же рассказа - Александр Каур - испытывал внутренне напряжение, когда подтвердилось резкое звучание имени Бам - Гран. Это ощущение А. Грин сравнивает со звучанием трубы “в ночи над ухом, чутким к молчанию” [240].

      Особенно А. С. Грин относится к роялю. Рояль царствует над другими инструментами. Рояль в произведениях А. Грина исполняет божественную музыку. Но рояль, как и положено царствующим особам, далек от реальной жизни. Его звучание наполняет роскошные залы. Музыка рояля прекрасна, но она отстранена от действительности.

      В отличии от рояля, скрипка в произведениях А. С. Грина служит посредником между “музыкой сфер” и душами людей. Она наиболее полно может выразить чувства героя и доступна всем слоям общества.

      Из выше сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, мир музыки А. С. Грина создан по примеру мира людей. Жители этого мира -музыкальные инструменты со своей душой - мелодией, с тембром - характером и социальной принадлежностью.

      Во-вторых, А. С. Грин противопоставляет солирующий инструмент и оркестр. Тембровое звучание инструмента соответствует душевному состоянию героя. Звучание оркестра может изображать людскую общность или выражать богатство внутреннего мира героя.

      В-третьих, звучание инструмента зависит от того, исполняет ли он музыку дня или музыку ночи, а также душу какого человека озвучивает.   

      Заключение

      В данной работе предпринята попытка осветить вопросы, связанные с ролью музыки в творчестве Александра Степановича Грина. Мы считаем, что поставленные задачи выполнены. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

      1. Творчество А. Грина свидетельствует о музыкальности писателя, о его чутком восприятии музыки. Понимание музыки отражено в размышлениях А. Грина, суждениях его героев, в сюжетах произведений. Суть его в том, что для Александра Степановича музыка - “светящийся первоисточник” , царящий над реальным миром. В произведениях писателя музыка связана с образом недоступной человеку красоты, которая является печальным контрастом действительности. Власть и очарование этой музыки велики. Божественная музыка побеждает пошлость реальности и дает герою возможность подняться над действительностью.

      2. В творчестве А. Грина музыка часто является средством передачи психологического состояния героя. Музыка звучит там, где слово затрудняется передать едва уловимые переливы человеческой души.

      В своих произведениях А. С. Грин рисует образ идеального героя, обладающего внутренней гармонией. Частью души такого человека является музыка, полная красоты и стройности созвучий.

      В “стране” А. Грина музыка звучит не только в душах идеальных героев, но и в душах остальных ее жителей. Чаще всего это люди с низменной душой, на которых возвышенная музыка действует раздражающе. Их музыка дисгармонична, основана на диссонансах.

      3. Высшим предназначением человека А. С. Грин считает творчество, оно прежде всего и создает внутренний мир. Но произведения искусства, созданные героями А. Грина, должны служить людям во имя Правды, Красоты, Любви, Свободы. Только такое искусство - творчество у А. Грина имеет право на существование. Музыка по своей природе воздействует на эмоциональную сторону личности человека. Когда музыкальное произведение не находит отклика в душах людей, это творение становится бессмысленным.

      Писатель считает, что современное авангардное искусство разрушительно для людей, потому что оно не несет света и доброты. На протяжении всей своей жизни А. С. Грин отрицал авангардное искусство (футуризм, кубизм …) , причисляя его к миру механики, а значит - к бездуховному миру.

      4. Людскую общность А. С. Грин сравнивает с оркестром, звучание которого зависит от слаженной игры музыкантов, от звучания отдельных инструментов, каждый из которых, исполняя общую мелодию, способствует обогащению звучащей музыки. Человек в мире А. Грина - музыкальный инструмент. Неверное исполнение мелодии своей жизни способно вывести из состояния гармонии весь мир, поэтому долгом жителей “Гринландии” автор считает настраивание струн души на основной тон, заданных идеальными героями.

      5. Большое значение А. Грин придает музыкальному ритму, который он наделяет функцией организации жизни. Особый ритм жизни присущ “Гринландии” , ритм соотносится с жизненными возможностями героев. Прекрасное А. Грин обнаруживает лишь в сложном ритмическом рисунке; монотонность же являлась символом однообразия и серости жизни.

      6. В произведениях А. Грина музыка тесно соприкасается с миром романтики. В этом аспекте звучащая музыка связана с чудесами, чем-то таинственным, непостижимым. Музыка романтического мира, рождает мечту героя о гармонии, так не хватающей ему в действительности. Это проводник героя А. Грина из мира реальности в мир идеальный.

      7. Музыка создает яркий эмоциональный фон, как правило, лирико-драматический, героический.

      8. Особо необходимо отметить национальный характер музыкальных произведений, звучащих в творчестве А. Грина. В основном это испанская и итальянская народная музыка, а также музыка немецких и французских композиторов. Такие произведения подчеркивают романтизм мира А. Грина. Это музыка “Гринландии” - мира экзотики, ярких красок, необычных названий. Музыка Испании и Италии обладает своеобразным звучанием, зажигающим ритмом, интересной мелодической линией, отличительным тембровым набором музыкальных инструментов, что соответствует колориту романтической страны А. Грина. Музыка русских композиторов звучит в реальном мире. Чаще всего она не имеет такой власти, как музыка романтического мира.

      9. Многие свои произведения А. С. Грин основывает на принципах построения музыкального произведения. В частности, писатель использует метод симфонического нарастания: столкновение добра и зла, непрерывный ввод новых героев, обострение ситуаций, а также яркого звучания музыки и тишины. Накал эмоций в произведениях А. Грина то увеличивается, то уменьшается. Автор использует построение, ведущее к кульминации, которая часто является трагической.   

      Библиографический список:

      1 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1.

      2 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2.

      3 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3.

      4 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4.

      5 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5.

      6 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6.

      7 Амлинский В. В тени парусов // Новый мир. 1980. №10. С. 238-249 8 Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

      9 Асафьев Б. В. Речевая интонация. М. ; Л., 1965.

      10 Асафьев Б. В. О музыке ХХ века. Л., 1982.

      11 Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу. М., 1988.

      12 Березовская Л. Н. Александр Грин: Битвы с черновиками // Лит. учеба. М., 1988. №5. С. 117-119.

      13 Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Л., 1971.

      14 Бочковская Т. Я. Герои Гринландии // Наука и религия. 1980. №9. С. 48-49.

      15 Буланов А. М. Притягательная сила мечты // Грин А. С. Алые паруса; Феерия и романы. Волгоград, 1988. С. 237-239.

      16 Важдаев В. Проповедник космопотилитизма // Новый мир. 1950. №1. С. 257-272.

      17 Вержбицкий Н. К. А. Грин. Встречи. М., 1978.

      18 Втхров В. Рыцарь мечты / А. Грин. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 3-34.

      19 Волков К. Слово о музыке. М., 1991.

      20 Вольпе Ц. С. Об авантюрно-психологических новеллах А. Грина // Ц. С. Вольпе Искусство непохожести. М., 1991. С. 22-43.

      21 Воронина Н. И. Огарев и музыка. Саранск. 1981.

      22 Воспоминания об А. Грине / Сост. В. Сандлер. Л., 1972.

      23 Галанов Б. Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь. М., 1972.

      24 Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.

      25 Гловацкий Б. С. Лермонтов и музыка. М. ; Л., 1964.

      26 Гозенпуд А. А. Избр. ст. Л. ; М., 1971.

      27 Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. Л., 1971.

      28 Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. Л., 1975.

      29 Гозенпуд А. А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л., 1981.

      30 Гозенпуд А. А. Тургенев И. С. Спб., 1994.

      31 Гуревич П. С. Музыка и борьба идей в современном мире. М., 1984.

      32 Гусев Н., Гольденвейзер. Лев Толстой и музыка. М., 1953.

      33 Дмитриев Н. Мечта разыскивает путь: К 100-летию со дня рождения А. Грина // Учительская газета. 1980.23 августа. №101. С. 4.

      34 Дунаевская И. К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве Грина. Рига, 1988.

      35 Дьюхерст - Меддок О. Целительный звук. М., 1998.

      36 Заманский Л. Ветер поэзии: К 100-летию со дня рождения А. Грина // Молодая гвардия. 1980. №8. С. 304-311.

      37 Зелинский К. Грин // Красная новь. 1934. №4. С. 199-206.

      38 Зорин В. Повелитель случайностей. Калининград, 1980.

      39 Иванов А. С. Горький в музыке. М., 1969.

      40 Из прошлого советской музыкальной культуры / Сост. Т. Ливанова. М., 1975.

      41 Из прошлого советской музыкальной культуры / Сост. Т. Ливанова. М., 1982.

      42 Искусство в мире духовной культуры / Отв. ред. Е. П. Шудря. Киев, 1985.

      43 Искусство / Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев. М., 1989.

Информация о работе Александр Грин и музыка