Анализ произведения "Божественная комедия" Данте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:13, реферат

Описание работы

«Божественная комедия» (1307-1321)- один из величайших памятников мировой литературы, синтез средневекового мировоззрения и предвестие Возрождения, ярчайшее воплощение авторской мысли Данте. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.

Работа содержит 1 файл

Замысел Комедии и ее цель.docx

— 33.45 Кб (Скачать)

Замысел Комедии и ее цель

«Божественная комедия» (1307-1321)- один из величайших памятников мировой литературы, синтез средневекового мировоззрения и предвестие Возрождения, ярчайшее воплощение авторской мысли  Данте. Именно как автор «Божественной  комедии» Данте является в одно и  то же время последним поэтом средних  веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его  творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь  в величавое, гармоничное художественное целое.

Данте дал своей  поэме название »Комедия» (средневековый  смысл этого слова: произведение со счастливым финалом). Само название »Божественная комедия» принадлежит Джованни Боккаччо, великому итальянскому писателю эпохи Возрождения, первому исследователю творчества Данте.

Считается, что  толчком к созданию поэмы стал сон, увиденный Данте в 1300 году. Об этом свидетельствуют строки поэмы: » Земную жизнь пройдя до половины,//Я очутился в сумрачном лесу,//Утратив правый путь во тьме долины». Половина жизни, по средневековым представлениям-35лет, которых поэт достиг в 1300 году. Произведение писалось поэтом в течение последних четырнадцати лет жизни и, следовательно, позже 1300 года. Данте пишет, что к середине жизни он оказался на распутье, утратив былые идеалы, и теперь вынужден переосмыслить свою жизнь, найти верный путь.

Цель поэмы  выражена в стремлении поэта удержать людей от зла и направить их к добру. Высший же смысл «Божественной  комедии» заключается для Данте  в стремлении воспеть Беатриче и великую силу любви к ней, спасшую его от всех заблуждений и позволившую написать поэму.

 

Жанровые  особенности «Комедии»  и ее значение в  мировой культуре

По жанру «божественная  комедия» связана с античной традицией (Энеидой Вергилия») и несет в  себе черты средневекового жанра  видения (исследователи отмечают переклички в поэме с «Видением Тнугдала»)

Поэма Данте "Божественная комедия" удивительным образом объединяет в себе проблему философского содержания и конструирование искусства. Это  единение имеет огромное значение как для философии, так и для искусства. Поэма настолько фундаментальна, что представляет собой не одну поэму, а целый род поэзии нового, поэтому для своего объяснения она требует своей, совершенно новой теории, способной объединить отдаленные формы в единое целое.

Композиция  произведения

«Божественная комедия» отличается необыкновенно  четкой, продуманной композицией. Поэма  делится на три большие части («кантики»), посвященные изображению  трех частей загробного мира, согласно учению католической церкви - ада, чистилища  и рая. Каждая из трех кантик состоит  из 33 песен, причем к первой кантике добавляется ещё одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трехстрочными строфами - терцинами).

Самые значимые числа «Комедии» -- 3, 9, 10, то есть Троица, ее благодать и божественная полнота. Эти числа пронизывают всю  песнь. Номер песни во второй кантике--30. До нее 63 песни (6 + 3 = 9), после нее 36 песней (3 + 6 = 9), сама она 64-я (6+4=10). Композиционно  важные моменты песни: начало песнопений -- стих 10; обращение к Вергилию-- стих 46 (4+6=10); первые слова Беатриче с упоминанием имен Данте и Вергилия -- стих 55 (5+5=10); именование Беатриче -- стих 73 (7+3=10). Особенно важны 55-й стих, где в первый и последний раз звучит имя Данте, и 73-й, где в первый раз звучит имя Беатриче. До 55-го стиха 54 стиха (5+4 = 9), после него 90 стихов (9+0 = 9). До и после 73-го стиха 72 стиха (7+2 = 9). Этот стих - середина песни. Всего в песне145стихов (1+4 + 5=10). Данте вообще очень внимательно относится к именам: Беатриче упомянута в поэме 63 раза (6+3 = 9), рифмуется ее имя в 9-ти случаях.

По форме поэма -- загробное видение, каких было много в средневековой литературе.

Данте - герой и автор  жития

Важной особенностью "Божественной комедии" является то, что главным героем автор делает себя - Данте Алигьери. Поэтому произведение обладает большой долей субъективизма. Этот факт заслуживает рассмотрения, так как Данте - тоже является частью социума. Но образ героя и самого автора различны. Например, Данте-герой никого не судит, он просто странник в загробном мире, который созерцает и запоминает. Но судит автор. Именно по его воле герои оказываются либо среди праведников, либо среди грешников. Посещая Ад, Рай и Чистилище Данте-герой, по словам И.Н. Голенищева-Кутузова, "очищается и приобретает совершенное познание". А автор руководит его путем, вкладывая свои слова в уста проводников: Беатриче и Вергилия. Данте-герой имеет конкретные черты характера: он способен на сострадание, жалость, гнев. При этом он чувствует себя беззащитным и часто ищет поддержки у Вергилия, который для него "отец и вождь", и у Беатриче. Когда в самом начале поэмы Вергилий предлагает Данте совершить путешествие в загробный мир, то поэт ни секунды не колеблется. Данте сразу и безоговорочно вступает на этот путь, он - избранный. Хотя Данте-герой этого не признает: «Достаточно ли мощный я свершитель, Чтобы меня на подвиг звать такой? Я не достоин ни в малейшей мере». Вероятно, автор помещает себя в центр действия поэмы, как человека, способного передать увиденное обществу, стать для него пророком. " Данте выполняет в "Комедии" именно эту роль - поэта-пророка. Вот что пишет об этом Доброхотов: "чувство избранничества дает возможность сопоставить личное и всеобщее, уподобить свою судьбу уделу общества, которое также избранно Богом для высоких целей". Данте пропускает через себя пороки общества, чтобы познать себя, чтобы узреть истину. Поэтому субъективизм поэмы не переходит в эгоцентризм.

божественная комедия данте литература

«Но страсть  и волю мне уже стремила,

Как если колесу дан ровный ход,

Любовь, что движет солнце и светила»

Такими строками заканчивается "Божественная комедия", Данте достигает озарения и выполняет  свою миссию.

Обоснование путешествия по Вселенной. Космос Данте

Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космология - замечательная поэтическая картина вселенной. Данте не собирался устанавливать подлинную или вероятную топографию того Света. В прологе к его комментариям читаем, что «Комедия» стремится показать в аллегорической форме три состояния человека: в первой части, именуемой «Ад», рассматривается порок, во 2-й -- «Чистилище» -- переход от порока к добродетели, в 3-й-- «Рае» -- совершенный человек, «чтобы постичь Высшее благо, человеку необходимы и высшая добродетель и блаженство». Так понимали и прочие комментаторы древности, к примеру, Джакомо делла Лора объясняет: «Поэт разделил книгу на три части -- Ад, Чистилище и Рай, чтобы показать, что жизнь возможна в трех видах: жизнь порочных, жизнь кающихся и жизнь добрых».

Данте придерживается птолемеевой системы. В сознании Данте причудливо переплелись идеи Пифагора, Платона и Птолемея. Из учения Пифагора он почерпнул представления  о четырех первоосновах мира -огне, воздухе, воде и земле. От Птолемея -- представление о пятом элементе -- Вселенной. Платон же представлял Вселенную в виде правильного двенадцатигранника -- додекаэдра. В него последовательно вписывались правильный двадцатигранник -- икосаэдр, обозначавший воду, куб -- землю, октаэдр -- воздух и тетраэдр -- огонь. В соответствии с астрономией Птолемея Данте помещает Землю (окруженную прочими первоэлементами) в центр Мира. Вокруг Земли на небесных сферах обращаются Луна, Солнце и известные в то время пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. На последней, внешней сфере находятся звезды. Небесные сферы приводятся в движение Перводвигателем, вращающимся за счет силы Бога Отца.

Ад. Данте представляет его в виде воронки, ступенями  или кругами уходящей к центру Земли. Этих кругов ровно 9. На каждой ступени  Ада - определенный вид грешников, и  чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок. Его центральный  пояс -- Джудекка, названный так по имени придавшего Христа апостола Иуды, находится в самом центре Земли. Здесь, возвышаясь по грудь изо льда, замерзшего озера Коцит, пребывает бывший ангел Люцифер, а ныне властелин Ада - Дьявол. Он ужасен: шесть его крыльев без перьев, гонят три ветра по темному пространству Ада; под крыльями три лица -- красное, бело-желтое и черное; шесть глаз источают слезы, а из трех пастей стекает кровавая слюна. Эти пасти терзают трех самых страшных, по мнению Данте, грешников: предателя величия Божеского -- Иуды и предателей величества человеческого (Цезаря) -- Брута и Кассия. Спустившись по ногам Люцифера, Данте и Вергилий оказываются в другом полушарии Земли, заполненном водой. Выныривают они вблизи горы Чистилища на вершине которой находится Земной Рай. Небесный Рай состоит из 9 сфер, находится в Эмпирее -- верхней части неба, расположенной за пределами сферы звезд и имеющей огненную природу. Здесь, перед престолом Бога, восседают на лепестках Райской Розы ветхозаветные и новозаветные праведники, а также те, кого Данте считает достойными лицезреть Бога, среди них и Беатриче. Престол Господа Бога окружен девятью кругами ангельских чинов. Ближе всего к Богу ангелы высших рангов, созерцающих могущество Бога Отца: серафимы, херувимы и престолы. Затем следуют господства, силы и власти, внимающие мудрость Бога Сына. И, наконец, замыкают круги Эмпирея начала, архангелы и просто ангелы, ощущающие Любовь Святого Духа.

Художественное  воображение Данте простирается и на планеты. На соответствующих  небесных сферах он располагает души людей, искупивших свои грехи, очистившихся от нехороших помыслов и теперь пребывающих  в Рае. Они располагаются тем  ближе к Богу, чем выше и чище, по мнению Данте, их дух.

Вергилий  и мир античной культуры

«Божественная комедия» имеет также и античные источники. Обращение Данте к  ним объясняется огромным интересом  к античным писателям, что является одним из главных симптомов подготовки Ренессанса в его творчестве. Из античных источников поэмы Данте наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца. Влияние «Энеиды» на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемой путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этот смелый приём находит объяснение в том, что Вергилия считали в средние века провозвестником христианства.

Путешествие Данте  по аду об руку с Вергилием, показывающим и истолковывающим ему различные  мучения грешников, символизирует  процесс пробуждения человеческого  сознания под воздействием земной мудрости, философии. Чтобы покинуть путь заблуждения, человек должен познать себя. Все  грехи, наказываемые в аду, влекут за собой форму наказания, аллегорически  изображающую душевное состояние людей, охваченных данным пороком.

Поднявшись с  Данте по уступам горы чистилища  к земному раю, Вергилий покидает его, так как дальнейшее восхождение  ему, как язычнику, недоступно.

Помимо морально-религиозного смысла, образ Вергилия в «Божественной  комедии» имеет политический смысл. С политической точки зрения дремучий лес символизирует анархию, царящую  в Италии и порождающую три  порока. Вергилий, прославляющий в  своей «Энеиде» Римскую империю, символизирует гибеллинскую идею всемирной монархии, которая одна, по мнению Данте, может установить на мир на земле.

Данте критически пересматривает аскетические идеалы церкви. Временами соглашаясь с церковным учением о суетности и греховности стремления к славе и почестям, он в то же время восхваляет устами Вергилия стремлением к славе.

Мистическая и куртуазная традиции в «Божественной  комедии»

Данте принадлежал  к поэтам так называемого "сладостного  нового стиля" (итальянский вариант  лирики трубадуров) и в то же время  прекрасно знал и любил латинскую  классику (Вергилия, Стация, Лукана и других авторов). Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики -- взаимоотношений «земной» и «небесной» любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму. У Данте любая идея -- «мысль Бога».

Данте включался  в мистическую традицию Средневековья - и в этом смысле дантова модель загробного существования, наследует мистико-теологическим построениям Фомы Аквинского (который считался учителем великого флорентийца )причем Эллисова трактовка Дантова «восхождения» укладывается в оккультную традицию медитации: «В сфере эмпирея Данте утрачивает свою личность, свое человеческое «я», сливаясь с полнотой совершенства небесных иерархий (видение Вечной Розы) и самого Божества».

Беатриче - вдохновительница и героиня поэмы

По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению  в нем поэта явилась трепетная  и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари -- к юной и прекрасной Беатриче.

Поэт был восхищен Беатриче,но был вынужден скрывать свою любовь дабы избежать расспросов друзей. Он рассказывал об облагораживающем воздействии, которое оказывала на него и на всех других людей Беатриче. Она распространяла вокруг себя как бы атмосферу добродетели, и любовь, которую она вызывает в людях, сама оказывается путем к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается после ее смерти- отчаяние поэта не знало границ. После нескольких лет тоски поэт встречает какую-то “сострадательную даму”, жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает раскаяние; он решается отныне всецело отдаться воспеванию Беатриче. Но для этого нужно долгое ученье. Он будет накапливать знания для того, чтобы сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине. “Божественную комедия” представляется ему начинанием, предпринятым для прославления Беатриче.

В «Божественной  комедии» Беатриче становится водительницей Данте по небесному раю, ибо для созерцания божественной награды, даруемой праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна: необходима небесная, религиозная мудрость - богословие, олицетворение в образе возлюбленной поэта. Она возносится с одной небесной сферы на другую, и Данте летит за ней, увлекаемый силой своей любви. Его любовь очищается теперь от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечно целью её является лицезрение бога, который сам есть «любовь, движущая солнцем.

Информация о работе Анализ произведения "Божественная комедия" Данте